Сказ об Александре Невском. Ледовое побоище. Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гринько Наталья Юрьевна

 

Практика патриотического воспитания дошкольников убеждает в том, что ребёнок уже в "нежном" возрасте способен ощущать себя частичкой своей семьи, своей нации. Славные подвиги русского народа пробуждают у дошколят чувство гордости за свою Родину, любви и почитания её героев.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.put_k_duhovnosti.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сказ об Александре Невском. Ледовое побоище. Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраст

Актуальность

Практика патриотического воспитания дошкольников убеждает в том, что ребёнок уже в "нежном" возрасте способен ощущать себя частичкой своей семьи, своей нации. Славные подвиги русского народа пробуждают у дошколят чувство гордости за свою Родину, любви и почитания её героев.



Цель: обогатить эмоционально-художественное восприятие детьми подвигов русского народа через знакомство с разными видами искусств.

Задачи:

  • формировать духовно-нравственные отношения;
  • пробуждать чувства причастности и любви к семье, родному дому, стране, к природе родного края;
  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

Предварительная работа. Для усиления эффекта педагогического воздействия используйте художественные средства:

музыка:

  • фрагменты кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские», «Скок свиньи»;
  • хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки;
  • «Былинные наигрыши», исп. Д. Локшин;
  • русские народные песни: «Земелюшка-чернозём», «Во кузнице…», «Прялица»;

кино:

  • фрагменты нападения тевтонских рыцарей из кинофильма «Александр Невский» С.М. Эйзенштейна;
  • виды древнерусских городов;

живопись:

  • картины из жизни былинных богатырей;
  • портрет Александра Невскогохудожника П. Корина;
  • картины родной природы;

художественная литература:

  • мотивы и стилевые особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;
  • отрывки из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище» (для чтения взрослыми и детьми);
  • поговорки, потешки, стихи (для чтения детьми);

театр:

  • взрослые разыгрывают роли гусляра, русского богатыря, тевтонского рыцаря;
  • дети инсценируют русские народные песни.

Ход мероприятия:

Открывается занавес. На резной скамье сидит гусляр, в руках у него гусли. Звучит фонограмма «Былинные наигрыши» в исполнении Д. Локшина (гусли).

Гусляр:
Ох, вы, гой еси, люди добрые.
Старина новизне низко кланяется.
Собирайтесь-ка вы, люди добрые,
Не в дорожку-путинку,
А в далёкое путешествие.
Ох, да не за сто вёрст, не за тысячу,
А за тысячу лет против времени.

Демонстрация на проекторе видов древнерусских городов.

Гусляр:
На высоких холмах стоит стольный град Новгород.
Высоки, крепки стены городские.
Лежат вокруг сёла многолюдные,
Пашут землю и сеют хлеб пахари вольные.

Дети исполняют русскую народную песню «Земелюшка-чернозём»под аккомпанемент фортепиано.

Гусляр: В городских посадах куют кузнецы умелые.

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…»под аккомпанемент фортепиано с использованием треугольников.

Гусляр: На всей земле святой не сыскать, не найти лучше девиц красных, что в Новгороде. Ткут рубахи белые, золотом узоры вышивают. Ходят плавно – словно лебёдушки, смотрят сладко – как голубушки, молвят слово – соловей поёт!

Девочки исполняют русскую народную песню «Прялица» под аккомпанемент фортепиано.

Гусляр: Богата земля русская! Могучий и вольный народ – русичи!

Звучит фрагмент из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева «Скок свиньи».

Гусляр:
Ни хмара, ни туча чёрная
Набежала на солнышко ясное.
Пришла беда, беда лютая.
Король литовский собрал войско великое,
Напал на землю русскую, кипя духом ратным.

На проекторе: кадры нападения тевтонских рыцарей из кинофильма «Александр Невский» С.М. Эйзенштейна.

Гусляр:
Ой, ребята, пойте – только гусли стройте.
Ой, народ, послушай, напрягите уши!

Фрагмент хора «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева.

Гусляр:
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте люди вольные
За нашу землю честную.

Мальчики надевают шлемы и  кольчуги на свои косоворотки.

Гусляр: Прошёл я много стран и видел многие народы, но не встретил ни одного царя среди царей, ни князя среди князей как наш свет князь Александр Ярославович Невский.

На проекторе: портрет Александра Невского художника П. Корина.

Гусляр:
И сказал наш князь Александр Невский:
«Нас мало, а враг силён. Не в силе Бог, а в правде».
Клич кликнул он звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добры молодцы?
Выходите-ка все на простор реки.
Кто побьёт врага, того князь наградит.
А кто будет бит, тому Бог простит!»
Встали войска друг перед другом,
А впереди поединщики.

Гусляр:
Вышли оба: Гаврила – богатырь и чужой басурманский сын,
Честный бой начинается!
Размахнулся враг и ударил в грудь –
Затрещала грудь молодецкая.
Пошатнулся наш Гаврила Олексич.
И подумал он: «Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнего!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

. На проекторе: фрагменты из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой С.С. Прокофьева «Крестоносцы во Пскове». На фоне экрана чтецы начинают читать отрывки поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».

1-й чтец (педагог):
На голубом и мокроватом
Чудском потрескавшемся льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От Сотворения году,
В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.
…Князь перед русскими полками
Коня с разлёта развернул,
Закованными в сталь руками
Под облака сердито ткнул.
«Пусть с немцами нас Бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь что будет,
Поможем божьему суду!»
Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно всё кругом.
...И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой.

2-й чтец (ребёнок):
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом…
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы…
…И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.

3-й чтец (педагог):
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К ливонским землям уходил.

Проводятся игры: «Лучники», «Петушиный бой», «Битва со Змеем Горынычем».

Гусляр: Одержали победу русичи, прогнали врагов далеко от своей земли.

И сказал тогда наш князь Александр Невский:

«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»

На проекторе появляются картины родной природы.Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.Взрослые и дети слушают.

Все вместе:
Славься, славься ты Русь моя.
Славься ты русская наша земля,
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии литературно - хореографических композиций для детей старшего дошкольного возраста.

В сборнике представлены оригинальные сценарии музыкально -хореографических композиций с детьми старшего дошкольного возраста, нацеленные на воспитание у детей любви к Родине, воспитанию патриоти...

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø  Формирование патриотических чувств и любви  к родному краю ...

сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста "Так начиналась война"

Сценарий состоит из  стихотворений на тему ВОВ, которые в ходе мероприятия обыгрываются по ролям....

Музыкально-литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста посвященная празднованию 75 годовщины ВОВ. Проект «Письма нашей памяти».

Музыкально-литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста посвященная празднованию 75 годовщины ВОВ.В преддверии большого праздника День Победы разработан проект «Письма нашей п...

Музыкально-литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста "А война пусть выйдет вон"

Музыкально-литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста "А война пусть выйдет вон"...

Сценарий православного праздника «Свет Рождественской звезды» (музыкально-театральная композиция для детей старшего дошкольного возраста)

Настоящая методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования. Предлагаемый материал может использован как целостно...

Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения  являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в  материалах «Кон...