Открытое Занятие - Занимательное путешествие
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Соловьёва Нина Викторовна

Исследовательская деятельность плюс игра по подстанциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДППО ЦПКС Красногвардейского района

Санкт – Петербурга

Информационно – методический центр

ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Методическое объединение учителей-дефектологов

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект

Взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателя с детьми с ОВЗ подготовительной  к  школе  группы

Тема: «Занимательное путешествие»  (игра по станциям).

               

                         

                           

                              Составители: Юрманова Юлия Валерьевна

учитель-дефектолог высшая кв. категория

                                                Соловьёва  Нина Викторовна  

воспитатель высшая кв. категория

             

 

Использованные педагогические технологии:

- технологии разного уровневого обучения;

- технологии проблемного обучения в детском саду;

- игровые  технологии;

- технологии исследовательской деятельности;

-  информационно-коммуникационные технологии

- здоровье сберегающие технологии.

Санкт – Петербург.

2017 г.

Тип непосредственно-образовательной деятельности - систематизация знаний по  темам: «Составление задач по картинкам», «Свойства предметов», «Мои любимые сказки».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: активизация познавательной деятельности и развитие умений применять полученные знания на практике.

Образовательные задачи:    

I. Образовательная область   «Познавательное развитие».

1. Формирование умения составлять условия задач в соответствии с заданным рисунком.

2. Закреплять умение выделять в задаче вопрос и ответ.

3. Закрепление счётные умения и навыки.

4. Развитие навыков и умений понимать проблемные ситуации и находить способы решения проблем.

5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

II. Образовательная область   «Речевое развитие».

1. Стимуляция речевого общения, обогащение пассивного и активного словаря.

2. Развитие  диалогической речи.

3. Развитие умения аргументировать свои высказывания.

III. Образовательная область  «Социально-коммуникативное  развитие».

1. Воспитание навыков культуры общения и поведения.

2. Формирование элементарных навыков самоконтроля и самооценки.

IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие творческого  воображения..                                                                                                                   2. Закрепление знаний и представлений о геометрических фигурах.

3. Развитие навыков конструирования предметов из плоскостных геометрических фигур.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развитие внимания, логического мышления, сообразительности в ходе  выполнения игровых заданий.

2. Развитие познавательной активности и умения применять сформированные знания и навыки   в практической деятельности.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать умение слушать педагога и действовать по его инструкции.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать посильную помощь другому.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: сотовый телефон, сюжетные картинки, набор цифр, набор геометрических фигур, таз с водой, набор тонущих и плавающих предметов, бумажная коробочка, узкая дощечка, пенопласт, детская художественная литература, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.

Предварительная работа представлена в приложении 1 к конспекту.

План и  ход  занятия.

(условные обозначения:  Д – учитель-дефектолог,  В – воспитатель)

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность  и ответы детей

1. Мотивационный этап

Дефектолог, воспитатель и дети входят в зал и здороваются с гостями.

Звонит телефон. Воспитатель отвечает на звонок.

В. – ребята, мне сообщили о том, что в Санкт-Петербурге, для детей начинается игра по станциям, желающие могут принять участие. А хотите и мы с вами отправимся на эту   игру?

Здороваются с гостями.

   

Да

2. Ориентировочный этап

 В. - для того что бы попасть в игровой центр, надо посчитать от 10 до 5.

В: что бы войти в игровой зал, надо взять по одному пригласительному билету. На одном билете написан пример, а на другом – ответ. Найдите себе пару.

В и Д.   обращают внимание детей на экран, на котором изображён маршрут движения по станциям. Нам надо пройти по следующим станциям: «Математическая», Экспериментальная», «Литературная»   и   «Самоделкино».

Д: наша задача – выполнить задания и дойти до финиша. Вы готовы пройти эти испытания и выполнить  все  задания?

Все вместе считают от 10 до 5.

решают примеры, находят пару (на одном билете написан пример, а на другом – ответ) и проходят через обруч в игровой зал.

Знакомятся с маршрутом и названиями станций

 

 -  Да

3. Исполнительский этап

   

1. станция «Математическая»

   

 (проводит учитель-дефектолог)

  Дети вместе с педагогом стоят у экрана.

Д: Первая станция «Математическая». Нам предлагают выполнить  несколько заданий

 1)Задание – нужно по сюжетным картинкам составить задачу и решить её.

 (на экране изображены сюжетные действия - 4 варианта – по количеству детей).

2) Задание – сравнить числа или выражения и поставить знак «больше», «меньше» или «равно». (на экране появляется 4 варианта задания, например,  

  6 ? 9;  8 ? 5;  4+1 ? 7-2;    3+2 ? 10-2).

3) Задание – назвать соседей числа

На экране появляется 4 варианта задания. Например, * 5* , * 7*,  * 9*,  *3*

Д: молодцы, эти задания Вы выполнили, теперь перейдём к следующей станции.

№ 1 по очереди составляют и решают задачу на сложение или вычитание. Называют ответ.

№ 2 по очереди называют  результаты сравнения. (на экране появляется знак).

№ 3 по очереди называют  соседей заданного числа

2. станция –

       «Водная» 

(проблемно-поисковая ситуация).

проводит учитель-дефектолог

 

Ситуация. Д.: на разных берегах

маленькой  речки играли два мальчика, и один предложил другому: «Давай будем играть вместе – я тебе отправлю по реке свои игрушки, а ты мне – свои». Д.: ребята давайте поможем мальчикам переправить игрушки с одного берега на другой. Посмотрите, у меня есть разные кораблики  и машинка. Сейчас мы подойдём к ёмкости с водой и попробуем опустить эти предметы  поочерёдно в воду.

Возьмите по одной игрушке, рассмотрите её  и ответьте на вопросы:

-из какого материала сделана твоя игрушка?;

-если кораблик сделан из резины, то это какой кораблик?

- кораблик какой по весу?.

 Теперь поочерёдно опустите в воду.

Д: почему машинка утонула?

Д : как же нам передать эту игрушку по воде? (посмотрите какие предметы ещё лежат перед вами и попробуйте их

 использовать).

Д: молодцы вы правильно выбрали пенопласт и передали машинку.

Д: как вы считаете, вы помогли мальчикам передать игрушки с одного берега на другой?

Подходят к тазу с водой.  Каждый ребёнок берёт по одной игрушке, рассматривает её и отвечает на вопросы педагога.

В зависимости от того какую игрушку держит ребёнок он отвечает:

- из резины (из пластмассы, дерева или металла)

- резиновый (или пластмассовый, деревянный, металлический);

- лёгкий (или тяжёлый).

Поочерёдно опускают в воду  предметы и объясняют почему кораблик не тонет.

Один из детей опускает машинку и она тонет.

-она тяжёлая.

Дети пробуют переправить металлическую машинку,

ставя то на узкую деревянную дощечку, то в бумажную коробку, то на пенопласт, каждый раз объясняя свой выбор. И выбирают пенопласт.

-Да.

3 станция – «Литературная»

(проводит воспитатель)

В: следующая станция «Литературная»  Подойдите к экрану. На экране появляются по очереди числа 2, 3, 7. В названии некоторых сказок есть число, давайте вспомним эти сказки.

1. Назовите сказки,  в названии которых встречается цифра 2.

В: молодцы. Скажите, что нашли медвежата? Почему они не смогли поделить сыр? Кто им помог? Как вы считаете, помогла им лиса или проучила жадных медведей?

В: Назовите сказки,  в названии которых встречается цифра 3.

В: Назовите сказки,  в названии которых встречается цифра 7.

В: посмотрите на экран и скажите хватит ли всем козлятам капусты?

В: вспомните сказку «Цветик-семицветик». Какие желания она загадывала?

У девочки остался последний лепесток, какое желание она загадала?

В: Есть сказки, в которых главные герои напоминают по форме геометрические фигуры. Например,  герой какой сказки напоминает геометрическую фигуру –круг?

В: в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» на кукую фигуру похож пузырь, а на какую лапоть?

В:  Молодцы,  все задания выполнили и теперь переходим к последней станции.

«Два жадных медвежонка», «Две лягушки». (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок).

- сыр.

- каждый медвежонок боялся что другому достанется большой кусок;

- лиса

- проучила.

- «Три медведя», «Три поросёнка». (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок).

- «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик».

- считают и отвечают, что хватит.

- варианты ответов;

- она захотела, что бы мальчик поправился

-«Колобок».

- круг, овал. (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок).

4 станция – «Самоделкино»

(проводит воспитатель)

В: посмотрите, на столе лежат два набора геометрических фигур. Из фигур соберите предмет и назовите, в какой из сказок, которые мы только что вспомнили, он встречается.

Делятся на две команды по 2 человека и подходят к столам. Каждая из команд собирает из плоскостных геометрических фигур предмет и называет его:

- домик из сказки «Три поросёнка» или «Волк и семеро козлят».

-медведь из сказки «Два жадных медвежонка»,

4. Рефлексивный этап

Д: Молодцы, вы прошли все станции и выполнили все задания.  Вам понравилась играть по станциям? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание показалось вам наиболее трудным?  

 Варианты ответов детей.

5. Перспективный этап

А ещё вы хотите поиграть? В следующий раз мы побываем на  других станциях, например, космическая или подводная или лесная.

Прежде, чем попрощаемся с нашими гостями, за то, что Вы прошли все испытания и пришли к финишу,  Вас ждёт сладкий приз. Но что бы его найти, надо внимательно посмотреть вокруг на предметы, которые находятся в зале и найти предмет,  у которого нет пары.

Воспитатель и учитель-дефектолог  вместе с детьми прощаются с гостями и покидают игровое поле.

Варианты ответов детей.

находят предмет (в ограниченном пространстве), который не имеет пары, и получают сладкий приз.

Прощаются с гостями и уходят в группу.

                                                                                                                                 

 

Приложение 1.

Предварительная работа и интеграция образовательных областей.

1.Образовательная область  «Познавательное развитие» РЭМП

1. Закрепление знаний о соотнесении количества предметов с числом и цифрой. Дид.игры: «Числа и цифры», «Белочки и орехи», «Найди ошибку». Работав тетради: под каждой цифрой (до 10) раскрасить  соответствующее количество  кругов.

2. Закрепление знаний о числах и цифрах до 10. Выполнение заданий в назывании и написании соседей заданного числа. Упражнения: «Назови соседей», «Вместо точек напиши пропущенные цифры», графические диктанты.

3. Выполнение практических заданий при сравнении смежных чисел и при сравнении множеств. Тренировочные упражнения в написании цифр и знаков:  >, <, =. Выполнения дидактических заданий: «Назови число, которое меньше 6 на 1», «Что больше 5 или7?», «Всем ли зайцам хватит морковки?», «Какое число больше (меньше)» и т.д. Работа в тетради в клетку.

4. Знакомство  детей со структурой задачи. Развитие умений в составлении задач по картинкам, по действиям педагога.

  • выполнение заданий в рабочей тетради «Составляем задачи»
  • составление в совместной деятельности условий  задач по сюжетным картинкам, умении поставить вопрос и тренировочные упражнения в письменном оформлении решения задач на сложение и вычитание на 1 (2);
  • составление задач по действиям педагога. Например, на столе лежит 5 карандашей, 1 убираю. Ребёнок учится составлять задачу по данным действиям и называть (записывать) решение: 5-1=4 и говорить  полный ответ на вопрос задачи.

2. Сенсорное развитие.

 Использование на занятиях  экспериментальной деятельности является необходимым условием для развития интереса у детей с ЗПР к различным предметам. Принимая участие в опытах, дети не только знакомились с различными свойствами, но у них формировались представления о физических свойствах предметов, которые сделаны из различных материалов.

Через опыты дети закрепляют и обогащают свои знания о свойствах и качествах объектов  (свойства воды, дерева, бумаги, резины и др.). Также, опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. В процессе проведения опытов дети не только наблюдали за свойствами предметов, но и учились делать выводы.

При знакомстве со свойствами предметов (название материала, вес, форма)  в практической деятельности были использованы предметы из бумаги, дерева, резины, пластмассы, металла. На начальном этапе дети знакомились со свойствами бумаги (сухой и мокрой), её фактурой сравнивали по весу, держа комки из сухой и мокрой бумаги на ладонях, разрывали бумагу, мяли и т.д. В совместной деятельности учились делать выводы при сравнении сухой и мокрой бумаги.

Определяли на ощупь какая бумага, гладкая или шершавая, плотная или тонкая.При знакомстве с предметами, игрушками из других различных материалов использовался  приём осязательного обследования формы и материала предмета. Затем  с закрытыми  глазами ребёнок запоминал эти ощущения.

Выполнение практических заданий: «Определи на ощупь», «Что в руке?», «Холодный – тёплый»  и т.д. При знакомстве с материалами из которых были сделаны игрушки проводились опыты с водой ( Дид .игры: «Плавает – тонет», «Покатай куклу на кораблике», «Чей кораблик быстрей доплывёт?»). Так же проводились другие опыты на знакомство со свойствами материала из которого были сделаны предметы: «Катится - не катится», «Ломается –гнётся», «Мягкий –твёрдый»  и т.п.

Образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное  развитие».

1. Дети в течении определённого периода времени последовательно знакомились со следующими сказками: «Два жадных медвежонка», «Две лягушки», «Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Цветик–семицветик». При чтении и обсуждении сказок

рассматривали иллюстрации, смотрели видеофильмы и мультфильмы. Учились отвечать полным ответом по содержанию прослушанного текста, называть главных героев и анализировать поступки героев (в совместной деятельности), пересказывать содержание.

2. Обыгрывание сказок  с дидактическими игрушками, предметами через конструирование, лепку и т.д.

3. Проведение  элементов театрализованной игры по прочитанной сказке с использованием различных атрибутов (маски, костюмы).

4.Дети вместе с родителями выполняли  рисунок или аппликацию по изученной сказке.

5. После изучения 2-3 сказок проводилась в группе викторина, например: «Назови главных героев», «Кто первым появился в сказке (название), а кто потом», «»Кто помог герою сказки?», «Угадай героя сказки по описанию»  и т.д.

               Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».    

1. Закрепление умений создавать плоскостные изображения  различных предметов из палочек, бумаги, заготовок,  геометрических фигур. Выполнение практических заданий: «Создай целое», «Какой детали не хватает?», «Назови форму предмета» и т.д.

2. Дети по заданию воспитателя создавали атрибуты для обыгрывания сказок, например, выкладывали из плоскостных геометрических фигур персонажей по сказке «Два жадных медвежонка».

3. Проведение дидактических игр: «На что похоже?», «Геометрическое лото», «Определи фигуру на ощупь» с целью закрепления знаний о геометрических фигурах.

4. Создание коллективных построек по замыслу с обыгрыванием простого сюжета. Постройки  из строительных наборов и конструктора Лего с использованием  дидактических игрушек при обыгрывании сказок: «Три поросёнка», «Три медведя».

5. Проведение в группе конкурса поделок по содержанию изученной сказки, например,       «Пузырь, соломинка и лапоть».                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие «Занимательное путешествие»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, животных, насекомых, беседы, н...

Конспект сюжетно – физкультурного занятия «Занимательное путешествие»

Цель: закрепление элементарных математических представлений в двигательной деятельности.Задачи:Образовательные:v   Научить выполнять прыжки с высоты  в точно заданную цель;v  Упраж...

Конспект занятия: «Занимательное путешествие» (подготовительная группа)

Конспект занятия: «Занимательное путешествие»  (подготовительная группа)...

Конспект интегрированного занятия "Занимательное путешествие в Африку"

Конспект  совместного занятия логопеда и воспитателя по теме "Занимательное путешествие в Африку"...

Конспект открытого занятия "Занимательное путешествие по островам математики"

Структура занятия:Организационный момент: Игровая ситуация - путешествие по островам в страну математики, чтение телеграммы от Феи.Основная часть: Разминка математическая (дни недели, части суток...

План конспект открытого занятия «Занимательное путешествие по математическим островам»

Цель: Обобщение и закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....