Главные вкладки

    Открытое Занятие - Занимательное путешествие
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Соловьёва Нина Викторовна

    Исследовательская деятельность плюс игра по подстанциям.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ДППО ЦПКС Красногвардейского района

    Санкт – Петербурга

    Информационно – методический центр

    ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида

    Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга

    Методическое объединение учителей-дефектологов

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    Конспект

    Взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателя с детьми с ОВЗ подготовительной  к  школе  группы

    Тема: «Занимательное путешествие»  (игра по станциям).

                   

                             

                               

                                  Составители: Юрманова Юлия Валерьевна

    учитель-дефектолог высшая кв. категория

                                                    Соловьёва  Нина Викторовна  

    воспитатель высшая кв. категория

                 

     

    Использованные педагогические технологии:

    - технологии разного уровневого обучения;

    - технологии проблемного обучения в детском саду;

    - игровые  технологии;

    - технологии исследовательской деятельности;

    -  информационно-коммуникационные технологии

    - здоровье сберегающие технологии.

    Санкт – Петербург.

    2017 г.

    Тип непосредственно-образовательной деятельности - систематизация знаний по  темам: «Составление задач по картинкам», «Свойства предметов», «Мои любимые сказки».

    Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Цель: активизация познавательной деятельности и развитие умений применять полученные знания на практике.

    Образовательные задачи:    

    I. Образовательная область   «Познавательное развитие».

    1. Формирование умения составлять условия задач в соответствии с заданным рисунком.

    2. Закреплять умение выделять в задаче вопрос и ответ.

    3. Закрепление счётные умения и навыки.

    4. Развитие навыков и умений понимать проблемные ситуации и находить способы решения проблем.

    5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

    II. Образовательная область   «Речевое развитие».

    1. Стимуляция речевого общения, обогащение пассивного и активного словаря.

    2. Развитие  диалогической речи.

    3. Развитие умения аргументировать свои высказывания.

    III. Образовательная область  «Социально-коммуникативное  развитие».

    1. Воспитание навыков культуры общения и поведения.

    2. Формирование элементарных навыков самоконтроля и самооценки.

    IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    1. Развитие творческого  воображения..                                                                                                                   2. Закрепление знаний и представлений о геометрических фигурах.

    3. Развитие навыков конструирования предметов из плоскостных геометрических фигур.

    Коррекционно-развивающие задачи.

    1. Развитие внимания, логического мышления, сообразительности в ходе  выполнения игровых заданий.

    2. Развитие познавательной активности и умения применять сформированные знания и навыки   в практической деятельности.

    Воспитательные задачи.

    1. Воспитывать умение слушать педагога и действовать по его инструкции.

    2. Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать посильную помощь другому.

    3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

    Оборудование: сотовый телефон, сюжетные картинки, набор цифр, набор геометрических фигур, таз с водой, набор тонущих и плавающих предметов, бумажная коробочка, узкая дощечка, пенопласт, детская художественная литература, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.

    Предварительная работа представлена в приложении 1 к конспекту.

    План и  ход  занятия.

    (условные обозначения:  Д – учитель-дефектолог,  В – воспитатель)

    Этапы занятия

    Деятельность педагога

    Предполагаемая деятельность  и ответы детей

    1. Мотивационный этап

    Дефектолог, воспитатель и дети входят в зал и здороваются с гостями.

    Звонит телефон. Воспитатель отвечает на звонок.

    В. – ребята, мне сообщили о том, что в Санкт-Петербурге, для детей начинается игра по станциям, желающие могут принять участие. А хотите и мы с вами отправимся на эту   игру?

    Здороваются с гостями.

       

    Да

    2. Ориентировочный этап

     В. - для того что бы попасть в игровой центр, надо посчитать от 10 до 5.

    В: что бы войти в игровой зал, надо взять по одному пригласительному билету. На одном билете написан пример, а на другом – ответ. Найдите себе пару.

    В и Д.   обращают внимание детей на экран, на котором изображён маршрут движения по станциям. Нам надо пройти по следующим станциям: «Математическая», Экспериментальная», «Литературная»   и   «Самоделкино».

    Д: наша задача – выполнить задания и дойти до финиша. Вы готовы пройти эти испытания и выполнить  все  задания?

    Все вместе считают от 10 до 5.

    решают примеры, находят пару (на одном билете написан пример, а на другом – ответ) и проходят через обруч в игровой зал.

    Знакомятся с маршрутом и названиями станций

     

     -  Да

    3. Исполнительский этап

       

    1. станция «Математическая»

       

     (проводит учитель-дефектолог)

      Дети вместе с педагогом стоят у экрана.

    Д: Первая станция «Математическая». Нам предлагают выполнить  несколько заданий

     1)Задание – нужно по сюжетным картинкам составить задачу и решить её.

     (на экране изображены сюжетные действия - 4 варианта – по количеству детей).

    2) Задание – сравнить числа или выражения и поставить знак «больше», «меньше» или «равно». (на экране появляется 4 варианта задания, например,  

      6 ? 9;  8 ? 5;  4+1 ? 7-2;    3+2 ? 10-2).

    3) Задание – назвать соседей числа

    На экране появляется 4 варианта задания. Например, * 5* , * 7*,  * 9*,  *3*

    Д: молодцы, эти задания Вы выполнили, теперь перейдём к следующей станции.

    № 1 по очереди составляют и решают задачу на сложение или вычитание. Называют ответ.

    № 2 по очереди называют  результаты сравнения. (на экране появляется знак).

    № 3 по очереди называют  соседей заданного числа

    2. станция –

           «Водная» 

    (проблемно-поисковая ситуация).

    проводит учитель-дефектолог

     

    Ситуация. Д.: на разных берегах

    маленькой  речки играли два мальчика, и один предложил другому: «Давай будем играть вместе – я тебе отправлю по реке свои игрушки, а ты мне – свои». Д.: ребята давайте поможем мальчикам переправить игрушки с одного берега на другой. Посмотрите, у меня есть разные кораблики  и машинка. Сейчас мы подойдём к ёмкости с водой и попробуем опустить эти предметы  поочерёдно в воду.

    Возьмите по одной игрушке, рассмотрите её  и ответьте на вопросы:

    -из какого материала сделана твоя игрушка?;

    -если кораблик сделан из резины, то это какой кораблик?

    - кораблик какой по весу?.

     Теперь поочерёдно опустите в воду.

    Д: почему машинка утонула?

    Д : как же нам передать эту игрушку по воде? (посмотрите какие предметы ещё лежат перед вами и попробуйте их

     использовать).

    Д: молодцы вы правильно выбрали пенопласт и передали машинку.

    Д: как вы считаете, вы помогли мальчикам передать игрушки с одного берега на другой?

    Подходят к тазу с водой.  Каждый ребёнок берёт по одной игрушке, рассматривает её и отвечает на вопросы педагога.

    В зависимости от того какую игрушку держит ребёнок он отвечает:

    - из резины (из пластмассы, дерева или металла)

    - резиновый (или пластмассовый, деревянный, металлический);

    - лёгкий (или тяжёлый).

    Поочерёдно опускают в воду  предметы и объясняют почему кораблик не тонет.

    Один из детей опускает машинку и она тонет.

    -она тяжёлая.

    Дети пробуют переправить металлическую машинку,

    ставя то на узкую деревянную дощечку, то в бумажную коробку, то на пенопласт, каждый раз объясняя свой выбор. И выбирают пенопласт.

    -Да.

    3 станция – «Литературная»

    (проводит воспитатель)

    В: следующая станция «Литературная»  Подойдите к экрану. На экране появляются по очереди числа 2, 3, 7. В названии некоторых сказок есть число, давайте вспомним эти сказки.

    1. Назовите сказки,  в названии которых встречается цифра 2.

    В: молодцы. Скажите, что нашли медвежата? Почему они не смогли поделить сыр? Кто им помог? Как вы считаете, помогла им лиса или проучила жадных медведей?

    В: Назовите сказки,  в названии которых встречается цифра 3.

    В: Назовите сказки,  в названии которых встречается цифра 7.

    В: посмотрите на экран и скажите хватит ли всем козлятам капусты?

    В: вспомните сказку «Цветик-семицветик». Какие желания она загадывала?

    У девочки остался последний лепесток, какое желание она загадала?

    В: Есть сказки, в которых главные герои напоминают по форме геометрические фигуры. Например,  герой какой сказки напоминает геометрическую фигуру –круг?

    В: в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» на кукую фигуру похож пузырь, а на какую лапоть?

    В:  Молодцы,  все задания выполнили и теперь переходим к последней станции.

    «Два жадных медвежонка», «Две лягушки». (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок).

    - сыр.

    - каждый медвежонок боялся что другому достанется большой кусок;

    - лиса

    - проучила.

    - «Три медведя», «Три поросёнка». (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок).

    - «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик».

    - считают и отвечают, что хватит.

    - варианты ответов;

    - она захотела, что бы мальчик поправился

    -«Колобок».

    - круг, овал. (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок).

    4 станция – «Самоделкино»

    (проводит воспитатель)

    В: посмотрите, на столе лежат два набора геометрических фигур. Из фигур соберите предмет и назовите, в какой из сказок, которые мы только что вспомнили, он встречается.

    Делятся на две команды по 2 человека и подходят к столам. Каждая из команд собирает из плоскостных геометрических фигур предмет и называет его:

    - домик из сказки «Три поросёнка» или «Волк и семеро козлят».

    -медведь из сказки «Два жадных медвежонка»,

    4. Рефлексивный этап

    Д: Молодцы, вы прошли все станции и выполнили все задания.  Вам понравилась играть по станциям? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание показалось вам наиболее трудным?  

     Варианты ответов детей.

    5. Перспективный этап

    А ещё вы хотите поиграть? В следующий раз мы побываем на  других станциях, например, космическая или подводная или лесная.

    Прежде, чем попрощаемся с нашими гостями, за то, что Вы прошли все испытания и пришли к финишу,  Вас ждёт сладкий приз. Но что бы его найти, надо внимательно посмотреть вокруг на предметы, которые находятся в зале и найти предмет,  у которого нет пары.

    Воспитатель и учитель-дефектолог  вместе с детьми прощаются с гостями и покидают игровое поле.

    Варианты ответов детей.

    находят предмет (в ограниченном пространстве), который не имеет пары, и получают сладкий приз.

    Прощаются с гостями и уходят в группу.

                                                                                                                                     

     

    Приложение 1.

    Предварительная работа и интеграция образовательных областей.

    1.Образовательная область  «Познавательное развитие» РЭМП

    1. Закрепление знаний о соотнесении количества предметов с числом и цифрой. Дид.игры: «Числа и цифры», «Белочки и орехи», «Найди ошибку». Работав тетради: под каждой цифрой (до 10) раскрасить  соответствующее количество  кругов.

    2. Закрепление знаний о числах и цифрах до 10. Выполнение заданий в назывании и написании соседей заданного числа. Упражнения: «Назови соседей», «Вместо точек напиши пропущенные цифры», графические диктанты.

    3. Выполнение практических заданий при сравнении смежных чисел и при сравнении множеств. Тренировочные упражнения в написании цифр и знаков:  >, <, =. Выполнения дидактических заданий: «Назови число, которое меньше 6 на 1», «Что больше 5 или7?», «Всем ли зайцам хватит морковки?», «Какое число больше (меньше)» и т.д. Работа в тетради в клетку.

    4. Знакомство  детей со структурой задачи. Развитие умений в составлении задач по картинкам, по действиям педагога.

    • выполнение заданий в рабочей тетради «Составляем задачи»
    • составление в совместной деятельности условий  задач по сюжетным картинкам, умении поставить вопрос и тренировочные упражнения в письменном оформлении решения задач на сложение и вычитание на 1 (2);
    • составление задач по действиям педагога. Например, на столе лежит 5 карандашей, 1 убираю. Ребёнок учится составлять задачу по данным действиям и называть (записывать) решение: 5-1=4 и говорить  полный ответ на вопрос задачи.

    2. Сенсорное развитие.

     Использование на занятиях  экспериментальной деятельности является необходимым условием для развития интереса у детей с ЗПР к различным предметам. Принимая участие в опытах, дети не только знакомились с различными свойствами, но у них формировались представления о физических свойствах предметов, которые сделаны из различных материалов.

    Через опыты дети закрепляют и обогащают свои знания о свойствах и качествах объектов  (свойства воды, дерева, бумаги, резины и др.). Также, опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. В процессе проведения опытов дети не только наблюдали за свойствами предметов, но и учились делать выводы.

    При знакомстве со свойствами предметов (название материала, вес, форма)  в практической деятельности были использованы предметы из бумаги, дерева, резины, пластмассы, металла. На начальном этапе дети знакомились со свойствами бумаги (сухой и мокрой), её фактурой сравнивали по весу, держа комки из сухой и мокрой бумаги на ладонях, разрывали бумагу, мяли и т.д. В совместной деятельности учились делать выводы при сравнении сухой и мокрой бумаги.

    Определяли на ощупь какая бумага, гладкая или шершавая, плотная или тонкая.При знакомстве с предметами, игрушками из других различных материалов использовался  приём осязательного обследования формы и материала предмета. Затем  с закрытыми  глазами ребёнок запоминал эти ощущения.

    Выполнение практических заданий: «Определи на ощупь», «Что в руке?», «Холодный – тёплый»  и т.д. При знакомстве с материалами из которых были сделаны игрушки проводились опыты с водой ( Дид .игры: «Плавает – тонет», «Покатай куклу на кораблике», «Чей кораблик быстрей доплывёт?»). Так же проводились другие опыты на знакомство со свойствами материала из которого были сделаны предметы: «Катится - не катится», «Ломается –гнётся», «Мягкий –твёрдый»  и т.п.

    Образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное  развитие».

    1. Дети в течении определённого периода времени последовательно знакомились со следующими сказками: «Два жадных медвежонка», «Две лягушки», «Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Цветик–семицветик». При чтении и обсуждении сказок

    рассматривали иллюстрации, смотрели видеофильмы и мультфильмы. Учились отвечать полным ответом по содержанию прослушанного текста, называть главных героев и анализировать поступки героев (в совместной деятельности), пересказывать содержание.

    2. Обыгрывание сказок  с дидактическими игрушками, предметами через конструирование, лепку и т.д.

    3. Проведение  элементов театрализованной игры по прочитанной сказке с использованием различных атрибутов (маски, костюмы).

    4.Дети вместе с родителями выполняли  рисунок или аппликацию по изученной сказке.

    5. После изучения 2-3 сказок проводилась в группе викторина, например: «Назови главных героев», «Кто первым появился в сказке (название), а кто потом», «»Кто помог герою сказки?», «Угадай героя сказки по описанию»  и т.д.

                   Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».    

    1. Закрепление умений создавать плоскостные изображения  различных предметов из палочек, бумаги, заготовок,  геометрических фигур. Выполнение практических заданий: «Создай целое», «Какой детали не хватает?», «Назови форму предмета» и т.д.

    2. Дети по заданию воспитателя создавали атрибуты для обыгрывания сказок, например, выкладывали из плоскостных геометрических фигур персонажей по сказке «Два жадных медвежонка».

    3. Проведение дидактических игр: «На что похоже?», «Геометрическое лото», «Определи фигуру на ощупь» с целью закрепления знаний о геометрических фигурах.

    4. Создание коллективных построек по замыслу с обыгрыванием простого сюжета. Постройки  из строительных наборов и конструктора Лего с использованием  дидактических игрушек при обыгрывании сказок: «Три поросёнка», «Три медведя».

    5. Проведение в группе конкурса поделок по содержанию изученной сказки, например,       «Пузырь, соломинка и лапоть».                                                                                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое интегрированное занятие «Занимательное путешествие»

    Цель: закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, животных, насекомых, беседы, н...

    Конспект сюжетно – физкультурного занятия «Занимательное путешествие»

    Цель: закрепление элементарных математических представлений в двигательной деятельности.Задачи:Образовательные:v   Научить выполнять прыжки с высоты  в точно заданную цель;v  Упраж...

    Конспект занятия: «Занимательное путешествие» (подготовительная группа)

    Конспект занятия: «Занимательное путешествие»  (подготовительная группа)...

    Конспект интегрированного занятия "Занимательное путешествие в Африку"

    Конспект  совместного занятия логопеда и воспитателя по теме "Занимательное путешествие в Африку"...

    Конспект открытого занятия "Занимательное путешествие по островам математики"

    Структура занятия:Организационный момент: Игровая ситуация - путешествие по островам в страну математики, чтение телеграммы от Феи.Основная часть: Разминка математическая (дни недели, части суток...

    Конспект занятия "«Занимательное путешествие по островам математики»

    laquo;Занимательное путешествие по островам математики»...