Семинар-практикум «Конструируем сказку»
консультация на тему

Кутузова Людмила Владимировна

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_kontsr._skazku.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.

Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

Конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способным решать многие задачи, а именно: развитие

  • зрительно-моторной координации,
  • глазодвигательных функций,
  • фиксации взора,
  • словесной ориентации,
  • мелкой моторики пальцев рук,
  • умения делить сложную форму на составные части,
  • соотносить размеры объектов,
  • определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.

Конструирование заставляет «мыслить» ребенка. Конструирование можно начать с практических заданий с палочками, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты. Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздать целый предмет из отрезков. После того как задание выполнено, необходимо вместе с ребенком определить, соответствует ли результат заданному эталону, дать общую оценку работы. После этого можно приступать к работе с плоским треугольным конструктором, который можно назвать «Сказочные треугольники». Набор состоит из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера, полученных путем разрезания трех квадратов со стороной 10 см. Сначала дети учатся составлять по образцу простые фигуры, например, прямоугольник, квадрат, большой треугольник, лодочку; причем составить их можно по разному. Так, например, квадрат можно построить из двух средних треугольников, а можно их 4 маленьких треугольников. Эти треугольники вам всем знакомы по игре  «Танграм». Когда дети научатся составлять более сложные фигуры, можно перейти к конструированию сказки.

Сегодня мы попробуем с вами составить сюжетные картинки по образцу по сказке «Заюшкина избушка».

Приглашаю желающих, раздаю им наборы треугольников.

- Посмотрите, пожалуйста, на столы. У вас есть конверты с треугольниками, причем с разноцветными. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

- Правильно, мы будем играть с конструктором, и не просто играть, а составлять картинки по сказке, которая называется «Заюшкина избушка».

- Вспомните, пожалуйста, героев этой сказки.

- Назовите, пожалуйста, треугольниками какого цвета, вы изобразите лису, собаку, медведя и петушка?

- Рассмотрите сюжеты, которые вы должны изобразить.

- Как вы думаете, какой сюжет изображен на первой картинке?

- Правильно, лиса просится к зайчику. Аналогично дети рассматривают и остальные картинки.

- Что общего на всех этих картинках?

- Правильно, на каждой из них изображен зайчик, на трех есть домик, чей это домик? Поэтому менять вам придется только животных, то есть героев сказки.

- Треугольники для домика не у всех одинаковые, поэтому подумайте, какими треугольниками по размеру их можно заменить.

- А сейчас разложите треугольники так, чтобы вам было удобно, и приготовьтесь слушать и конструировать сказку.

Рассказываю сказку, дети выкладывают сюжет за столами, помогаю по ходу тем, кто затрудняется или предлагаю помочь рядом сидящему.

- Сегодня вы все старались, были внимательными, поэтому у всех получилось.

Так же можно изменить задания и провести немного по другому. Например, дать задание сложить свою картинку по содержанию сказки и в конце занятия рассказать сказку по выложенному сюжету.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...