Элементарные опыты для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Хачатрян Анна Рафиковна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                         

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                               

«Вода - краса всей жизни»

Программное содержание:

  1. обобщить и уточнить знания детей о воде, ее состояниях, превращениях;
  2. уточнить знания детей о свойствах воды;
  3. обобщать и активизировать словарный запас детей, добиваться правильных и полных ответов, учить детей выслушивать ответы товарищей, не перебивать их;
  4. формировать понятие о том, что вода - это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Материал:

картинки, обозначающие свойства воды, емкость для опыта, электроплита, схема круговорота воды в природе, загадки, пословицы, поговорки.

  Ход занятия:

дети с воспитателем входят в экологическую комнату. Воспитатель: - Ребята, на какой планете мы живем (на планете Земля). Правильно. - А вы знаете, что большая часть Земли покрыта водой. Как вы думаете, где живет вода? (в озерах, прудах, реках, морях, океанах, ледниках). Вода – это самое распространенное на земном шаре вещество. Но распространена она неравномерно. Есть места, где воды очень мало, можно сказать, что ее совсем нет.

Кто знает, как называется эта часть земного пространства? (пустыня).

Как вы думаете, где больше всего воды земном шаре? ( в океанах).

Вода – это красота всей природы. Вспомните, как в народе говорят о воде (бежит, течет, движется и т.д.)

Какие пословицы и поговорки о воде вы знаете?

  1.  - Вода и мельницу ломает.
  2.  - Вода и землю точит, и камень долбит.
  3.  - Вода свое возьмет. У воды нос остер.
  4.  - Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
  5.  - Невеличка капля, а камень долбит.
  6.  - Вода путь найдет.
  7.  - Вода - краса всей природы! С.А.Аксаков. Воспитатель:
  8.  - А теперь вспомните, дети, как говорится о воде в русских народных сказках? (Живая вода – дает жизнь, возвращает к жизни людей и животных. Мертвая вода – затягивает раны и может убить, особенно злых, жестоких и несправедливых людей).

Воде всегда приписывались целебные, волшебные свойства. Выходит Капелька, здоровается и предлагает детям вспомнить о свойствах воды.

Капелька: - Ребята, сейчас я буду показывать картинки, а вы должны расшифровать, какое свойство изображено.

  1. 1. свойство - нет запаха, давайте понюхаем.
  2. 2. свойство - нет запаха.
  3. 3. свойство - нет вкуса, давайте попробуем.
  4. 4. свойство - дает жизнь живому.
  5. 5. свойство - принимает форму сосуда, в котором находится.
  6. 6. свойство - вода испаряется.
  7. 7. свойство - снег и лед то же вода.
  8. 8. свойство - пар - это тоже вода.

Правильно назвали все свойства воды, а теперь я хочу узнать, умеете ли вы отгадывать загадки.

Он всюду: в поле и в саду        Летит - молчит

А в дом не попадет.        Лежит - молчит

И никуда я не пойду.        Когда умрет,

Покуда он идет.(Дождь)        Тогда заревет.(Снег)

Что в решете не унести?        На дворе горой

Что в руках не удержать? (Воды)        А в избе водой. (Снег)

Воспитатель: Видишь, Капелька, ребята все твои загадки отгадали.

Капелька: Да, действительно, молодцы. Ребята, а вы знаете о том, что вода бывает разного цвета? (Да) Хотите, я прочитаю вам рассказ Н.Сладкова «Разноцветная вода».

И вот перед вами вода: реки, моря, озера.

И вода разноцветная: синяя, голубая, зеленая.

Нависает над морем гроза и станет море мрачным и черным.

Солнце проглянет - снова все лазоревое и веселое.

Красным становится море под багровым закатом.

И золотым, если восход золотой...

Воспитатель: - Спасибо тебе, Капелька, за интересный рассказ. Ребята, давайте еще раз вспомним о свойствах воды, чтобы лучше их запомнить. Я буду зачитывать предложения, а вы должны их дополнить и исправить ошибки, которые вы услышите, а так же назвать явления природы:

  1. холодный, ломкий, прозрачный, звонкий, горячий - лед. (детям показывает лед)
  2. мокрый, пушистый, рыхлый, холодный – снег. (дети дополняют описание снега)

Если очень много льда вместе, то что это? (ледник).

Больше всего воды на земном шаре в ледниках. Где находятся ледники? (в северных холодных морях, в горах).

горячий, белый, поднимается вверх от соприкосновения с холодным - пар. ( при исправлении ошибки воспитатель задает вопрос: Как узнать, горячая пища или холодная?

Ответ: Чем сильнее пар, тем горячее пища).

  1. легкая, узорная, игольчатая - снежинка.(дети дают дополнительное описание снежинки и исправляют ошибку)
  2. маленькая, кругленькая, на листке или цветке спряталась - капелька росы.

Молодцы, теперь вы уже почти все знаете о воде и о том, как она может изменяться. А теперь я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Дети с воспитателем и Капелькой переходят к столу, на котором приготовлено оборудование для опытов.

Воспитатель: Смотрите, за окном снег, и у меня в руках снег и кусочки льда. Потрогайте, какой лед? А снег? (твердый). Что происходит со снегом и льдом, когда их жарко греет солнышко? (тают). Давайте мы проделаем  такой опыт:

Вместо солнца у меня вот такая яркая большая лампа. Я ставлю под нее тарелку со снегом и льдом, и мы с вами посмотрим, что же получится. Пока наше солнце - лампа будет делать свое дело, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка:

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно Над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает Снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом. Укрывая белый свет белым одеялом, Чтобы слева, впереди, позади и справа Сладко спали до весны дерева и травы.

Воспитатель : Что произошло со снегом и льдом? (растаяли). Почему? Во что превратились? Значит, снег и лед - это тоже вода, только твердая.

А теперь проделаем еще один опыт. Я беру воду, которая получилась из льда м снега, переливаю ее в колбу.

Какая вода? (прозрачная, чистая, жидкая).

Я хочу нагреть получившуюся воду. Но на лампе - солнце нагревать долго. Я включу электроплитку. От нее тоже идет тепло, только сильнее. Чем от лампы. На плитку ставлю нашу колбу и накрываю ее сверху стеклом. Колба сделана из особого стекла, которое не боится жара. Смотрим, что же получится. В колбе образуется пар.

Куда девается пар? Превращается снова в воду. Значит, пар - это тоже вода, только легкая, летучая, как воздух или газ.

Следовательно, вода может быть в виде газа, имеет газообразное состояние.

Итак - вода жидкая. Она течет. Лед и снег - тоже вода, только твердая. Пар - легкий, летучий - тоже вода, только газообразная.

Воспитатель: Дети, вода - самое ценное на земле, без нее нет жизни. Поэтому ее надо беречь. Скажите, как мы можем беречь воду?

Для чего нужна вода?

Где и как люди используют ее?

Что невозможно сделать без воды?

Любите ли вы купаться в ванне или под душем?

Умеете ли вы плотно закрывать краны?

Не течет ли у вас дома напрасно вода?

Почему это происходит?

Итак, водопровод - великое благо для людей. Но для того, чтобы в кране всегда была вода, многим людям приходится вкладывать в это большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, и вода в них в водопровод, ее приходится очищать, а для этого строят специальные очистные сооружения. Поэтому и нужно беречь и экономить каждую капельку воды.

Капелька: Ребята, я вам хочу рассказать то, о чем говорят капельки воды, мои сестренки. (чтение стихотворения С.Погореловкского «Кап, кап, кап...»).

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана - кап, кап, кап...

Млеют реки и моря,

Не тратьте воду - зря, зря, зря...

А то пройдет немного лет,

И нет водицы - нет, нет, нет...

После чтения стихотворения Капелька прощается с детьми и уходит, напомнив еще раз о бережном отношении к воде. Воспитатель: - Ребята, а ведь мы тоже знаем стихотворение о воде С.Маршака, которое так и называется «Берегите воду», давайте сейчас прочитаем его, чтобы мы помнили о том, как бережно надо относиться к воде.

Стали жить по новой моде,

Завели водопровод.

Речка спятила с ума –

По домам пошла сама.

А бывало с перезвоном,

К берегам ее зеленым,

Шли девицы за водой,

По улице мостовой. Подходили к речке близко,

Речке кланялись низко:

Здравствуй речка - наша мать,

Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа Захотел водицы свежей,

Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И как только воду взял

Хорошенько кран закрой! (дети читают хором).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались и узнали много нового и интересного. На этом наше занятие окончено.

« Знакомство со свойствами воды»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимания на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочка или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, сахар, сок, молоко.

Ход занятия:         I. Часть ( вводная)

детям задаются загадки

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.

(Вода)

Я и тучка, и туман,

И ручей и океан,

И летаю и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

Правильно, это- вода.

Предварительная беседа:

  1.  - Для чего нужна вода? (ответ детей)
  2.  - Что умеет делать вода?
  1. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода нужна всем».

II. Часть (основная) Ребята, а сегодня я вас познакомлю со свойствами воды.

Опыт I

Вода прозрачная.

Ребята посмотрите, у меня в стакане налито молоко, какого оно цвета? (белого)

-А какого цвета вода - показать прозрачный стакан с водой, она прозрачная и сейчас я вам это докажу: (взять ложку и положить ее в стакан с водой и с молоком). возьмите соломинку, которая лежит у вас на столе и отпустите их в стакан с водой, её видно? ( да,видно). Значит вода какая? (вода прозрачная).

Опыт 2

У воды нет запаха.

Ребята как вы думаете, вода имеет запах или нет? (ответы)

 - Хорошо, а сейчас мы с вами проведем такой опыт: понюхайте воду.

 - Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаса, если она чистая.

 - Ребята, а вы знаете что вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Опыт 3

У воды нет вкуса.

Ребят возьмите со стола соломинку для того чтобы попробовать воду.

 - Есть ли у неё вкус?

 - А вы знаете, когда человек хочет пить , то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: « Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. А теперь попробуйте сок. А вот морская вода содержит много соли, у неё соленый вкус, её нельзя пить.

Опыт 4

Вода - жидкая.

Ребята, а какую форму имеет вода? Вода принимает такую форму, в какой она находится.

 - Пример: налить воду в стакан, в бутылку, в блюдце- вода принимает форму

стакана, бутылки, блюдца.

Т.е. у воды нет своей формы, вода - жидкость.

Опыт 5

Вода растворитель.

 - Как вы думаете, если я положу сахар в стакан с водой, что с ним будет? (сахар растаял, вода растворила сахар)

  1.  - А что ещё можно растворить в воде? (соль, краски,....)
  2.  - Значит какое ещё свойство есть у воды? (она прекрасный растворитель, вода растворяет различные вещества).

Опыт 6

Вода бывает теплой, холодной.

Сейчас я вам покажу ещё один опыт.

  1.  - Ребята, посмотрите, что это? (это термос). В термосе у меня кипяток; видите над ним пар? Над паром я ставлю стекло, что стало с паром? Он остыл и превратился в капельки воды.

-А что стало со стеклом? (оно запотело от пара) - дать детям потрогать запотевшее стекло.

-Как вы думаете пар это вода или не вода? (ответ детей)

Сильно нагретая вода превращается в пар, остывая, пар снова превращается в

воду.

  1.  - Ребята давайте вспомним, что умеет делать вода (превращаться в пар,

в лед)

  1.  - Какая вода? (без запаха, без вкуса, прозрачная, может быть разной температуры- горячая, теплая, холодная).

III. Часть (заключительная)

Общие выводы и обобщения:

  1.  - Для чего нужна вода? (растениям, животным)
  2.  - Какая вода нужна для питья- чистая, прозрачная ,пресная.
  3.  - Где в природе есть пресная вода? (в реках, озерах, водохранилищах).
  4.  - Что нужно делать чтобы вода была чистая? (не загрязнять реки, не бросать в них мусор, не отравлять ядовитыми веществами и т.д.)

Воду надо беречь!

  1.  - Ребята, а давайте теперь закроем все глаза и представим, что мы сидим на берегу моря, светит ярко солнце и чайки парят над морем. ( сопровождается с музыкой « Шум моря»).

«Чистый воздух и вода – богатство страны»

Цели: дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха. Солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.

Материал: глобус; картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымовых труб, загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок.

Словарная работа: объяснение слова «глобус».

Ход занятия

Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря - Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Знакомство с глобусом

Воспитатель показывает глобус.

  1.  - Вот такой наша планета земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
  2.  - Кто знает, как называется эта модель? (Глобус.) Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.

Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха.

  1.  - Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы жить, дышать.)
  2.  - Как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться.)
  3.  - Что вы думаете о Солнце, какое оно? (Яркое, горячее.)
  4.  - Зачем нам нужно солнце? (Чтобы греть, светить.)

Сказка «Спор»

Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит. Что без нее жить на Земле нельзя. А воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.

Спросили у растений: «скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная!» « Но и без воздуха не проживешь! - добавили растения. - Он нужен нам для того, чтобы дышать.» Обрадовался Воздух: « Я самый важный». Переглянулись вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.

Встреча с Поросенком

Раздается стук. Появляется игровой персонаж - поросенок. Он грязный, плачет, кашляет.

  1.  - Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный? (Ответы.)
  2.  - Как вы думаете. Что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (Ответы.)

 - Поросенок: Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы.)

  1.  - Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (Показывает картинку.) А еще там стояла высокая труба, и из нее выходил разноцветный дым. Вот такой, (показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно.

Дети жалеют поросенка. Воспитатель предлагает ему умыться. Поросенок уходит.

Игра «Ручеек»

Пока поросенок умывается, воспитатель предлагает поиграть в «Ручеек» - чистый и прозрачный.

Откуда в кране вода?

Дети рассаживаются. Возвращается поросенок. Воспитатель обращает внимание на его чистоту.

Поросенок: ребята, какая чистая вода течет у вас из крана!

  1.  - А как вы, думаете, откуда она там взялась? (Ответы.)
  2.  - А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник.
  3.  - А кто из вас пил воду из родника?
  4.  - А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

Поросенок: Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

  1.  - Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (напрасно не лить, закрывать краны.)

 - Правильно, ребята. Как хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо вам, что разрешили мне умыться. До свидания.

Поросенок уходит.

Итог занятия

Воспитатель говорит о госте, напоминает детям, как ему было плохо от грязной воды и воздуха.

  1.  - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы с поросенком больше такого не случалось? (Ответы.)
  2.  - Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор.

 - Ведь вода и воздух - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.

«Опыты с воздухом»

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Убедить детей с помощью опытов, что воздух есть вокруг нас: в комнате, в воде, в губке и т.д. Показать значение человека, использование его свойств. Учить дет» думать, высказываться, быть раскованными, инициативными. Воспитывать у дошкольников поисковое, творческое мышление с помощью проведения опытов.

Оборудование:

  1. 1. У воспитателя: таз с водой, стеклянная банка, стакан, полиэтиленовый пакет бумажная салфетка, воронка с надетым на узкую часть резиновым надувным шариком, кубики, шарики. <Парашют>. У каждого ребёнка: тазик с водой, стакан, полиэтиленовые мешочки, полоски бумаги.
  2. 2. Соломка, кусочек губки, для воспитателя и всех детей.

Организация и методика проведения занятия.

Дети сидят за столами, на которых разложено оборудование.

1. Покажу чистую банку и спрошу, есть ли что-нибудь в ней. Дети отвечают, банка пустая, что в ней ничего нет. Скажу, что это не так: в банке что-то ее просто они это не смогли увидеть. Заполню полиэтиленовый мешочек кубиками (3-5 шт.). Обращу внимание детей на то, каким стал мешочек. Ее. в мешочке, что то есть, он всегда выпуклый. Добавлю в мешочек ещё несколько предметов- мешочек становится более выпуклым. Совместно с детьми сделаем вывод: выпуклость мешочка зависит от количества содержащегося в нём вещества.

Предложу детям взять полиэтиленовые мешочки, внимательно их рассмотреть и ответить, есть ли что-нибудь в них. Затем предложу скрутить мешочки со стороны отверстия. По мере скручивания они надуваются, дети увидят, что они становятся выпуклыми. Но ведь выпуклым мешочек может быть тогда, когда в нём что-то есть, следовательно, что-то раздуло мешочек. Путём рассуждения детей подведу к тому, что в нём есть воздух. Попрошу подумать о том, был ли воздух в мешочке до скручивания (был).

Используя наводящие вопросы, подведу детей к выводу, что воздух есть закрученном мешочке, в стакане, в банке. Затем скажу, что хотя воздух и невидим, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Возьму стакан (с прикреплённым ко дну кусочком пластилина, введу в него салфетку и прижму её ко дну). Повернув стакан отверстием вниз, опущу его в таз, так, чтобы он был полностью погружен воду. Держа стакан в воде, попрошу детей проделать то же. Спрошу: "Есть ли вода в стакане? Замочила ли она салфетку?" попрошу вынуть стакан из воды и потрогать салфетку. Если салфетка сухая, значит, воды в стакан вошло мало. Путём наводящих вопросов подведу детей к мысли, что воде не дал войти в стакан воздух, который там был. В порядке контрольного эксперимента продел следующий опыт. Опущу воронку с надетым на её узкую часть надувным шариком, раструбом в воду. По мере опускания воронки, шарик раздувается, спрошу, почему раздувается шарик, и дети должны осознать и ответить, что воздух вышел из воронки в шарик.

  1. 2. Попрошу детей помахать, рукой у лица и рассказать какое при этом возникает ощущение. А если подуть на руку, что при этом чувствуется? Объясню, что все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, у руки, подведу детей к выводу, что воздух можно по-разному ощущать, хотя он и невиден.

Затем дети берут соломку и стакан с водой. Один конец соломки предложу опустить в стакан, другой взять в рот и осторожно подуть. В воде образуются пузырьки воздуха. Объясню, что они выдыхают воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Если в воде образуются пузырьки, в ней появился воздух. Предложу детям внимательно посмотреть в тазик с водой, они увидят у стенок пузырьки воздуха. В воде есть воздух.

Предложу детям взять и внимательно рассмотреть губку. Внимание акцентирую на том, что в губке есть отверстия-<дырочки>. Спрошу, что в этих <дырочках>. Большинство детей должны ответить правильно - что в них есть воздух. Спрошу детей, что случиться, если губку погрузить в воду? Дети должны предположить, что воздух из дырочек начнёт выходить, в воде появятся пузырьки. Проводится проверка: погрузим губку в воду, при этом будут выделяться пузырьки воздух!

Сделаю обобщение: воздух есть в комнате, в банке, в воде, в целлофановом мешочке, в резиновом шарике, то есть воздух везде, всюду вокруг нас.

  1. 3. Предложу детям взять полоски бумаги и подуть на них. Полоски отклонятьюся. Выясню, почему отклонились полоски (подули). Вместе с детьми сделаю 2 вывода:

 воздух может перемещаться, т.е. двигаться, перемещаться над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер;

 когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, начинают качаться ветки деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, в океанах, озёрах и реках.

Покажу картинку с изображением ветряной мельницы, расскажу, как она приводиться в движение ветром. Затем покажу изображение парусного судна, расскажу, как приводиться в движение ветром парусник.

В конце занятия спрошу детей: Зачем нам нужен воздух? (дышать), как и где люди используют воздух? (воздушный шарик, мяч и т.д.).

« Воздушный океан »

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри»; загадки о воздухе, ветре; слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина « О царе Салтане»; чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду»; изготовление вертушек, игры с ними.

Материал: карточки с изображением ветра, бури, и т.д., источниками загрязнения воздуха; картина «Лес»; воздушный шарик; картинки «Ветряная мельница», кубик, парашют, стаканы, губки, горсть земли, тазик с водой, полоски бумаги.

Словарная работа: воздух-невидимка, планета, смерч, ураган, буря.

Ход занятий

Встреча с воздушным шариком «Летунчиком»

Загадка: «такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет». (Воздух)

Опыты «Свойства воздуха»

Воспитатель проводит с детьми беседу о воздухе. Он рассказывает детям, что воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения. Детей интересует, можно ли увидеть воздух, услышать его или осязать. Для этого воспитатель проводит опыты.

1-й опыт. Воспитатель берет камешек и опускает в воду, дети увидят, как вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.

В морозную погоду, выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар - это воздух теплый в окружении холодного.

2-й опыт. Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздух из надувного шара.

Если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер.

3-й опыт. Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, - в стакане появляются пузырьки воздуха.

  1. 4-й опыт. Сделать маленький парашют. Показать, что, когда парашют опускается. Воздух под ним надувает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
  2. 5-й опыт. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Взять ароматизированные салфетки, апельсины, хвойную эссенцию и т.д. и предложить постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
  3. 6-й опыт. Воздух имеет вес. Положим на чашки весов надутый и не надутый шарики: чашка с надутым шариком перевесит.
  4. 7-й опыт. Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденем на ее горлышко шарик, поставить бутылку в миску с горячей водой. Шарик стал надуваться (воздух при нагревании расширяется). Теперь опять поставим бутылочку в холодильник. Шарик при этом спустился (воздух при охлаждении сжимается).

Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятие по его охране.

Загадки

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.(Ветер)

Неизвестно где живет.

Налетит - деревья гнет,

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер)

Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов».

        - Воздух - какой он? (Свойства воздуха.)

        - Что такое ветер? (Движение воздуха.)

        - Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, развевать флаги, поднимать пыль, завывать и т.д.)

        - Как можно увидеть, куда дует ветер?

        - Ветер нам вред или пользу приносит?

Предложить карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира: парусник с надутыми парусами, разрушенный дом после урагана, сломанное дерево, ветряная мельница и т.д.

Дети рассказывают о значении силы ветра по тем сюжетам, которые на карточках, или сами придумают ситуации, когда ветер приносит пользу или вред.

        - Как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг.)

        - Как ветер помогает растениям? (Распространяет семена.)

        - А как вредит? (ломаются деревья; во время лесного пожара происходит все больший и больший охват леса огнем.)

        - Как звери учитывают ветер во время охоты?

        - Что было бы, если бы не стало воздуха и ветра?

После проведения серии опытов мы провели повторную диагностику знаний детей о природе. Для диагностики использовали те же вопросы, с небольшим усложнением. Вопросы:

1.Что относится к неживой природе?

2. Перечислите свойства воздуха?

3. Как человек использует воздух? В каких машинах используется воздух?

4. Назови предметы, внутри которых есть воздух?

5. Зачем нужен воздух? Почему в городе воздух грязный, а в лесу – чистый?

6. Что такое ветер? Какой бывает ветер?

7. Назови свойства песка и свойства глины?

9. Чем отличается песок от глины? Что общего у песка и глины?

10. Перечисли свойства воды.

11. Где находится вода на Земле?

12. Как человек использует воду? Как ее охраняет?

13. Из чего состоит почва?

14. Почему почву нельзя загрязнять?

15. Как человек использует почву?

16. Назови, какие камни встречаются в природе?

17. Какие камни, сделаны руками человека?

18. Какие опыты, тебе понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с элементарным музицированием для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для педагогов с элементарным музицированием для детей сатршего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования Московской области____________________________________________________________Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...