Сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozh.igrov_._deyat-ti_tema2.docx235.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Этап развития игры

Особенности игр детей

Основные задачи воспитателя

Методика работы

Предметно-развивающая среда

Старший дошкольный возраст

  Главное в игре – развитие сюжета. Игра достигает кульминации в своем развитии. Дети начинают ценить партнеров по игре за их игровые качества, гордятся своей хорошей игрой. Темы игр разнообразны: появляются романтические, героические, фантазийные сюжеты. Активно развивается режиссерская игра. Игра возникает от замысла, замыслы разнообразны, оригинальны. Основу игры составляют правила, придуманные самими детьми, основанными на правдивости изображения реальной жизни. Количество ролей в одной игре увеличивается до 5—7. роль становится более выразительной, насыщенной. Игровые интересы устойчивы, дети могут играть в одну и ту же игру много дней подряд. Игровые интересы мальчиков и девочек различны. Появляются игровые лидеры. Игровые действия сглаживаются. Главное – сюжет, события, отношения между ролями, ролевой диалог. Четко выражен подготовительный этап к игре ( сговор, распределение ролей, составление сюжета)

  1. Главное – формирование товарищеских отношений в игре.  

2. Развитие активной самостоятельной игровой деятельности    

3. Обучение технике игры: а) формирование ролевого взаимодействия

б) обучение сюжетосложению  

 4. Помощь в согласовании действий в игре между разными ролями

  Основное место занимают косвенные приемы: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, видеофильмов, чтение художественной литературы Универсальным приемом является Рассказ воспитателя из личного опыта или об увиденных играх. Разговор с детьми о прошедших играх самих детей Обучение сюжетосложению(приемы «расшатывания сюжета», Создание «тематических книжек»)Прямые приемы: эпизодическое участие в игре ( в роли консультанта, диспетчера); подсказка нового направления в игре, совет; участие в сговоре по поводу содержания игры; показ способов использования технических игрушек

Атрибуты вновь обретают особую значимость. Дети любят развернутую, хорошо обустроенную обстановку. Ребенок менее зависим в игре от предметного окружения, т.к. игра уже идет от замысла. Дети сами создают игровую обстановку. Однако наличие атрибутов делает игру более интересной, выразительной. Воспитателю при создании игровой среды в группе важно учитывать игровые интересы мальчиков и девочек. Атрибуты должны быть многофункциональными, для того, чтобы была возможность использовать их во многих играх. Атрибуты и игрушки могут хранится на полках в коробках с символами или надписями печатными буквами. Важно выделить достаточно места для развертывания коллективных игр и предоставить детям время для игры. Интересные по содержанию, сложные игры старших дошкольников требуют достаточно большого резерва времени для реализации игровых идей детей. В группе обязательно должно быть много книг, журналов для рассматривания по темам, интересующим детей и отражающимся в игровых сюжетах.

Сопровождение игровой деятельности детей.

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий (красавица, царевна, принцесса...). Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими.

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: “Барби и Кен”, “Семья в кафе”...

Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой: “Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку”...

Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая – характерная примета нашего времени.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя.

Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”.

В работах Т.И. Бабаевой [1]получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их “обучают” играть.

Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

“Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?”, “Почему ребенок всегда находится в “тени” игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?” - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку[2, с.14]. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется

http://cs604321.vk.me/v604321433/2b19/OIWaSdieWVk.jpg

http://cs604321.vk.me/v604321433/2b22/gQ4j2Q58_yw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

"Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке"

Начинаем зимний праздникБудут игры, будет смехИ веселые забавыПриготовлены для всех!Хороша красой своеюНаша Зимушка-зимаПорезвиться здесь сегодняСобралась вся детвора....

«Ознакомление детей с универсальными подвижными играми и их активное внедрение в самостоятельную игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

 Игра – это естественный процесс развития ребёнка, где «НАДО», «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, и мы должны восстановить этот баланс, это естественное желание ребёнка хотеть играть....

доклад к педсовету "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста" с презентацией

В ходе подготовки к методобъединению мною был подготовлен доклад с презентацией на тему "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста". Презентация была представлена док...

Конспект совместной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста «Вместе играть веселее»

Организация совместной игровой деятельности детей старшей и подготовительной группы в играх с правилами...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...