Конспект по интеркультурному воспитанию дошкольников
план-конспект занятия по теме

Карнеева Светлана Валерьевна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеркультурное воспитание дошкольников»

Благополучие многонационального общества возможно только при условии братских, дружественных отношений между носителями различных культур. Уважение к другой культуре приходит через её познание, через личностные отношения, сердцевиной которых являются любовь и дружба людей разных национальностей. Очень важно, чтобы человек имел возможность свободно изучать, пополнять и пользоваться историко-культурным наследием своего народа.

Наше дошкольное отделение посещают дети разных национальностей. И всем нам известно, как важно с детства заложить в сердце ребенка зернышко добра и любви, научить понимать, ценить и гордиться наследием не только своих предков, но и принимать и понимать культуру другого народа. Дошкольное отделение  углубленно работает по воспитанию и обучению детей в этом направлении. Тесно сотрудничает с сетевым ресурсным центром по теме «Двуязычный ребёнок – диалог языков и культур», где представляется опыт работы детского сада по этому направлению.

Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. У детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию.

Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, досуги. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему — недостаточность программно — методического обеспечения для организации работы по  по приобщению дошкольников к культуре разных народов. В нашем дошкольном отделении  мы  ставим задачу приобщения детей к культуре разных народов, изучению народных традиций, обычаев, формированию интереса к постижению своих родословных корней. Используются различные формы организации работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка старшего дошкольного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно — иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы народов. Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жили  народы в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи.

Ознакомление детей строится по следующим принципам:

учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Формирование положительных этнических взаимоотношений между детьми желательно начинать с дошкольного возраста, а именно – начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий.

Необходимо учитывать то объективное обстоятельство, что ребенок является субъектом определенного социума, и на его развитие в первую очередь, оказывают влияние все члены семьи и родственники. Поэтому эффективность работы с детьми будет в большой степени зависеть от эффективности работы педагогов с родителями.

Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Поэтому необходимо разработать и применять эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

 В каждой группе дошкольного учреждения есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели.

Для того чтобы работа с родителями была плодотворной, необходимо, прежде всего, провести социологические исследования (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьями.

Это могут быть:

- клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители, например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад – многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литература армянских авторов для детей»;

- дни открытых дверей в национальных группах;

- дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получают или пополняют знания о традициях, обычаях, культуре людей разных народов;

вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители могут принимать самое непосредственное и активное участие. Тематика таких мероприятий может быть разнообразная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.;

 организация работы музеев, комнат, уголков по народоведению, краеведению, этнографии;

организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);

пошив национальных костюмов к утренникам и досугам;

- информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей, должны содержать интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей …», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;

- встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети – дружат семьи». На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей.

 «Неделя толерантности»

Ежегодно в дошкольном отделении проходит «Неделя толерантности»:

1-ый день – День моей семьи

Оформленные семейные логотипы группы создали атмосферу торжественности и значимости. Дети с гордостью рассматривали и обсуждали логотипы, выполненные совместно с родителями.

В этот день старшие воспитанники говорили о своих корнях, о разных национальностях в своей родословной.

Дети младшего возраста познакомились со значением имён, играли в игры: «Моя семья», «Ласковое имя» и т.д.

2-ой день – День национальной культуры

На тематических занятиях воспитанники дошкольных групп знакомились с символикой, традициями русского народа и народов, проживающих на территории России. Малыши рассматривали куклу в русском национальном костюме, российский герб и флаг.

Воспитанники средних и старших групп наряду с русской символикой и традициями, познакомились с символикой и традициями белорусов, украинцев, народов Кавказа и др.

Воспитатель старшей группы Петрова Т.А. познакомила детей с традиционными национальными праздниками. Ребята узнали о татарском «Сабантуе», украинском - «Ивана Купалы» и, конечно, о русских народных праздниках.

Подробно Татьяна Андреевна остановилась на русских традициях, связанных с празднованием светлого праздника «Пасхи». Она предложила детям нарядиться в русские костюмы и поучаствовать в пасхальном катании яиц.

Чтобы быть красивыми и пригожими девочки умывались водой, в которую была опущена крашенка.

В завершении все приняли участие в хороводной игре «Весну – красную зовём»

3-ий день – День национальной кухни

За празднично накрытыми столами дети дегустировали различные национальные блюда, приготовленные родителями: русские блины и оладьи, печеная картошка и холодец, пельмени и пряники, лаваш и драники, лепешки и «Чак-чак».

4-ый день – День национальной игры

Этот день был посвящен играм народов России.

Малыши с большим удовольствием играли в национальные подвижные игры: «У медведя во бору..» (русская), «Скачет зайчик» (украинская), «Гроза» (башкирская), «Топ-топ» (народов Коми) и т.д.

Воспитатель по ФИЗО Карнеева С.В. устроила в этот солнечный день настоящий праздник. Вспомнив с детьми уже знакомые национальные игры, используемые ежедневно на занятиях, Алина Вячеславовна  познакомила их и с новыми, передающими традиции русского народа.

5-ый день – День национального фольклора

Воспитатели знакомили детей с обрядами, сказаниями, частушками, колыбельными разных народов. Каждый воспитатель выбрал свою форму занятия: беседа, музейное занятие, чтение произведений устного народного творчества.

Воспитатель младшей группы Т.В Лобанова со  своими воспитанниками укачивала в люльке «младенца» - куклу Ванечку, дети разучили колыбельные песенки разных народов.

В течение недели все специалисты на своих занятиях работали в рамках «Недели толерантности».

На занятиях по изобразительной деятельности  дети украшали орнаментом национальные костюмы и рушники;

педагог-психолог Карнеева С.В. с группой детей старшего возраста провела коррекционно-развивающее занятие на снятие агрессии, проявление сплоченности, взаимопомощи.

«Неделя толерантности» завершилась весёлым концертом «Мы живём семьёй единой», подготовленным музыкальными руководителями.  В нём приняли участие дети всех возрастных групп. Дошколята с удовольствием показали друг другу весёлые украинские хороводы «Веснянка»,  «Галя по садочку ходила», эстонский танец «Приседай»,), русские народные песни и танцы; с интересом были приняты зрителями образная игра «У Маланьи», русская обрядовая игра «Сиди Яша». Ну а какой концерт без русской народной пляски?

В своих песнях, хороводах, плясках дети показали не только любовь к своему наследию и своему народу, но и уважение к культуре других национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по патриотическому воспитанию дошкольников

ознакомление с родным городом ,его достопримечательностями...

Серия авторских конспектов по нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника с проблемами в развитии, через грамотное построение педаг...

«Интеркультурное воспитание дошкольников»

Воспитание толерантности в процессе общения детей разных национальных культур...

Цикл занятий по интеркультурному воспитанию дошкольников «Давайте знакомится Диана Касатанян и Арман Сукисян

Цикл занятий  по интеркультурному воспитанию дошкольников «Давайте знакомится  Диана Касатанян и  Арман Сукисян...

Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников "22 АВГУСТА «День Российского флага»

Цель: Воспитывать граждан своей страны через любовь к своей Родине. Формировать основы патриотизма. Вызвать у детей положительные эмоции. Задачи: 1)Познакомится с символическим значением флага Росси...

Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность) для воспитанников средней группы

Цель: Формирование предпосылок патриотического  воспитания через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательные:Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине...

«Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)»: «Мой город Октябрьский» в подготовительной группе

Цель: продолжение работы по формированию  интереса к своему краю, к своему городу, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.Задачи:Образовательные:   продолжение фор...