«Интеркультурное воспитание дошкольников»
статья по теме

Балахонова Марина Николаевна

Воспитание толерантности в процессе общения детей разных национальных культур

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_tolerantnost.doc48.5 КБ
Файл prezentatsiya_tolerantnost.docx684.53 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

 дошкольного отделения

ГБОУ СОШ № 933

Балахонова М.Н.

Благополучие многонационального общества возможно только при условии братских, дружественных отношений между носителями различных культур. Уважение к другой культуре приходит через её познание, через личностные отношения, сердцевиной которых являются любовь и дружба людей разных национальностей. Очень важно, чтобы человек имел возможность свободно изучать, пополнять и пользоваться историко-культурным наследием своего народа.

Наше дошкольное отделение посещают дети разных национальностей. И всем нам известно, как важно с детства заложить в сердце ребенка зернышко добра и любви, научить понимать, ценить и гордиться наследием не только своих предков, но и принимать и понимать культуру другого народа. Дошкольное отделение  углубленно работает по воспитанию и обучению детей в этом направлении. Тесно сотрудничает с сетевым ресурсным центром по теме «Двуязычный ребёнок – диалог языков и культур», где представляется опыт работы детского сада по этому направлению.

Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. У детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию.

Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, досуги. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему — недостаточность программно — методического обеспечения для организации работы по  по приобщению дошкольников к культуре разных народов. В нашем дошкольном отделении  мы  ставим задачу приобщения детей к культуре разных народов, изучению народных традиций, обычаев, формированию интереса к постижению своих родословных корней. Используются различные формы организации работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка старшего дошкольного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно — иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы народов. Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жили  народы в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи.

Ознакомление детей строится по следующим принципам:

  • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Формирование положительных этнических взаимоотношений между детьми желательно начинать с дошкольного возраста, а именно – начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий.

Необходимо учитывать то объективное обстоятельство, что ребенок является субъектом определенного социума, и на его развитие в первую очередь, оказывают влияние все члены семьи и родственники. Поэтому эффективность работы с детьми будет в большой степени зависеть от эффективности работы педагогов с родителями.

Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Поэтому необходимо разработать и применять эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

 В каждой группе дошкольного учреждения есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели.

Для того чтобы работа с родителями была плодотворной, необходимо, прежде всего, провести социологические исследования (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьями.

Это могут быть:

- клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители, например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад – многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литература армянских авторов для детей»;

- дни открытых дверей в национальных группах;

- дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получают или пополняют знания о традициях, обычаях, культуре людей разных народов;

  • вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители могут принимать самое непосредственное и активное участие. Тематика таких мероприятий может быть разнообразная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.;
  •  организация работы музеев, комнат, уголков по народоведению, краеведению, этнографии;
  • организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);
  • пошив национальных костюмов к утренникам и досугам;

- информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей, должны содержать интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей …», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;

- встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети – дружат семьи». На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей.

 «Неделя толерантности»

Ежегодно в дошкольном отделении проходит «Неделя толерантности»:

1-ый день – День моей семьи

Оформленные семейные логотипы группы создали атмосферу торжественности и значимости. Дети с гордостью рассматривали и обсуждали логотипы, выполненные совместно с родителями.

В этот день старшие воспитанники говорили о своих корнях, о разных национальностях в своей родословной.

Дети младшего возраста познакомились со значением имён, играли в игры: «Моя семья», «Ласковое имя» и т.д.

2-ой день – День национальной культуры

На тематических занятиях воспитанники дошкольных групп знакомились с символикой, традициями русского народа и народов, проживающих на территории России. Малыши рассматривали куклу в русском национальном костюме, российский герб и флаг.

Воспитанники средних и старших групп наряду с русской символикой и традициями, познакомились с символикой и традициями белорусов, украинцев, народов Кавказа и др.

Воспитатель старшей группы Петрова Т.А. познакомила детей с традиционными национальными праздниками. Ребята узнали о татарском «Сабантуе», украинском - «Ивана Купалы» и, конечно, о русских народных праздниках.

Подробно Татьяна Андреевна остановилась на русских традициях, связанных с празднованием светлого праздника «Пасхи». Она предложила детям нарядиться в русские костюмы и поучаствовать в пасхальном катании яиц.

Чтобы быть красивыми и пригожими девочки умывались водой, в которую была опущена крашенка.

В завершении все приняли участие в хороводной игре «Весну – красную зовём»

3-ий день – День национальной кухни

За празднично накрытыми столами дети дегустировали различные национальные блюда, приготовленные родителями: русские блины и оладьи, печеная картошка и холодец, пельмени и пряники, лаваш и драники, лепешки и «Чак-чак».

4-ый день – День национальной игры

Этот день был посвящен играм народов России.

Малыши с большим удовольствием играли в национальные подвижные игры: «У медведя во бору..» (русская), «Скачет зайчик» (украинская), «Гроза» (башкирская), «Топ-топ» (народов Коми) и т.д.

Воспитатель по ФИЗО Карнеева С.В. устроила в этот солнечный день настоящий праздник. Вспомнив с детьми уже знакомые национальные игры, используемые ежедневно на занятиях, Алина Вячеславовна  познакомила их и с новыми, передающими традиции русского народа.

5-ый день – День национального фольклора

Воспитатели знакомили детей с обрядами, сказаниями, частушками, колыбельными разных народов. Каждый воспитатель выбрал свою форму занятия: беседа, музейное занятие, чтение произведений устного народного творчества.

Воспитатель младшей группы Т.В Лобанова со  своими воспитанниками укачивала в люльке «младенца» - куклу Ванечку, дети разучили колыбельные песенки разных народов.

В течение недели все специалисты на своих занятиях работали в рамках «Недели толерантности».

На занятиях по изобразительной деятельности  дети украшали орнаментом национальные костюмы и рушники;

педагог-психолог Карнеева С.В. с группой детей старшего возраста провела коррекционно-развивающее занятие на снятие агрессии, проявление сплоченности, взаимопомощи.

«Неделя толерантности» завершилась весёлым концертом «Мы живём семьёй единой», подготовленным музыкальными руководителями.  В нём приняли участие дети всех возрастных групп. Дошколята с удовольствием показали друг другу весёлые украинские хороводы «Веснянка»,  «Галя по садочку ходила», эстонский танец «Приседай»,), русские народные песни и танцы; с интересом были приняты зрителями образная игра «У Маланьи», русская обрядовая игра «Сиди Яша». Ну а какой концерт без русской народной пляски?

В своих песнях, хороводах, плясках дети показали не только любовь к своему наследию и своему народу, но и уважение к культуре других национальностей.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\834\Мои документы\ВСЁ ПО ДО\грамоты на аттестацию\фото толерантность 1.jpg

C:\Documents and Settings\834\Мои документы\ВСЁ ПО ДО\грамоты на аттестацию\фото толерантность 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование и диагностика по интеркультурному воспитанию в ДОУ.

планирование деятельности по интеркультурному воспитанию в средней,старшей и подготовительной группах + диагностика...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Цикл занятий по интеркультурному воспитанию дошкольников «Давайте знакомится Диана Касатанян и Арман Сукисян

Цикл занятий  по интеркультурному воспитанию дошкольников «Давайте знакомится  Диана Касатанян и  Арман Сукисян...