Психологические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Арябинская Мария Ивановна

Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают пульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Предлагаемые игры способствуют сплочению детского коллектива, изменеию негативного состояния, снятию психоэмоционального напряжения, преодолению негативных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog._igry_i_upr-ya_dlya_detey_starshego.d.v.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают пульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Предлагаемые игры способствуют сплочению детского коллектива, изменению негативного состояния, снятию психоэмоционального напряжения.

«Психологические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста »

Педагог-психолог

МБДОУ ЦРР Д/С № 16

                                                                                   М.И.Арябинская

г. Белореченск, 2018 г.

Игра «Рубка дров».

Цели: эта игра помогает развлечься при  всеобщей апатии в группе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание.

Инструкция: «Кто из вас хоть раз видел, как рубят дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины полено, которое вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем рубите вновь. Через две минуты каждый скажет, сколько дров он нарубил.

Игра  «Да и нет».

Цели: эта игра направлена на снятие у детей апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра «Да и нет» может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в группе и снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что в группе некоторое время будет шумно.

Материалы: небольшой колокольчик.

Инструкция: «Вспомните на мгновенье, как обычно звучит ваш голос. Сейчас вам нужно будет использовать всю силу вашего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите кто из вас будет говорить слово «да», а кто слово – «нет». Весь ваш спор будет состоять только из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я держу в руке. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума.

Игра «Тух-тиби-дух!»

Цели: это упражнение поможет снять неэффективное напряжение, изменить негативные состояния и восстановит силы. В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух=тиби-дух» сердито, через некоторое время они обязательно рассмеются.

Инструкция: «Я сообщу вам сейчас волшебное слово Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Начните ходить по групповой комнате. Когда вы остановитесь напротив одного из детей, то три раза сердито произнесите  волшебное слово – «тух-тиби-дух», а он должен так же сердито ответить вам. Затем продолжайте прогуливать, пока не встретите кого-то еще.

Игра «ворвись в круг».

Цели: дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Инструкция: «Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в игру? Что вы делали в таких случаях? Что может произойти, если кого-нибудь из детей постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок останется за кругом и попытается прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий игрок должен выйти  за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Анализ упражнения:

- Что делали дети, чтобы проникнуть в круг?

- Что ты чувствовал, когда был частью круга?

- Что ты чувствовал, когда пытался проникнуть в круг?

- Как ты почувствовал себя, когда это получилось?

- Должен ли ты позволять каждому ребенку играть с тобой?

- Что случается, когда в игру не принимают одного и того же ребенка?

- Что делают неправильно те дети, которых слишком часто не принимают в игру?

- Как стать ребенком, с которым все хотят играть?

Игра «Копилка хороших поступков».

Цели: дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают пульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Это упражнение поможет детям повысить самооценку и завершить рабочую неделю приятными переживаниями.

Инструкция. Предлагается повесить в группе большой лист бумаги (ватман) с фотографиями детей. В течение недели дети должны подходить к воспитателям группы и рассказывать о всех добрых делах, совершенных ими дома, на улице, в детском саду и т.д. Те, в свою очередь, каждый добрый поступок должны как-то обозначить напротив фотографии ребенка (например, флажком или звездочкой). В пятницу, в конце недели флажки подсчитываются и победитель как-то поощряется. Такое признание детских достижений  необходимо проводить каждую неделю. Тогда это станет залогом новых детских побед.

Игра «Хвасталки».

Цели: эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость и показывает, как это приятно – радоваться успехам других детей.

Инструкция: «Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Ничего, если это будет немножко похоже на хвастовство. Каждый должен вспомнить одно свое важное достижение, при этом не имеет значение большое это достижение или важное. Первый участник игры расскажет нам о своем успехе, а мы все вместе ему скажем «Мы рады за тебя!» Продолжит игру сосед слева.

Анализ упражнения:

- Понравилась вам игра?

- Легко ли вам было говорить  о своих успехах?

- Узнали ли вы что-то новое о ком-то из ребят?

- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Игра «Неожиданные картинки».

Цели: коллективная работа для маленьких детей, которая помогает увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: бумага и восковые мелки на каждого ребенка.

Инструкция: «Сядьте в общий круг (можно столы в группе поставить по кругу). Начните рисовать на своем листе то, что захотите, какую-нибудь картинку. По моей команде остановитесь и передайте свой рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передал вам ваш сосед и продолжите рисовать начатую им картину».

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети меняются рисунками. В конце упражнения, каждый ребенок получает ту картину, которую начинал рисовать.

Анализ упражнения:

- Нравятся ли вам рисунки, которые вы начинали рисовать?

- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?

- Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Игра «Небоскреб».

Цели: эта игра направлена на сплочение детского коллектива. В ней дети активируют   как свои двигательные навыки, так и фантазию, учатся рассуждать. Участвуют все дети группы.

Материалы: один складной метр, и по два-три складных кубика на каждого ребенка. Кубики могут быть разного размера, должны быть и другие фигуры (конусы, цилиндры и т.п.)

Инструкция: «Возьмите себе кубики и садитесь в общий круг на ковер. Сейчас мы все вместе будем строить один небоскреб. Один из вас может начать строительство, положив один кубик в центре на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик сверху или рядом. Сами решайте, когда вы добавите один их своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом, обсуждать и думать, как поступить дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня разрушится. Кроме того, время от времени, я буду измерять высоты вашей башни».

Поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.

Игра «Распускающийся бутон»

Цели: эта игра направлена на активизацию совместной деятельности детей в малых группах. Она достаточна трудна. В ней детям необходимо удерживать равновесие и весьма тонко синхронизировать свои действия с действиями других детей.

Инструкция: «Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Потом каждая группа должна превратиться в расцветающий бутон. Для этого каждый из вас должен отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки.

Игра «Воспитанник дня».

Цели: упражнение направлено на повышение самоуважения. Сильная концентрация на положительных моментах в межличностных отношениях помогает всем участником игры развить в себе чувство самоуважения. Попробуйте проводить эту игру ежедневно, в конце каждого рабочего дня. Пусть у каждого ребенка появится возможность побыть «воспитанником дня».

Инструкция: «В конце сегодняшнего дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется «Воспитанник дня». Пожалуйста, встаньте в круг, и я вам объясню, как в нее играть. Я хотела бы, чтобы сегодня лучшим воспитанником была назначена Даша. (В первый раз выберите ребенка, который имеет достаточно устойчивый статус в группе, чтобы детям было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений.) Даша встань, пожалуйста, в центр круга. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисть, а в другой – большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать Дашу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом, а Даша может закрыть глаза. После этого мы можем сказать Даше разные приятные вещи, например: «Я рада, что мы ходим одну группу детского сада!», «Ты мне нравишься!», «Ты моя лучшая подружка!» и т.п.»

Игра «Ковер мира».

Цели: игра «Ковер мира» предлагает хорошую стратегию разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, и заменить их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: плед или мягкий коврик размером 90 на 150 сантиметров, различные украшения для ковра (блестки, бусины, ракушки и тому подобное).

Инструкция: «Сядьте в круг все вместе. Сегодня я предлагаю вам своими руками создать «ковер мира» нашей группы. Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Я предлагаю украсить наш «ковер мира»».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять его без Вашей помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...