Проект "Мир театра"
проект (старшая группа) на тему

Бутакова Валентина Ивановна

Проект «Мир театра» направлен на формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Проект содержит цель, задачи, этапы, сроки, формы реализации и рассчитан на два месяца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл butakova_v._i._proekt_mir_teatra.docx73.73 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                           

                     

                            МИР ТЕАТРА

                                                   

                           

                                Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

            «Детский сад №43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»

 

                                 МИР ТЕАТРА

                                               ПРОЕКТ

                                                             Белово2018

                                                     Содержание

Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы……………….3

Паспорт проекта…………………………………………………………………………………………….

Вид проекта……………………………………………………………………………………………………

Цель и задачи проекта…………………………………………………………………………………..

Продолжительность проекта…………………………………………………………………………

Сроки реализации проекта……………………………………………………………………………

Основные формы реализации проекта………………………………………………………..

Обеспечение проекта……………………………………………………………………………………

Предполагаемые результаты………………………………………………………………………..

Продукт проекта……………………………………………………………………………………………

Этапы проекта……………………………………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………………………………………….

Автор – составитель: Бутакова Валентина Ивановна, воспитатель

Проект «Мир театра» направлен на формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Проект содержит цель, задачи, этапы, сроки, формы реализации и рассчитан на два месяца.

         

 Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он

засушенный цветок»

В. Сухомлинский

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры

общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности

в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей,

как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Поэтому уже с

дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-

речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать

познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками

событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием,

что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей

организма и стрессоустойчивости. Морально – нравственные навыки, такие

как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение

самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, особенно ярко

проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в

повседневной жизни. И здесь на помощь может прийти театр.

Актуальность выбранной мною темы на современном этапе очевидна,

так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном

информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность

познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог

познать радость, связанную с преодолением трудностей общения,

неуверенности в себе.

Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к

миру духовной красоты скрыты в детской театрально-игровой деятельности с

ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективного участия, развитием творческой инициативы, разнообразными

воспитательными и образовательными возможностями. Театральная

деятельность в ДОУ – это палочка-выручалочка для педагогов, а самое

главное дети в восторге!

Театрализованная деятельность - универсальна: она выполняет

одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и

развивающую функции. Театральная деятельность – это самый

распространенный вид детского творчества. Она позволяет удерживать

внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную

активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в

развитии творческих способностей детей. Она близка и понятна ребенку,

глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что

связана с игрой, а потребность в игре у детей несомненно велика. Всякую

свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется

воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли,

стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и получая

огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и

способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению

любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой

информации и новых способов действия, развитию ассоциативного

мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего

интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия

театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,

систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию

волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать

образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к

импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на

сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных

потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на

себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,

свои умения, знания, фантазии.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют

речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных

и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать

пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли

позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир

фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся

четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше

чувствовать и познавать окружающий мир.

Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию

у ребенка общечеловеческой способности к межличностному

взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в

обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию

интегративных качеств личности, заложенных в ФГТ.

Новизна данного проекта заключается в развитии сценического

творчества средствами театрализации через проектную деятельность с

детьми и их родителями.

Поэтому я поставила перед собой цель: творческое и всестороннее

развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности с

участием педагогов ДОУ, родителей.

Я не сомневаюсь в актуальности этой проблемы: ведь детская игра на

сцене детского сада – это шаг на большую сцену, имя которой – жизнь.

Каждый ребенок в будущем должен уметь владеть собой, скрывать или

выражать свои эмоции. В этом стараюсь помочь дошкольникам.

Первым шагом стал выбор направления, средств и форм работы. Для этого подобрала литературу, которая позволила участвовать детям в

творческом процессе инсценирования, решающем многие аспекты

воспитания. Это, прежде всего нравственное воспитание и эстетическое.

Этим целям в полной мере отвечают небольшие инсценировки, постановки

сказок.

А сказки в свою очередь – наиболее понятный и любимый детьми

жанр, который я и применяю. Они учат доброте, честности, порядочности,

взаимовыручке, умению сопереживать. Сказки несут в себе то тепло,

которого порой так не хватает детям. Приобщение детей к театрализованной

деятельности способствует освоению мира человеческих чувств,

коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С

первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в

процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании

выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться

разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или

событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю,

увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона

прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при

просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного

театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов,

родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую

разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый,

настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям

стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.).

Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому

они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут"

репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и

бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши

могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать

кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя

вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и

использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой

важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его

эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает

персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание

героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и

хороших человеческих качествах.

Для себя определила пути решения проблемы:

 Реализация проектов позволяет задействовать все виды

образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение

художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество»,

«Социализация», «Безопасность», «Труд», «Физическое воспитание»,

«Здоровье», где как не в театрализации можно проследить процесс

интеграции. Это позволяет раскрыть разнообразные способности каждого

участника проекта.

 На мой взгляд, лишь использование разнообразных методов (наглядного

словесного, проблемного, от противного, эвристического, метода убеждения,

метода побуждения к сопереживанию, сказкотерапии) и приемов (игрового,

приёма активизации мышления, приёма привлечения внимания детей, показа, сопоставления, сравнения), позволило мне работать наиболее продуктивно, используя проектную деятельность.

 Театрализованную деятельность допустимо включать во все

разновидности непосредственно-организованной деятельности, в

самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников.

                                                          Паспорт проекта

Наименование проекта

«Мир театра»

Вид проекта

Групповой

Основные разработчики программы

Педагоги, родители, воспитатели

Цели и задачи проекта

Цель:  Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

  • Пробудить интерес детей и родителей к театру;
  • Привить первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);
  • Заинтересовать родителей в обогащении, изготовление своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;
  • Развивать способность к импровизации, речевую активность детей;
  • Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Продолжительность проекта

Февраль-март

Основные формы реализации проекта

  • Совместная организованная театрализованная

деятельность взрослых и детей.

  • Самостоятельная театрально-художественная

деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

  • Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-

образовательной деятельности.

  • Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с

родителями.

Обеспечение проекта

Пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, плоскостной театр, театр вязанных шапочек;

Создание карточек театрализованных игр, пальчиковых игр.

Предполагаемые результаты

При условии реализации данного проекта я рассчитываю получить

следующие результаты:

Для детей:

1. Повысится уровень речевого, художественно-эстетического,

эмоционального развития детей;

 Для педагогов:

1. Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

2. Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации,

аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).

 Для родителей:

1. Родители станут активными участниками образовательного процесса.

2. Произойдет гармонизация отношений с детьми, родители получат

новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты:

 пробудить интерес детей и родителей к театру;

 вовлечь родителей в жизнь детского сада;

 познакомить детей и родителей с историей театра, его видами,

способами изготовления и обыгрывания;

 привить детям первичные навыки в области театрального искусства:

использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;

 заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов

театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

 Критерии оценивания

Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум

направлениям: дети и родители.

Дети:

 знание основных видов театров и театрального искусства;

 владение первичными навыками «актерского мастерства»;

 интерес, проявленный в постановках, подготовке к спектаклям.

Родители:

 процент участия родителей в совместных мероприятиях;

 процент участия родителей в подготовке условий для деятельности

детей.

Продукт проекта

  • Фотоальбом;
  • Театральный уголок;
  • Консультации для родителей;
  • Презентация проекта.

                                        Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Ответственные

                                               1 этап – подготовительный

Февраль

Опрос родителей «Играете ли вы с ребенком дома в театр?»

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

Воспитатели

Февраль

Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Результат: Определение целей и задач.

Воспитатели

Февраль

Разработка проекта в группе.

Результат: Разработка проекта «Мир театра»

Воспитатели

Февраль

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

                                               2 этап - практический

Февраль

Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Воспитатели, родители.

Февраль

Просмотр музыкального кукольного спектакля «По щучьему веленью»

Воспитатели

Февраль

Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театров.

Воспитатели

Февраль-март

Совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях:

«Мамин день», «День здоровья», «Пасхальный колобок» и др.

Воспитатели, муз. руководитель.

Март

Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной, коллективной работе.

Воспитатели

Март

Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Воспитатели, старший педагог.

Март

Репетиции спектакля «Заюшкина избушка» с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети младших групп.

Воспитатели, старший педагог.

                                                   3- заключительный

Март

Смотр-конкурс работ родителей.

Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

 

Воспитатели, старший педагог.

Март

Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

Воспитатели

Март

Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Воспитатели

Март

Соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Воспитатели

                                              Список литературы

 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

 2. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса» -2000 г.

  1. А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковая игры» Москва, АСТ «Астрель», 2003г.
  2. Л. Белоусова «Развиваем умение интонировать»Ж-л «Дош-е восе» №6 2007г.
  3. М.Г. Борисенко, И.А. Лукина «Наши пальчики играют»СПб «Паритет», 2002г.
  4. О.П. Власенко «Ребенок в мире сказок»

  Волгоград «Учитель», 2007г.

  1. Г.В. Генов «Театр для малышей»

  Москва «Просвещение», 1968г.

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду»

  Москва «Просвещение», 1960г.

  1. О.И. Крупенчук «Стихи для развития речи»

СПб «Литера», 2004г.

  1. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева «Подготовка и проведение театрализованных игр» Москва «Школьная пресса», 2003г.
  2. Т. Попова «Интонационная выразительность речи»

Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2008г.

  1. Н.М. Родионова «Коррекционно- развивающие игры, упражнения, этюды» Сыктывкар, 2002г.
  2. М.С. Рузина «Страна пальчиковых игр»

 СПб ООО «Издательский дом «Кристалл»», 2002г.

  1. Е. Соловьева, Л. Царенко «Международный день театра»

 Журнал «Ребенок в детском саду» №1, 2007г.

  1. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Москва «Просвещение», 1971г.
  2. Т.И. Щербакова « Игры с пальчиками», Москва «Карапуз», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...