Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной статье рассматриваются особенности поведения детей старшего дошкольного возраста, раскрывается понятие демонстративного поведения, рассматриваются особенности демонстративного поведения у детей старшего дошкольного возраста, выявляются причины, вызывающие у детей демонстративное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demonstrativnoe_povedenie.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире   развитию детей уделяется огромное внимание, так как  в обществе существует понимание того, что  результатом  правильного обучения, воспитания и развития ребенка является  грамотная успешная, уверенная в себе, образованная  и позитивно настроенная личность. То есть считается, что постоянное повышение самооценки ребенка приведет к тому, что он будет увереннее в себе и добьется больших успехов.  

Однако иногда с целью повышения самооценки и завоевания внимания окружающих ребенок начинает вести себя со сверстниками  поверхностно и  неправильно, рассматривая их не как отдельных интересных личностей, потенциальных друзей, обладающих своими интересами, эмоциями и проблемами, а только как некий фон, на котором можно показать себя лучше остальных, продемонстрировать свои достоинства.  Можно конечно сказать, что для повышения самооценки и уверенности в себе все средства хороши, однако данная демонстративность может перерасти в постоянную черту характера, которая в дальнейшем принесет своему хозяину множество проблем, одной из которых будет невозможность выстроить нормальные личные отношения, дружеские, рабочие или семейные.

Особенно ярко такая черта выражена у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте начинают активно формироваться личные отношения со сверстниками, и становится понятно, кто оценивает окружающих детей в качестве потенциальных друзей, а кто как фон для самовыражения. Таким образом, тема этой статьи является очень актуальной и требующей большого внимания.        

Понятие демонстративного поведения. Виды и типы демонстративного поведения

   Для каждого периода детского развития характерны свои формы общения, и, если ранее, в возрасте 3-4 лет дети в основном получали  удовольствие от игры с игрушками, то в период старшего дошкольного возраста на первый план выходит межличностное общение, особенно со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенку становится очень важно, как воспринимают и оценивают его действия окружающие люди, он стремится привлечь внимание других, ловит в их взглядах и эмоциях признаки отношения к себе и демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.

Кроме того, в  общении в этом возрасте появляется соревновательное, конкурентное начало. Идет постоянное сравнение себя со сверстником, через которое ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Данный этап очень важен и необходим  для развития межличностных отношений. Противопоставляя  себя сверстнику, выделяя таким образом свое «Я», ребенок при этом воспринимает его как отдельную целостную личность, а  к 6-7 годам уже существует способность оценивать  качества и характеристики других людей, исходя из которых появляется желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

У дошкольников  также наблюдается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Это обусловлено  развитием сюжетно-ролевой игры  и других видов деятельности, имеющим  коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление  к совместной деятельности настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс и уступают друг другу, например,  игрушку или наиболее привлекательную в игре  роль.  У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

При этом у  детей ярко проявляется склонность к конкуренции, дух соревновательности и  непримиримость в оценке товарищей.  В старшем дошкольном возрасте  дети часто  интересуются успехами друзей, а также  требуют признания  собственных  достижений.  Замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои.

Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты со сверстниками  характеризуются яркой эмоциональностью.

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста ярко проявляются также в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Все высказывания  в адрес сверстника в старшем дошкольном возрасте, так или иначе, связаны  с собственным «Я» ребенка.

Старшие  дошкольники  уже все чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как у них это получается, много рассказывают о себе, давая оценку вещам или событиям «нравится» или «не нравится». Они делятся со сверстниками своими познаниями и планами на будущее, размышляют о том, кем станут, когда вырастут.

Каким бы не было общение детей дошкольного возраста со сверстниками практически каждому из них в той или иной степени свойственно демонстративное поведение.

Под демонстративным поведением понимают выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, не замечая при этом потребности окружающих.

Небольшая демонстративность в поведении детей является нормальной  временной формой самовыражения,  становления собственной личности. Но когда демонстративное поведение у ребенка  проявляется всегда и во всем нужно обратить на это внимание, так как это может быть связано с серьезными психологическими проблемами в развитии.

Особенности  проявления у детей демонстративного поведения

Как было сказано выше, небольшая демонстративность в поведении дошкольников может являться нормой, однако часто она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера и тогда это уже приобретает форму психической особенности

Дети, для которых характерна данная черта характера, больше всего озабочены тем, чтобы показать во всем свое превосходство. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении и внимании.

Демонстративных детей можно выделить по ярко выраженной  активности и неугасаемому стремлению привлечь к себе внимание  окружающих  любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако, в большинстве случаев, общаясь со сверстником, они не испытывают к нему никакого реального интереса или желания что-то делать вместе. В основном они хотят показать себя и вызвать восхищение других людей. Они говорят только о себе, навязчиво показывают свои игрушки, иными словами демонстрируют разнообразные способы привлечения внимания взрослых или сверстников: смотрите, как я умею рисовать, бегать, прыгать или петь, какие у меня игрушки, прическа и так далее.

Самоутверждение и восхищенное внимание окружающих людей является для них главной ценностью и целью. Важно отметить, что  способом привлечения внимания в данном случае могут являться как положительные формы поведения, например, стремление сделать что-то очень хорошо, чтобы это заметили, так и действия, выражающие агрессию.

         Так как дети с демонстративным типом поведения ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых, как правило, такие дети стремятся во что бы то не стало получить положительную оценку окружающих, но если отношения  со сверстниками не складываются, то они  применяют негативную форму поведения, то есть проявляют агрессию, провоцируют скандалы и жалуются.

Таким образом, демонстративное поведение может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Одной из форм проявления демонстративности является обладание привлекательными для сверстников предметами. Например, у некоторых детей огромное желание обладать какой-нибудь игрушкой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество как некое преимущество перед другими. Ведь очень часто дети несут в детский сад полученную в подарок новую игрушку вовсе не для того, чтобы в нее поиграть, а чтобы  похвастаться и показать друзьям.

Зачастую  самоутверждение у демонстративного ребенка достигается путем  обесценивания или унижения достоинства другого. Например, ребенок может сказать про рисунок другого ребенка, что тот совершенно не красивый, и он рисует гораздо лучше.  В речи демонстративного ребенка вообще очень часто встречаются такие сравнительные  формы как лучше-хуже,  красивее-некрасивее, ведь они постоянно сравнивают себя с другими, причем данное сравнение всегда в их пользу.

Такие старшие дошкольники имеют особенность проявлять повышенный интерес к действиям сверстников,  следить, что у них получается и не получается, а также делать замечания и комментировать эти действия, давая им определенную оценку.

        Дети с демонстративным поведением часто критикуют других людей, запоминают ошибки и неудачи окружающих, чтобы при наличии удобного случая потом напомнить о них. Они, зачастую просто не дают никакой возможности проявить себя другим детям, постоянно вмешиваясь в их деятельность, комментируя ее и  подсказывая.  Причем, их поведение по отношению к сверстникам может кардинально меняться в зависимости от наличия или отсутствия рядом взрослого человека, особенно если этот человек является для ребенка авторитетной личностью. Таким образом, добрые поступки здесь совершаются не с хорошими намерениями, а только ради одобрения.

Иногда встречается  такое негативное проявление демонстративного поведения как агрессия, возникающая в том случае, когда ребенку кажется, что его неправильно оценили или что его не понимают, возникает раздражение. В случае, когда нет возможности в чем-то быть выше своего сверстника, который в данном случае выступает в роли конкурента, появляется желание опустить его.

 Причины, вызывающие демонстративное поведение ребенка

   Так как основная особенность демонстративного поведения ребенка – это желание привлечь к себе внимание, то можно с уверенностью говорить, что основной причиной такого поведения является как раз острая нехватка этого внимания.

Порой такое поведение ребенка является единственной возможностью восполнить острую нехватку заботы и внимания со стороны родителей и окружающих. Это может быть  связано с критической занятостью родителей на работе или личными делами, когда на общение, игру и заботу о ребенке совершенно нет  времени.  

        Недостаток такого внимания может быть также обычным явлением в семье,  где преобладают холодные отношения и не принято заботиться друг о друге, проводить совместный досуг и интересоваться делами и проблемами близких людей.

         А ведь дети дошкольного возраста остро нуждаются не только в уходе и обучении, а также в близком личном общении. В старшем дощкольном возрасте происходит активное становление личности, и для ребенка очень важно, чтобы его воспринимали как личность, то есть советовались с ним, интересовались его точкой зрения и принимали ее во внимание, подбадривали и поддерживали в случае проблемных ситуаций и хвалили за его успехи, которых он, как правило, изо всех сил старается достичь.

        В этом возрасте дети  начинают воспринимать себя не только как личность, но и в сравнении с другими, поэтому мнение окружающих становится очень важным. Упреки и невнимание вызывают обиду и конкуренцию. Если мнение дошкольника о себе не совпадает с мнением окружающих, то появляется желание доказать свою правоту, выделиться и привлечь в себе дополнительное внимание. Особенно это актуально в авторитарных семьях, где родители не имеют привычки принимать во внимание мнение ребенка и его интересы и замечают его в основном тогда, когда он плохо себя ведет.

        Одной из причин демонстративного поведения у дошкольника может являться какая-либо эмоциональная травма, например, развод родителей или появление младшего ребенка в семье, который забирает на себя большую часть внимания и заботы близких,  ранее уделявших все свое время только старшему ребенку.

        Кроме того, бывает, что ребенку  в принципе оказывается достаточное внимание в семье и коллективе, но в силу его гипертрофированных потребностей оно его не удовлетворяет, необходимо еще больше эмоциональных контактов, которые близкие уже обеспечить не могут. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

        Дети с негативными аспектами демонстративности нарушают правила поведения, добиваясь таким образом необходимого им внимания. Пусть это внимание будет даже недоброжелательным, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок в данном случае действует по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Статья "Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста".

Статья "Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста".Серия тематических сборников "Из опыта работы педагога-психолога образовательного учреждения"....

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....