Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи:
картотека на тему

Манукян Мария Юрьевна

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_k.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи:

1. «Догадайся, что звучит»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Материалы: музыкальные игрушки

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Часы»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Материалы: часы

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Медвежата мед едят»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Лягушка и лягушата»

        Возраст: от3-х до 4-х лет

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Покормим птенчиков»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«На приеме у врача»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Материалы: кукла.

Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Догадайся, что звучит»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Материалы: музыкальные инструменты.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Узнай по голосу»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Материалы: музыкальные игрушки.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Кто в домике живет? »

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Материалы: картинки с изображением животных.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Кто как кричит? »

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Материалы: картинки с изображением птиц

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Позови свою маму»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Материалы: картинки с изображением животных (мама-малыш)

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактические игры на совершенствование звковой культуры речи:

«Отзовись»

        Возраст: от 3-х до 4-х лет

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Материалы: картинки с изображением животных

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по формированию звуковой культуры речи "Как меня зовут? "

Цель:закрепить у детей умение определять первый, второй, третий и последний звуки в словах, а также составлять из них имена.Материал:фотографии детей (девочек и мальчиков) 5-6 штукпредметные картинкик...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Конкурс "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по звуковой культуре речи дошкольника"

На Конкурсе "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников", который проводился в 2017 году среди педагогов дошкольного подразд...

Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи детей старшей группы ДОУ

Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи детей старшей группы ДОУ...

Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи детей подготовительной группы ДОУ

Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи детей подготовительной группы ДОУ...