О взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя
статья на тему

Стецюк Вера Николаевна

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. Что нужно знать о взаимодействии воспитателя и музыкального работника? Об этом расскажет следующая статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaim_vosp_i_muzruk.docx25.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя по музыкальному воспитанию детей (из опыта работы)

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. 

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛИ непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.


   Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. 

  1. Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
  2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения.  - Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом.

Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
      Но проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую так же ведет и воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики и не уверен в своих силах.
    Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше музыкальному руководителю приходится заниматься непосредственно с детьми!  То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений.

Цель музыкального воспитания – формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника как компонента его духовной культуры.

Задачи музыкального воспитания: 

формирование мотивационно-ценностного отношения ребенка к музыке;

формирование у него осознанного восприятия музыки;

формирование умений и  навыков её исполнения.

Сочетая яркую мелодию, выразительные интонации, характерный ритм, гармонию, композитор образным языком музыки выражает свое отношение к окружающему миру. Ребенок знакомится с комплексом выразительных музыкальных средств, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки.

Отмечая выразительное значение тех или иных средств, ребенок постепенно приобщается к музыкальной речи, в связи с чем, целостное восприятие им музыки становится полноценнее, осознаннее и эмоциональнее.

Путь приобщения к музыке идет от целостного восприятия характера музыки к осознанию особенностей музыкальной речи, а затем опять к целостному восприятию, но уже на более высоком уровне.

В основе содержания музыкального воспитания лежит музыкально-художественный материал, раскрывающий тематизм программы. Критериями отбора музыкального материала к музыкальным занятиям названы: художественная ценность, педагогическая целесообразность, воспитательная значимость, доступность.

Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. 

Взаимодействие педагогов, так или иначе, осуществляется в ДОУ, поддерживаемое режимом и традициями ДОУ, но вопросы преемственности  чаще всего остаются не решёнными и реализуется лишь в тематической составляющей педагогического процесса (времена года, темы детства и так далее) и то не полноценно.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, до занятия должен проконсультироваться  с музыкальным руководителем.

    Воспитатель не только помогает музыкальному руководителю в проведении занятий.  Но функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит ха правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

    В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

    В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

    Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально-эстетических знаний. Например, в индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Воспитатель должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности.

В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания аудиокассет (магнитофон, музыкальный центр), или проигрыватель с грампластинками.

Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти  книги  должны соответствовать возрасту  детей и хорошо иллюстрированы.

В-третьих, в музыкальной зоне могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвящённые песням из детских мульт- и художественных фильмов.  В альбоме указывается название мультфильма или песни, сообщается текст и даётся музыкальная иллюстрация. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации  к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают на музыкальных занятиях.

Поскольку музыкально-развивающая среда постоянно обновляется (1-2 раза в месяц),  то здесь уместно воспитателю проводить с воспитанниками беседу на тему: «Что нового у нас появилось в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах или движение под музыку). Если у детей возник интерес к музыкальным инструментам, педагог может предложить сопровождать ритмичной игрой на деревянных палочках, ложках, маракасах, треугольниках и других простых инструментах, какое-либо известное им произведение в магнитофонной записи.

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.

 Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как ребята воспринимают то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя включают:

- индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ; должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

- практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара;

- проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.