Описание опыта работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»
консультация (средняя группа) на тему

Подкорытова Вера Николаевна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_po_teme.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Описание опыта работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»

Подкорытова В.Н. воспитатель средней группы «Непоседы» МКДОУ детский сад «Солнышко», Каргатского района, Новосибирской области.

«Детство – это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надежный, добрый спутник в жизни каждого ребенка»

Д.Родари

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»

«Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален;

воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость тысячелетий;

воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учетом мирового опыта - значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы»

единственная человеческая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпири, об этом рассуждали философы на протяжении веков  и эта тема остается актуальной и в наши дни.

Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все больше усложняются и преобразуются.

В период дошкольного детства (от 3-7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Огромную роль призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.

ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему в разделе 2.6 «Содержание Программы»речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение  активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольника.

Данная проблема определила цель углубленной работы: развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности и использованием сказок;

- формировать устойчивый интерес к слушанию сказок и их инсценировкам;

- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые игры и упражнения;

- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

    Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме, я строила свою работу в данном направлении с опорой театрально-игровую деятельность.

В 2014 году была организован кружок «В гостях у сказки», разработала рабочую программу «В гостях у сказки» целью которой являлось развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Работа в кружке осуществлялась с учетом интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных.

Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учетом требования ФГОС ДО, которая содержательно насыщенна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Приступая к работе по данной теме, я следовала определенным требованиям:

- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;

- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;

- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;

- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Реализация программы осуществлялась по трем основным направлениям:

- ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками – иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев , продуктивная деятельность по прочитанным произведениям);

- театрализация, проигрывание эпизодов сказок  (пантомимические этюды)

Играя сказку с детьми, использую различные виды театра: настольный, пальчиковый, на ложках, театром кукол Би-ба-бо, театр на ладошке. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Включаю сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, раздеваемся, засыпаем и просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учетом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того, чтобы научить детей рассуждать, нередко использую игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов – «А если бы вдруг исчезло солнце, то твои действия…», Если бы ты стал кустом…» - позволяет поставить ребенка в позицию творца и фантазера.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Таким образом,  дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать свое отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески; самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры –драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приемов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надежными спутниками.