Программа «Родничок патриотизма» По патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Новикова Татьяна Николаевна

Программа для старшей, подготовительной к школе групп  

«Родничок патриотизма»

для детей в возрасте 6 -7лет.

Тенденции современного образования, целенаправленный педагогический процесс в образовательном учреждении, требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patriot.docx389.77 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Паспорт программы………………………………………......2 стр.
  2. Пояснительная записка............................................................ 3 стр.
  3. Учебно – тематический план………………………………..  6 стр.
  4. Содержание изучаемого материала………………………...12 стр.
  5. Методический инструментарий…………………………… 13 стр.
  6. Ресурсное обеспечение программы………………………...15 стр.
  7. Методический аппарат………………………………………16 стр.
  8. Список используемой литературы…………………………18 стр.
  9. Заключение…………………………………………………..19 стр.
  10. Приложения:

приложение I…………………………………………………….18 стр.

      приложение II………………………………………………........22стр.

      приложение III…………………………………………………..25стр.  

      приложение IV…………………………………………………..28стр.

      приложение V…………………………………………………... 32стр.

      приложение VI…………………………………………………..35стр.

      приложение VII………………………………………………… 36стр.

Программа              «Родничок патриотизма»

По патриотическому воспитанию      детей старшего дошкольного возраста

П А С П О Р Т   П Р О Г Р А ММ Ы

Параметры

Содержание

Наименование программы

Программа для старшей, подготовительной к школе групп  

«Родничок патриотизма»

для детей в возрасте 6 -7лет.

Основание для разработки программы

Тенденции современного образования, целенаправленный педагогический процесс в образовательном учреждении, требования ФГОС

Руководитель программы

Воспитатель Новикова Татьяна Николаевна.

Разработчик

Воспитатель Новикова Татьяна Николаевна.

Участники программы

Дети старшей и подготовительной к школе групп, педагоги, родители.

Этапы реализации программы

Реализация программы включает в себя 3 этапа:

  • начальный (организационный этап);
  • практический (накопительный) этап реализации программы;
  • практико-обобщающий.

Цель и задачи программы

Цель – совершенствование системы патриотического воспитания, формирование гражданско – патриотического самосознания детей.

  1. Задачи - Систематизировать мероприятия, направленные на формирование гражданско - патриотического самосознания детей.
  2. Привлечь педагогов, родителей,  ветеранов войны и труда, библиотекарей и т.д. к проведению социально – значимых мероприятий по формированию патриотизма.
  3. Стимулировать у детей познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему России и своей малой Родины, к традициям и культуре своего народа;            
  4.  формировать у детей способности к общению, сопереживанию, чувство любви к своему Отечеству, уважение к ветеранам войны и труда;
  5. развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
  6. Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине через творческую активность.                                                                                                                                              

Основные направления программы

Программа «Родничок патриотизма» включает в себя три направления работы: с детьми, педагогами и родителями.

Ожидаемые результаты

Смотри ниже, в таблице «Ожидаемые результаты».

 

· Если русский скажет, что он не любит Родину

– не верьте ему, он не русский!

Фёдор Михайлович Достоевский

  1. Пояснительная записка.                                

  В России патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось  важной задачей современной образовательной системы, ведь детство – самая благодатная пора для формирования социально - гражданского и духовного развития личности ребёнка.

  Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
  Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в         различных войнах и сражениях; изучение истории родной страны и традиций её  народа. Старший дошкольный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
 Исходя из всего вышеперечисленного, возникла необходимость активизации работы, направленной на формирование у детей патриотического воспитания и создание реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

  Авторская программа «Родничок патриотизма» составлена на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.», которая является главной нормативной базой для всех образовательных учреждений. Написание данной программы обуславливается так же определёнными ориентирами учебно – воспитательной работы, которые задаются сегодня новыми образовательными стандартами. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта личностные результаты освоения образовательной программы отражают: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

   Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, принципов, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
  Она даёт право педагогу выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
  Авторская программа « Родничок патриотизма » поможет в решении стратегической проблемы по формированию патриотического сознания детей как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества.         Предполагается использовать практические, игровые и теоретические занятия. Продолжительность мероприятий 30 минут минут.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- в использовании на мероприятиях современных образовательных технологий: технология развития критического мышления, учебной деловой игры, проблемного обучения, информационные технологии, опытно-экспериментальной деятельности;

-  формах и методах обучения;

- содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;

- создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры.

   Данная программа рассчитана на 2 года и разработана в целях возрождения нравственно – патриотического воспитания детей.

     Различные технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, направленную на воссоздание и усвоение опыта, направленного на формирование и развитие нравственно – патриотических чувств, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     В ходе реализации программы « Родничок патриотизма » взрослый выступает как единомышленник и партнёр детей. Дети несут полученные знания в мир взрослых, учат и воспитывают своих родителей и друзей. Данная программа направлена на формирование личности, хорошо знакомой с современными проблемами нравственно – духовного и патриотического воспитания, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Участниками программы являются дети, родители, педагоги, библиотекари и т.д.

     Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование гражданско – патриотического самосознания учащихся.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Систематизировать мероприятия, направленные на формирование

гражданского патриотического самосознания учащихся.

  1. Привлечь педагогов, родителей,  ветеранов войны и труда, библиотекарей и т.д.

к проведению социально – значимых мероприятий по формированию патриотизма.

  1. Стимулировать у учащихся познавательный интерес к историческому прошлому

и настоящему России и своей малой Родины, к традициям и культуре своего народа;            

  1.  формировать у детей способности к общению, сопереживанию, чувство любви

к своему Отечеству, уважение к ветеранам войны и труда чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;

  1. Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине через игровую,

творческую и исследовательскую активность.                                                                                                                                              

Концептуальной основой программы стала идея учёного – исследователя А.Я. Бруштейна: по мере вырастания у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», который требует реализации, и который, как не обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным.

Реализация программы будет проходить в 3 этапа:

Начальный (организационный этап):

  • определение направлений работы по программе;        
  • составление плана работы;
  • создание информационного поля;
  • обеспечение педагогов литературой и методическими разработками по нравственно – патриотическому воспитанию;
  • создание материально-технической базы для начального этапа внедрения программы;

Практический (накопительный) этап реализации программы:

  • реализация учебно – тематического плана;
  • создание методической копилки педагогов;

Практико-обобщающий:

  • анализ и оценка полученных результатов.

Вся деятельность при реализации программы осуществляется с учётом ряда принципов: принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми, приоритет положительного стимулирования;

 принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, пейзажи, памятники, достопримечательности, карты, презентации, ИКТ  и  т.д.;

принцип природосообразности – построение педагогического процесса соответственно возрастным особенностям и интересам воспитанников.

нравственной направленности и культуросообразности – формирование способностей и установки воспитанников на потребление и сохранение культурно – исторических ценностей.

Ожидаемые результаты:

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Дети должны знать:

-Историческое прошлое и настоящее родного города и России (в общих чертах);

- традиции и культуру своего народа;            

-Символы родной страны, области, города;

-Природу родного края и страны (в общих чертах;

иметь:

-чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

-географические представления о своей стране, области, городе;

-чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, любви к своему Отечеству;

-уважительное и доброжелательное отношение к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, их героическим поступкам.

Уметь.

-находить творческие решения поставленных задач в рамках данной программы.

Педагоги должны знать:

-основные методы  обучения и воспитания у детей гражданско – патриотического сознания;

- основные формы работы по обучению и воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания;

-основные направления работы по формированию гражданско -патриотического самосознания детей;

-возрастные особенности детей данного возраста;

уметь:

-вовлекать родителей и других субъектов воспитания в организацию социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско -патриотическое самосознание.

Родители должны знать:

-основные направления работы по формированию гражданско-патриотического самосознания детей;

-возрастные особенности восприятия окружающей действительности детьми данного возраста;

понимать значимость формирования гражданско- патриотического самосознания детей.

уметь помочь детям и педагогам в организации социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое самосознание.

Данные результаты измеряются по результатам анкетирования (приложение I)

  1. Учебно – тематический план

Старшая группа (21 час )

Тема  мероприятия

Форма

Срок      

1

«Подари частичку тепла»

Акция добрых дел и внимания к ветеранам войны и труда,  инвалидам

Сентябрь

2

«Люблю тебя, мой край родной»

Беседа

Сентябрь

3

«Славится земля Костромская своими ремёслами»

Выставка поделок народных умельцев. Беседа.

Октябрь

4

«Наше прошлое»

Экскурсия в краеведческий музей

Октябрь

5

«Тепло родного очага»

Беседа

Ноябрь

6

«Моя семья»

Работа над индивидуальными проектами

Ноябрь

7

«Помнит мир спасённый»

Фестиваль патриотической песни

Ноябрь

8

«Государственные

Символы России»

Клубный  час с просмотром презентации

Декабрь

9

«Где? Что? Когда?»

Интеллектуальная игра, посвящённая родному краю

Декабрь

10

«Святки – колядки»

Русский календарно – обрядовый праздник

Январь

11

«Замечательные сооружения нашего города»

Просмотр презентации

Беседа

Январь

12

«Академия творчества

На страже Родины»

Выставка рисунков

Февраль

13

«День защитника Отечества»

Праздник

Февраль

14

«Природа родного края»

Викторина

Март

15

«Масленица широкая»

Развлечение

Март

16

«Время добрых дел»

Коллективно – творческое дело по оказанию помощи и внимания ветеранам ВОВ и труда.

Март - Май

17

«Мои славные предки»

«Моя родословная»

Работа над проектами

Апрель

18

«Солнышко в ладошке»

Изготовление открыток, подарков для ветеранов ВОВ и труда

Апрель

19

«Подвигу народа жить в веках»

Концерт ко Дню Победы

Май

20

«Вахта памяти»

Возложение цветов к братской могиле

Май

21

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Конкурс стихов к юбилею Победы

Май

Подготовительная группа (22 час)

Тема  мероприятия

Форма

Срок

1

«Подари частичку тепла»

Акция добрых дел и внимания к ветеранам войны и труда,  инвалидам.

Сентябрь - Октябрь

2

«Сердцу милая Родина»

Конкурс рисунков, фотографий, плакатов

Сентябрь

3

«Осенины»

Праздник - посиделки

Октябрь

4

«Путешествие в прошлое и настоящее моего города»»

Беседа, просмотр презентации, фильма.

Октябрь

5

«Старая, старая сказка…»

Экскурсия в краеведческий музей школы №3

Ноябрь

6

«Помнит мир спасённый»

Фестиваль патриотической песни

Ноябрь

7

«Мои права и обязанности»

Оформление стенда. Беседа

Декабрь

8

«Обычаи и традиции моей страны»

Клубный  час

Декабрь

9

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Русский календарно – обрядовый праздник

Январь

10

Шарья – моя Родина»

Работа над проектом

Январь

11

«И помнит мир спасённый…»

Встреча с библиотекарем, посвящённая снятию блокады Ленинграда

Январь

12

«Академия творчества»

Изготовление открыток и подарков к 23 февраля

Февраль

13

«Рыцарский турнир»

Праздник к 23 февраля

Февраль

14

«Как на масленой неделе…»

Развлечение

Март

15

«Время добрых дел»

Коллективно – творческое дело по оказанию помощи и внимания ветеранам ВОВ и труда.

Март - Май

16

«Турнир знатоков родного края»

Краеведческая игра

Апрель

17

«Пасха красная»

Развлечение

Апрель

18

«Подарок от всей души»

Изготовление открыток и подарков для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, вдовам.

Апрель

19

«России верные сыны»

Выставка рисунков

Май

20

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Конкурс стихов к юбилею Победы

Май

21

«Великой Победе посвящается»

Концерт, встреча с ветеранами ВОВ

Май

22

«Вахта памяти»

Возложение цветов к братской могиле, к памятнику погибшим солдатам

Май

Работа с педагогами (14 часов)

Тема  мероприятия

Форма

Срок

1

Анализ работы по гражданско – патриотическому воспитанию, утверждение программы «Родничок патриотизма»

Педсовет

Сентябрь

2

«Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте»

Подготовка к родительскому собранию

Октябрь

3

«Методы  обучения и воспитания у детей гражданско – патриотического сознания;

Консультация

Октябрь - ноябрь

4

« Основные формы проведения мероприятий по обучению и воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания

Показательные мероприятия

Ноябрь

5

Основные направления работы по формированию гражданско -патриотического самосознания детей;

Координация мероприятий

Декабрь

6

Рождестбвенские вечера

Подготовка к развлечениям и праздникам

Январь

7

Снятие блокады Ленинграда

Консультация работниками библиотеки

Январь

8

«Бывали дни боевые»

Просмотр фильмов на военную тематику

Февраль

9

«Масленая неделя»

Подготовка к празднику

Март

10

«Время добрых дел»

Организация и проведение Акции помощи ветеранам

Апрель

11

Литературный обзор

Выставка литературы по гражданско – правовому воспитанию детей

Апрель

12

«И помнит мир спасённый»

Организация мероприятий посвящённых ВОВ

Май

13

Гражданско –патриотическое воспитание

Индивидуальные консультации

Сентябрь - Май

14

Подведение итогов учебного года

Мониторинг

Май

Работа с родителями (14 часов)

Тема  мероприятия

Форма

Срок

1

Анкетирование

Работа с анкетами

Сентябрь

2

«Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте»

Проведение родительского собрания

Октябрь

3

«Как  обучать и воспитывать

у детей гражданско – патриотическое сознание

Папка - передвижка

Октябрь - ноябрь

4

День открытых дверей

Показательные мероприятия по

воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания

Ноябрь

5

«Читайка»

Выставка литературы по гражданско – правовому воспитанию детей

Ноябрь

6

Возрастные особенности восприятия окружающей действительности детьми данного возраста, их значение для воспитания патриотизма

Консультация

Декабрь

7

Русские календарно – обрядовые праздники

Привлечение к подготовке и проведению  развлечений и праздников

Декабрь -Март

8

Проектная деятельность и индивидуальные задания

Беседы по оказанию помощи и поддержки своим детям

Январь - май

9

Просмотр фильмов о войне

Организовать поездку в кинотеатр

Февраль

10

«Масленая неделя»

Подготовка к празднику

Март

11

«Время добрых дел»

Привлечение к организации и проведению Акции помощи ветеранам

Апрель

12

«И помнит мир спасённый»

Привлечение к организации и проведению мероприятий посвящённых ВОВ

Май

13

Гражданско –патриотическое воспитание

Индивидуальные консультации

Сентябрь - Май

14

Подведение итогов учебного года

Родительское собрание

Май

  1. Содержание изучаемого материала

    Формирование гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по программе «Родничок патриотизма»  следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.

    Рекомендуется, в целях наибольшей эффективности работы и в соответствии с возрастными требованиями, на совместные мероприятия объединять детей параллельных групп. Для участия в развлекательных мероприятиях с элементами обучения и закрепления знаний по воспитанию гражданско – патриотических чувств допускается объединение разновозрастных групп. Работа по патриотическому воспитанию детей в программе «Родничок патриотизма» ведётся по нескольким направлениям:

духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

культурно – познавательном  (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

   Программа «Родничок патриотизма» включает в себя три основных раздела работы: с детьми, педагогами и родителями. Вся работа построена на тесном сотрудничестве между всеми участниками педагогического процесса.

  Работа с педагогами включает в себя: консультации, открытые мероприятия для педагогов, просмотр видеофильмов и презентаций, обзор литературы по данной теме, помощь при подготовке мероприятий, доведение необходимой информации и т. д .

    Одним из разделов программы является - работа с родителями. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей патриотизму. Многие не понимают важности данного воспитания и обучения. Такие родители нуждаются в педагогических советах. Необходимо доводить до их сведения всю важность гражданско – патриотического воспитания. Родители должны знать:

-основные направления работы по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся;

-возрастные особенности восприятия окружающей действительности детьми данного возраста;

понимать значимость формирования гражданско- патриотического самосознания детей.

уметь помочь детям и педагогам в организации социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое самосознание.

Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы должен обеспечить и работу с родителями.  

      При работе с родителями в данной программе предлагаются следующие формы работы: консультации, проведение тематических бесед, игры с участием детей, анкетирование,  участие в акциях, тесты, родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

Консультации нужны для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в гражданско- патриотическом воспитании. Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома, в самостоятельной и исследовательской работах (приложение VII).  Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов и рекомендаций родителям. Родители с удовольствием работают с тестами и анкетами.

            Третий раздел программы – работа с детьми (приложение II). Она включает в себя мероприятия, направленные на формирование гражданско- патриотического самосознания детей. При работе с детьми используются следующие формы работы: встречи и беседы с ветеранами войны (ВОВ, Чеченская, Афганская) и труда, конкурсы, интеллектуально – развлекательные игры и викторины (приложение IV), экскурсии на природу, к памятникам, в музеи, клубные часы (приложение V),   конкурсы творческих работ, праздники и развлечения, концерты для ветеранов (приложение III) , акции «Свет в окне» и другие мероприятия.

Очень нравится детям играть в развлекательно – познавательные игры.

работать по карточкам, решать на мероприятиях ребусы (приложение VI). Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего». Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

  1. Методический инструментарий.

         Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивые знания, умения и навыки по правилам дорожного движения.

Методы и приёмы:

Методы, в основе которых лежит способ организации мероприятий:

  • словесный (устное изложение, беседа, консультация, рассказ, объяснение,

            разбор ситуаций, работа с различными источниками информации ит. д. );

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, выставок, встречи с  ветеранами войны и труда, работа с раздаточным материалом и др.). Они предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления детей с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении. Работа по формированию у детей основ патриотического воспитания строится на зрительных ориентирах. На всех этапах педагогического процесса используются наглядные средства: модели, рисунки, схемы, плакаты, презентации, иллюстрации, фотографии, карты и т.д.
  • практический (познавательные игры, занятия, выполнение творческих заданий, закрепление знаний во время экскурсий и целевых прогулок, упражнения, помощь ветеранам и др.).

Эти методы направлены  на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает признаки, связи, явления в обществе, которые недоступны непосредственному восприятию.

  • Игровой (Сюжетно – ролевые игры, интеллектуальные и дидактические игры).

 В игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Игра создаёт условия для освоения и закрепления знаний и гражданских норм поведения, учит детей пользоваться планами, схемами, картами.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей и взрослых:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей  и взрослых в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся и взрослых;

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

  • эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению  знаний,  информирование  о прогнозируемых результатах образования.

Формы организации деятельности обучающихся на мероприятиях:

  • фронтальная – одновременная работа со всеми детьми (экскурсии, целевые прогулки, НОД, беседы, встречи с ветеранами войны и труда, праздники, игры, конкурсы);  
  • групповая – организация работы в группах (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и  игры-драматизации, решение ситуаций, творческие работы, тесты и задания);
  • индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий (решение проблем, работа по карточкам, решение ребусов  и т. п.);

Формы воспитательных мероприятий:

  • клубный час, литературный вечер, игра, устный журнал, экскурсия способствуют формированию познавательного интереса к героическому,

 культурному и историческому прошлому родины, уважительного и бережного отношения к наследию нашего народа. Доброжелательного отношения к старшему поколению, мужественным поступкам;

  • праздник, концерт, коллективно – творческое дело активизируют учащихся на социально – значимую деятельность, направленную на оказание помощи и внимания участникам и ветеранам войны и труда;
  • проектная деятельность, мастерская, конкурс, фестиваль способствуют развитию способностей находить творческие решения поставленных задач в рамках данной программы.

Методическое оснащение:

  • методические пособия и книги (энциклопедии, литературные произведения, инструкции, рекомендации и  консультации);
  • стенды (уголок с государственной символикой и по правам детей, Россия – родина моя);
  • иллюстрационный тематический материал, карты, фотографии и плакаты;
  • презентации;
  • объекты, связанные с прошлым и настоящим нашего города;
  • настольно-печатные игры, отвечающие тематике;  
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (шапки, маски, нагрудные знаки, т. п.)

Техническое оснащение:

  • видео-, аудио материалы;
  • компьютер, медиапроектор, ноутбуки;

Применение этих средств  позволяет заинтересовать, повысить активность и внимание детей на мероприятиях.

Средства: литературные образы, словесное рисование, символы, сочинения, стихи, рисунки, иллюстрации, фотографии, мультимедиапроектор,  музыкальный центр, диски, телевизор и т.д.

Ресурсное обеспечение программы

Ресурс

Содержание заказа

Сроки

Информационный

Презентация программы на методическом объединении прогимназии

сентябрь 2015 г.

Подготовка диагностического инструментария на выявление знаний, умений и навыков учащихся.

сентябрь 2015г.

Создание базы данных по оценке эффективности реализации программы

сентябрь-май 2015-2017г.

Показ мероприятия для воспитателей города

апрель

2016г.

Кадровый

Привлечение к участию по реализации программы родителей учащихся, работников культуры.

сентябрь-май 2015-2017г.

Нормативно-правовой

Утверждение тематического плана в рамках программы

сентябрь 2015г.

Подготовка приказа об апробации программы

сентябрь 2015 г.

Программно-методический

Использование методической литературы по теме «гражданско – патриотическое воспитание учащихся начальных классов».

сентябрь-май 20135 - 2017г.

Материально-технический

Использование аппаратного и программного обеспечения (локальная сеть, выход в интернет, мультимедийный компьютер, проектор, программные средства)

сентябрь-май 2015-2017г.

Финансовый

Приобретения

сентябрь-май 20135-2017г.

  1. Методический аппарат:

Рекомендации

Врспитателю для успешного проведения мероприятий нужно: знать существующие формы и соответствующие им методы и приёмы, уметь наполнить эти формы интересным содержанием, придерживаться системно – деятельного и личностно – ориентированного подходов в воспитании.

Дети старшего дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Поэтому каждое мероприятие должно войти в жизнь ученика ярким событием и остаться в памяти надолго. Именно это условие будет способствовать формированию ценностных мотивов, потребностей и чувств.

Инструкция по подготовке и проведению воспитательного мероприятия:

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающем в своём развитии несколько взаимодействующих между собой этапов.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе важно вызвать у детей желание участвовать в мероприятии. Для этого необходимо:

- определить цели и задачи мероприятия;

- выбрать виды, формы и методы работы;

- продумать, как оптимально занять детей в подготовке и проведении мероприятия(обдумывание вопросов. Поиск информации из книг, исторических документов, из бесед с родственниками, сети Интернет, подготовка номеров художественной самодеятельности и др.)

Второй этап – организационный. На данном этапе важно создать психологический настрой, сформировать готовность к предстоящей работе. Для этого необходимо:

- подобрать тематический математический материал;

- использовать интересные, инновационные средства;

- построить логическую последовательность хода и завершённости по ранее поставленной цели мероприятия;

- подобрать материал для создания предметно – эстетической среды.

- возможно организовать выставку, подобрать выставочный материал

   Третий этап – основной. На данном этапе осуществляется предметная деятельность и достижение результата. Для этого необходимо:

- постановка перспективы;

- требование;

- Стимулирование самостоятельной деятельности;

- поощрение участников мероприятия;

- реализация основных принципов и идей мероприятия;

- включение детей в различные виды деятельности.

   Четвёртый этап – итоговый. Важно завершить мероприятие эмоционально. Ярко, чётко. На данном этапе необходимо:

- оценить основные характеристики в поведении детей (активность, заинтересованность, эмоциональность, ответственность, уровень самостоятельности, инициативности);

- оценить содержание мероприятия (патриотическая направленность, доступность, посильность, нравственная ценность мероприятия);

- оценить цели мероприятия (достижимость)

   Пятый этап – аналитический. На данном этапе важно сделать выводы. Спроектировать будущие изменения.

   Такая логическая цепочка постоянна для любого воспитательного мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Подготовка к мероприятию – большая и серьёзная работа педагогического коллектива, родителей. детей. От её качества зависит ход мероприятия, его эмоциональное и нравственное воздействие.

Базовый уровень реализации ТДМ

(в помощь педагогу при построении мероприятий познавательного характера)

Требования ТДМ

I   Организационный момент

1) Организовать деятельность детей по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в познавательный  процесс.

II Актуализация знаний

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
  2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
  3. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
  4. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках.
  5. Организовать обобщение актуализированных способов действий.
  6. Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
  7. Организовать фиксацию затруднений в выполнении детьми индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

  1. Зафиксировать  причину затруднения.
  2. Сформулировать и согласовать цели мероприятия.
  3. Организовать уточнение и согласование темы мероприятия.
  4. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
  5. Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
  6. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
  7. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
  8. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, и т.д.).

9) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление во внешней речи

1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

V Самостоятельная работа с самопроверкой (подготовительная группа)

1) Организовать самостоятельное выполнение детьми типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

* В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

11) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

VII  Итог

1) Организовать фиксацию нового содержания, полученного на мероприятии.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности          

 и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки детьми работы на мероприятии.

4) По результатам анализа работы,  зафиксировать направления будущей деятельности.

  1. Список используемой литературы:
  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3. Жиренко О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 160 с.
  4. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
  5.  Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
  6.  Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59
  7. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
  8. Ссылки в сети Интернет:

http://76423s024.edusite.ru/p8aal .html

http://kopsch44/narod/ru/p18aal .html

  1. Заключение

Патриотическое воспитание детей формируется с детского возраста - это чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, целенаправленный, специально организуемый,  требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Поэтому и  необходимо в старшем дошкольном возрасте создать условия для реализации патриотического воспитания, усилить его востребованность.

   Программа «Родничок патриотизма» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание детей,  как основа личности гражданина России.

Данная программа дала возможность воспитывать в детях:

 нравственные и патриотические качества на примере лучших людей нашего города, области, страны;

чувства благодарности к ветеранам и участникам боевых событий;

любовь к родной стране, краю, городу;

гордость за родную страну и её народ;

интерес к прошлому и настоящему своего народа и страны.

   Работа с детьми по патриотическому воспитанию активизировала их творческую активность и заинтересованность.

   Надеемся, что наши дети вырастут настоящими патриотами Родины!

Критерии оценки диагностики детей.

      Оценивается:

  1. степень самостоятельности;
  2. полнота ответа;
  3. точность ответа.

2 балла (полное соответствие) – ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой.

1 балл (частичное соответствие) – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.

0 баллов (несоответствие) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

Уровни

Старшая группа

 (15)

Подготовительная к школе группа

 (18)

Высокий

10 - 15

12 – 18

Средний

5 - 10

6 -12

Низкий

0 - 5

0 – 6

Критерии эффективности:

1 Старшая группа:

- Что такое семья? Какие традиции своей семьи ты знаешь?

-Расскажи, что ты знаешь о своём городе?

-Расскажи, что ты знаешь о России (в общих чертах).

- Как называется столица России?

-Какие русские календарно - обрядовые праздники ты знаешь?

- Назови традиции этих праздников.

-Что ты знаешь из прошлого нашего народа?

- Какие ремёсла и промыслы русского народа ты знаешь?

-Назови символы родной страны, области, города.

-Что ты знаешь о природе нашего края? О природе России?

-Что ты испытываешь, когда видишь ветерана войны или труда?

- Как ты можешь им помочь?

- Что ты чувствуешь, когда слышишь о войне?

Что такое для тебя Родина?

Хотел бы ты служить своей Родине? 

Подготовительная к школе группа:

- В какой стране ты живёшь?

- Назови столицу нашей Родины.

- Назови символы России. Что ты можешь о них рассказать?

- Покажи на карте свою страну. Что ты можешь о ней рассказать?

- Назови свои права.

- Что ты знаешь о прошлом России?

- Назови  знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

- Расскажи о культуре своего народа (традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры , народные промыслы, живопись, музыка).

- В каких акциях милосердия ты участвовал? Как ты помогаешь родным, ветеранам, престарелым людям.

- Расскажи, что ты знаешь о Шарье?

- Расскажи о гербе нашего города.

- Что ты знаешь о Костроме?

- Какие события ВОВ ты знаешь?

- Что ты испытываешь, когда видишь ветерана войны или труда?

- Как ты можешь им помочь?

- Что ты чувствуешь, когда слышишь о войне?

- Что такое для тебя Родина?

- Хотел бы ты служить своей Родине? 

   

   Анкета для педагога                                                                                                                                                                                                                

1. Ф.И.О. педагога __________________________________________________________________

2. Стаж работы педагога _____________________________________

3. Перечислите основные методы обучения и воспитания у детей  гражданско – патриотического сознания;

__________________________________________________________________________________    
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

4.Перечислите основные формы проведения занятий по обучению и воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания;

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

5. Укажите, словесные методы обучения _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Допишите методы и приемы развития и активизации познавательной и учебной деятельности: объяснение, поисковые вопросы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите наглядные основные методы обучения, которые используются при воспитании у детей  гражданско – патриотического сознания;

__________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
__________________________________________________________________________________

8. Назовите практические основные методы обучения __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

9.Назовите основные направления работы по формированию гражданско -патриотического самосознания учащихся;

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

10. Назовите возрастные особенности детей данного возраста;

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

11. Умеете ли вы вовлекать родителей в совместную с вами деятельность по формированию у детей гражданско – патриотических чувств?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     ✦ воспитание любви к Родине;

     ✦ воспитание уважения к старшему поколению;

     ✦ воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

     ✦ другое;

     ✦ затрудняюсь ответить.

  1. Возможно ли патриотическое воспитание в старших группах детского сада??

      ✦ да;                                          ✦ нет;                                     ✦ затрудняюсь ответить.

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей?

       ✦ прививать детям уважение  к людям своей страны;

       ✦ формировать бережное отношение к природе и всему живому;

       ✦ расширять представления о родной земле, её столице, городах;

       ✦ ознакомление с историческим прошлым России;

       ✦ формировать гражданско – патриотическое сознание учащихся.

  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей старшего дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, историей своей страны и края?

       ✦ да                                             ✦ нет                                  ✦ затрудняюсь ответить.  

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

  1. Вы знаете возрастные особенности восприятия окружающей действительности вашими детьми?

  1. Как Вы считаете, нужно ли патриотическое воспитание вашим детям?

  1. Готовы ли вы помогать детям и педагогам в организации социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое самосознание.

Спасибо за сотрудничество!

I

                  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспитанию в ДОУ. (старший, подготовительный к школе возраст)...

Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).

Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...

Календарно - тематическое планирование по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

В данном плане отражена работа по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте по следущим темам: семья, детский сад, родной город, г. Москва, родная страна....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №75 «Гвоздичка»             Выпол...

Дидактический материал по нравственно-патриотическому воспитанию. (Старший дошкольный возраст)

Дидактический материал по нравственно-патриотическому воспитанию.(Старший дошкольный возраст) Дидактические игры к региональной программе по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленький...

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...