ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"
статья на тему

Шолохова Светлана Владимировна

ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penie_-_kopiya_3.docx534.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

По годовой задаче на 2017-2018 год

оптимизирование условий, способствующие   развитию познавательно-речевой деятельности ребёнка посредством игровых технологий.

Развитие связной речи ребёнка, его речевого творчества через практическую деятельность.

«Развитие речи на музыкальных     занятиях»

Составил:

Музыкальный руководитель: Шолохова С.В.

                МБДОУ детский сад №16 с.Дуван

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

               МБДОУ детский сад №16 с. Дуван

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

 От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Основная задача музыкального воспитания: 

воспитывать любовь и интерес к музыке.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые  черты сходства:

-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

-развитие словаря;

-обучение рассказыванию и чтению стихов;

-формирование диалогической речи;

-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);

-воспитание культуры речевого общения;

-развитие дыхания.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)  используются   в работе над развитием  речи.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка»     (Л.Генералова).

оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений.                                К  музыкально – ритмическим движениям   относятся  танцы: парные,  с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

 При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1933.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1924.JPG

Слушание музыки:

является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки.        Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1922.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1963.JPG

«… Для  ребёнка  голос –  самый     доступный  и  первейший инструмент»−

 писал  Л. Стоковский.

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –

Пение:

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:

-дети не поют, а говорят;

-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

-плохо запоминают тексты песен, их названия;

-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;

-затрудняются в передаче ритмического рисунка.

 В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

1.В работе над дыханием я стараюсь  сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую  игры

 « Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.

2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

  -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д.  – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение  и пропевание по ступенькам, по лесенкам  и т.д) .

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1942.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1948.JPG

Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями,  для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\день пожилого 29.09.17\SAM_1088.JPG 

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\день пожилого 29.09.17\SAM_1080.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1239.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_1412.JPG

«Ум ребенка находится на кончиках его                 пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
                                         В.М.Бехтерев

Пальчиковые игры:

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . На своих занятиях, я использую обязательно пальчиковую гимнастику, где мы вместе с детьми не просто инсценируем стихотворение пальчиками или ладошками, но включаем в репертуар и музыкальные пальчиковые игры.

«Улитка», «Котенька, коток» и т.д. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1955.JPG C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1952.JPG

Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.  В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.

Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является  психологической основой правильной речи.  «Два клёна» музыкальная сказка поставлена с детьми логопедической подготовительной группы «Улыбка »и подготовительной группы «Лесная сказка», дети показали не только свои артистические способности, но и раскрепостились, как говориться «раскрылись», стали  более уверенные. Именно с такой целью и производился подбор артистов.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1218.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1265.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1257.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1251.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1928.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\день пожилого 29.09.17\SAM_1082.JPG

На музыкальных занятиях  мы используем игры, как хороводные, игры- приветствия, классические, национальные и т.д.,  с целью  концентрации внимания детей ,развитию координации движений, речи и  артикуляции, развития  ритмического  слуха и умение действовать согласованно, воспитанию  доброжелательного отношения  друг к другу.

«Поприветствуй друга», «Здравствуйте», «Печём пирог», «Капустку солим» и т.д.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\день республики 10.10.17\SAM_0686.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\ДЕНЬ ЗНАНИЙ 04.09.17\SAM_0420.JPG

Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использовала разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую. В своей практике применяю исполнение детьми песен, как под «живую музыку», так и под фонограммы – минусовки. C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1207.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\сказка к рмо 27.11.2017\SAM_1206.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\колядки 12.01.18\на сайт\коляда 1.jpgC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\колядки 12.01.18\на сайт\коляда 3.jpg

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей  также используются благоприятно на музыкальных занятияхC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\SAM_1961.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\день республики 10.10.17\SAM_0694.JPG

Для работы с детьми создана фонотека с музыкальным материалом, которая содержит классическую, зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала.

Для оформления зала, для занятий  систематически обновляется и изготавливается  дидактический и наглядный материал.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\день пожилого 29.09.17\SAM_1098.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\ФОТО ДЛЯ ВАС\ДЕНЬ ЗНАНИЙ 04.09.17\SAM_0438.JPG

     

  C:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_0581.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_1152.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_1650.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_1422.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_0906.JPG

C:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_1391.JPGC:\Users\1\Desktop\ФОТО\SAM_1350.JPG

                               Музыкальный руководитель: Шолохова С. В.

                                                  с. Дуван 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".

Речевые  упражнения  для формирования  правильной  разговорной  речи, упражнения  без  музыкального  сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыка...

Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".

Речевые  упражнения  для формирования  правильной  разговорной  речи, упражнения  без  музыкального  сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыка...

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях...

Консультация для родителей "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"

Консультация для родителей " Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"...

Развитие речи на музыкальных занятиях

Консультация для родителей....

Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...