ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
статья на тему

Галина Эдуардовна Васильева

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития  духовно - здорового человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx122.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

                     В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС.        

                                                                                                                              Г. Э. Васильева,

                                                                                                                                воспитатель

                                                                                                               МБДОУ № 38 пос. ЭльбанD:\Новый рисунок.png

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития  духовно - здорового человека.

Все начинается с детства и  воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание личности ребенка, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

-формирование любви к Родине и русскому народу;

-охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;

-создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Используем следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии на природу (красота  мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию мы в группе начинаем с воспитания любви к матери посредством:

- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка;

- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»;

- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

- творческие работы для всей семьи из разных материалов;

- совместные мероприятия детей и мам;

- Реализуем проект «Приобщение к истокам русской национальной культуры», который представлен следующими разделами:

-«Как жили люди на Руси»;

-«Декоративно-прикладное искусство»;

-«Устное народное творчество»;

-«Народная игра».

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы:

«Жил-был я», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения,  игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

В организации сюжетно-ролевых игр учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив. В продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений. Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

Развиваясь, ребенок утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви; о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле; Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей; Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. В течение года ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

   Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Список использованной литературы:

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005

Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Творческие вечера «Встреча поколений» как практика духовно-нравственного развития дошкольников в условиях ДОУ

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калин...

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....