"Каша - сила наша"
план-конспект занятия на тему

Рузавина Елена Сергеевна

Цель:  Расширение представлений у воспитанников о крупяных культурах,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         их  полезных свойствах, о пользе каши в рационе детского  питания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Формирование у детей здорового образа жизни,  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_-_sila_nasha.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

       «Инсарская  общеобразовательная школа – интернат   для детей – сирот и детей,                         оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                                        

           Открытое мероприятие.

                      «Каша - сила наша»

 

                                                                                             

                                                                                           

                                                                           Подготовила и провела:

                           Рузавина Е.С.

                                                Декабрь – 2017год.

Цель:  Расширение представлений у воспитанников о крупяных культурах,  их         полезных свойствах, о пользе каши в рационе детского  питания.                          Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.                                Формирование у детей здорового образа жизни,  

       

 Оборудование: горшочек, крупы, тарелочки, презентация.

 

Воспитатель:

-Добрый день, ребята! Добрый день взрослые!        

Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки. Внимательно её послушайте и постарайтесь отгадать. (слайд)

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?        
(слайд)     (Каша)

Воспитатель: (Слайд)

                        На нашем шарике земном,

                        Где мы родились и живём,

                        Где в травах летняя роса и голубые небеса,

                        Где море, горы, степь и лес,

                        Полно таинственных чудес,

                        На этот раз пойдет рассказ

                        О вкусной гостье нашей  (слайд)

                        Великолепной каше, в которой сила наша.

Ребята, сегодня мы будем говорить о каше. В каше – сила наша, так говорят в народе.

Ребенок:  Кашу с удовольствием люди едят.                Денис Вельмяйкин. 

                Вкусна, сытна, полезна

                Помогает от болезней,

                Силы придает, к здоровью ведет.

                Особенно нужна для детей

                Готовится без затей,

                Но помогает быстро расти

                И здоровый дух в здоровом теле обрести.

 

Воспитатель: Ребята, есть дети, (слайд) которые отказываются есть кашу.                                   Сейчас  Никита и Денис нам расскажут, что они при этом говорят.

1 –й мальчик:  Каша, каша, не хочу, лучше Сникерс проглочу.

 

2 –й мальчик:       Я тоже кашу не люблю.

                                Мне бы на завтрак шоколадку, мармеладку,  

                                разные сладости…

                                Больше нет для меня радости.

1 – й мальчик:

Не ел и не буду есть!

 2 –й мальчик:

Не буду есть кашу и все!

 

Воспитатель: Ребята, такие дети отказываются есть кашу потому, что  они                                         ничего не знают  о пользе  каши.

У меня в руках волшебный горшочек. Он столько каши сварил, что знает о ней все-все.  

(прикладывает горшочек к уху)

- Ребята, а вы знаете, как появилась каша на нашем столе? (ответы детей)

 - Слушайте и запоминайте.

(слайд) Каша-это очень древнее кушанье. Крупу первоначально не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать огонь, стало легче, кушанье получалось вкуснее.

 

Говорят, что каша появилась раньше хлеба. (слайд) Варил как-то древний кашевар кашу и насыпал крупы больше, чем надо. Ошибка обернулась лепешкой, новое блюдо понравилось всем. Так из каши появился хлеб. Отсюда и русская пословица: «Каша - мать наша».

 

(слайд) На Руси каша была основным блюдом, как для богатых, так и бедных людей.

Существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: «С ним каши не сваришь» (если не получалось договориться).

(слайд) Без каши не обходились на Руси праздники, крестины и многие другие события в жизни народа.

 

 Ну, а теперь ребята  расскажут  про кашу -
И про вашу, и про нашу.
Много разных варят каш -
И рассказ об этом наш!

Гречневая каша (слайд)      Владик Леваев

Это гречневая каша.
Эту кашу любит Саша.
Не бывает в поле тихо,
Если там растёт гречиха.
Пчёлки на неё летят,
Взять нектар они хотят.

Пшенная каша  (слайд)    Земсков Алеша)

До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно -
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено - крупа из проса!

Манная каша   (слайд)    Морев  Борис

Наша каша хороша
Для любого малыша.
С маслицем, румяная,
Наша каша манная!

Перловая каша  (слайд)   Рогожин Никита

Познакомьтесь с кашей новой:
Все зовут её перловой.
Если спросят у меня:
«Каша есть  из  ячменя?»
У меня ответ готовый:
Да, зовут её перловой!

Рисовая каша  (слайд)    Вельмяйкин Денис

Рисовая каша наша

Сладкая, приятная.

Вкусная, пахучая

Белая, сыпучая.

Овсяная каша    (слайд)    Рогожин Никита

Он не в дальних странах рос -
Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А не где - нибудь на юге!

Воспитатель:

А вы помните добрую Сороку – белобоку (слайд), которая кашу варила, малых деток кормила.

Сорока – белобока не смогла к нам  прийти, зато письмо прислала. Вот оно. Давайте прочитаем. (Чтение письма)

Здравствуйте, ребята! Люблю для вас кашу варить, да сытно и вкусно по утрам кормить. А знаете ли вы, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки: (слайд)

 

1. Что всегда поверх каши лежит?       ( масло)

 

2. Не едят меня одну, и без меня ничего не едят.       (соль)

 

3. Жидкое, а не вода, белое, а не снег.            (молоко)

 

4.  Я бел, как снег

     В чести у всех.

     И нравлюсь вам

     Во вред зубам.                 (сахар)

 

 

 Воспитатель:

 Молодцы, ребята, все назвали правильно. Спасибо Сороке за загадки.                      

Не только эти продукты в кашу идут.

(Слайд) Я буду называть продукты, если продукт подходит для приготовления каши - вы, ребята, будете говорить  - ДА-, а, которые не подходят для каши говорить - НЕТ-.

 Сорока-белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла и вот, что взяла:

Парное молоко            / ДА/

Куриное яйцо              /НЕТ/

Крупа манная              /ДА/

Капуста кочанная       /НЕТ/

Соленый огурец         /НЕТ/

Мясной холодец         /НЕТ/

Сахар да соль              /ДА/

Белую фасоль              /НЕТ/

Масло топленое          /ДА/

Рыбка соленная           /НЕТ/

Китайский рис             /ДА/

Чернослив и изюм       /ДА/

Шоколадный лукум     /НЕТ/

Перец болгарский           /НЕТ/

Соус татарский              /НЕТ/

Клубничное варенье      /ДА/

Бисквитное печенье       /ДА/

 

-  Молодцы, ребята, (слайд) вот эти продукты сочетаются с крупой.

Ребята, подумайте и скажите, как сделать кашу полезней и вкусней? (Ответы) (слайд)

- Добавляйте в кашу не сахар, а кусочки фруктов, ягоды, мед, орехи.

А сейчас мы с вами поиграем в хороводную игру «Раз, два, три - горшочек кашу вари» (слайд)

Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек.

Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас -
Просто класс!

- А есть такая пословица: (слайд)  «Кашу маслом не испортишь».

 Как вы ее понимаете? (с маслом вкуснее)

Ведущий:     А теперь мои загадки,

                      Все они играют в прятки.

                      Крупу в них отгадайте,

                       Кто вспомнил - называйте.

 

1 загадка:   Эта каша витаминов полна,

                    Хоть на вид она черна.      ( гречневая)   (слайд)

 

 

 Воспитатель:

Великий русский полководец Суворов именовал гречневую кашу богатырской  за способность дарить невиданную силу и продолжительное чувство насыщения.  

Гречневая каша эффективно повышает уровень гемоглобина в крови, стимулирует обновление крови, повышает сопротивляемость организма ко многим заболеваниям, способствует правильному развитию мозга и нервной системы.  Из-за этого гречка обязательно должна присутствовать в рационе питания всех деток, а особенно тех, которым не хватает витаминов и минералов.

 

2 загадка:    Ее любят маленькие дети,

                     Самая вкусная на свете.        (манная)  (слайд)

 

Воспитатель:  

 Манная каша способствует получению энергии; поддерживает иммунитет;

надолго создает чувство сытости.

Манка входит в меню многих лечебных диет. Ее предлагают ослабленным пациентам и тем, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом.

3 загадка:  Называют ее кашей красоты,

                   Полюби ее и ты.               (овсяная) (слайд)

 

Воспитатель

Удивительно, но все то, что необходимо нашему организму, находится в овсяной каше. А если утром съесть ее натощак, она поможет взбодриться после сна.

Кто хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде.

Она улучшает цвет лица, волосы быстрее растут и становятся блестящими, укрепляются кости.

 

4 загадка:  Белые зернышки во рту тают,

                   О Китае вспоминают.               (рисовая) (слайд)

 

 

 

Воспитатель:

Существует легенда, что эту кашу ели только боги. И вот один храбрый юноша решил отправиться на небо за зернами риса, но боги не дали юноше зерен риса. Тогда он решил обхитрить их. Он босиком прошелся по зернам, которые сушились на солнце. Несколько зерен застряли между пальцами. Так рис очутился на земле. А еще в легенде говорится» что люди, которые ели его вволю, становились сильными и умными.

 

5 загадка: Разваренные крупинки

                 Сверкают словно жемчуга

                 Эта каша любимая моя             (перловая) (слайд)

 

Воспитатель:

Эту кашу очень любил царь Петр 1.Почему она так называется? А потому, что разваренные крупинки похожи на бусинки жемчуга. А «жемчуг» - по-французки «перл».

В армии, в рационе солдат обязательно присутствует перловая каша. Это потому, что перловка лидирует по количеству содержащегося белка. Именно белок необходим для энергии и быстрого восстановления сил.

Перловая крупа содержит уникальное природное вещество – лизин. Он помогает вырабатывать организму коллаген, очень важный компонент организма для приостановления процесса старения, дарит молодость и упругость кожи.

 

6 загадка: Мелкие зернышки

                  Напоминают солнышко,

                  Желто в горшке, сытно в горшке.            (пшенная) (слайд)        

 

Воспитатель:

Эта каша самая известная на Руси. Это про пшенную кашу говориться в сказке «Каша из топора», в рассказе Носова «Мишкина каша». Эта каша была любимым угощением для взрослых и детей. Кто любит ее, тот быстро растет, у него укрепляются косточки, суставы, но самое главное, у него еще и красивые белые зубы. Эта каша выводит из нашего организма плохие вещества.

Воспитатель:

А теперь давайте поиграем. (Слайд)

 

Игра: «Угадай крупу» - крупа разложена по тарелочкам, ведущая показывает крупу-дети называют крупу.

 

 

Игра: «Разберем крупу» - детям даются тарелки со смешанной крупой, дети разбирают ее, кто быстрее разберет, тот выиграл.

 

Воспитатель:

(слайд) Каша на Руси была после щей вторым блюдом на столе. Даже пословица есть такая (слайд) «Щи да каша-пища наша»

 

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

А в народе говорят (слайд) «Хороша каша да мала чаша» Как вы понимаете?
А о каких людях говорят «он каши не ел»?
(о слабых)

Воспитатель

(Слайд) На каше и гадали о будущем урожае. На Рождество, когда ели кутью хозяин дома набирал в ложку каши, швырял ее под потолок: чем больше зерен прилипало к потолку, тем богаче будет урожай в Новом году.

 

 - А, сейчас ответьте на вопросы:

     Чем же каша полезна?

      Почему ее надо есть?      (ответы детей)

-   Ребята, (слайд) будем кашу есть и свое здоровье беречь.  Каша – сила наша! 

     Всем спасибо.            

 Источник: http://womanadvice.ru/chem-polezna-perlovka

http://vkusnyasha.ru/schitalki.html       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская каша - сила наша

Русская каша - сила наша...

"Русская каша - сила наша."

Интегрированное занятие...

Копилка народной мудрости: "Каша - сила наша!"

На Руси каша испокон веков занимала важней­шее место на столе русского народа, она явля­лась основным блюдом, как богатых, так и бед­ных людей....

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Русская каша - сила наша».

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе«Русская каша - сила наша».Цель: Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регу.nярного ...

ООД "Русская каша - сила наша!"

«Русская каша – сила наша»ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «ЗДОРОВЬЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»    ВоспитательСтепанова Г. А....

Русская каша - сила наша

Предлагаю Вашему вниманию проект " Русская каша - сила наша".Правильное питание - залог здоровья! В своем проекте я рассказываю о том, какими целебными свойствами обладают злаки и злаковые культуры....