«Семейный клуб - как форма работы по социализации ребенка с ОВЗ». (конкурс)
учебно-методический материал по теме

Андрюшина Елена

В нашем детском саду функционируют  группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом). Группы дошкольников с ОВЗ неоднородны. Их посещают дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе;  между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

Для решения противоречий была организована служба психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении.  Ведущая цель нашей службы в работе с родителями - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях,   понять индивидуальные особенности,  развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семейный клуб -  как форма работы по социализации ребенка  с ОВЗ».

         В нашем детском саду функционируют  группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом). Группы дошкольников с ОВЗ неоднородны. Их посещают дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе;  между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

Для решения противоречий была организована служба психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении.  Ведущая цель нашей службы в работе с родителями - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях,   понять индивидуальные особенности,  развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.

Родители детей с ОВЗ зачастую очень закомплексованы, боятся первых посещений детского сада, испытывают страх за своего ребенка. Наша задача – рассказать и показать, что взрослые и дети дружелюбно относятся к «особым» детям. К «особым» детям должен применяться особый подход. С этой целью в нашем саду с 2013 г. был организован и функционирует семейный клуб «Мы вместе», где родители могут поделиться своими проблемами, найти пути решения.

Работа семейного клуба позволила родителям повысить знания в вопросах  воспитания и обучения детей, а также у родителей появилась заинтересованность во всестороннем развитии ребёнка.

В своей работе с семьёй мы придерживаемся следующих принципов:

- возрастной характер работы с родителями;

- доброжелательность, открытость;

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- индивидуально-дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. Убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или наоборот, активный и подвижный ребенок – спокойным и даже застенчивым.

        Цель: установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах преемственности воспитания ребёнка с ОВЗ и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

        Особое внимание уделяем формированию у родителей:

        - выдержки по отношению к своему ребенку и адекватной оценки его действий и поступков;

        - потребности в общении со своим ребенком, способности преодолевать барьер отстраненности;

        - способности понимать значение общения в развитии ребенка.

Участниками клуба являются: дети групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом); родители детей, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом); родители и дети групп кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом) педагоги групп компенсирующей направленности; учитель-логопед; учитель-дефектолог; педагог-психолог.

Основные направления деятельности клуба «Мы вместе»

1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, имеющим ребёнка с ОВЗ, в вопросах воспитания и развития дошкольников.

2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

3. Повышение педагогической компетентности родителей.

Формы организации работы клуба «Мы вместе»:

- круглый стол, практикум, деловая игра

- совместный досуг

- решение педагогических ситуаций

- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания

- дискуссионные качели

- благотворительная ярмарка - распродажа

- ток – шоу

- совместные занятия с детьми и родителями

- консультации специалистов по заявке родителей

Одна из задач клуба - привлечение детей и родителей к участию в различных конкурсах на разном уровне: мероприятиях проводимых в ДОУ, городских и республиканских фестивалях, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Стимулирующим фактором для детей и родителей являются грамоты за призовые места и благодарственные письма за участие.

Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом,  способствует повышению  психолого-педагогической компетентности  родителей. Важно, что положительные результаты  достигаются длительной работой и  в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями

Из опыта работы: "Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями"...

Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями.

Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых- родителей и воспитателей....

Статья "Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями"

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса...

Семейный клуб, как форма работы с родителями

В презентации рассказывается о семейном клубе, как нетрадиционной форме работы с родителями...