Семейный клуб - как форма работа с родителями
консультация

Воропаева Наталья Степановна

семейный клуб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Семейный (родительский) клуб  как форма взаимодействия с родителями»

                                                        Подготовили:

                                                                                                        Козлова Л.В.

Воропаева Н.С.

Октябрь-2023

 Начнем нашу консультацию со слов Сухомлинского В.А.

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Поэтому формирование социально-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба, так и в процессе проведения встреч.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Актуальность использования семейных клубов заключается в том, что семейный клуб является наиболее эффективным способом вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Новизна заключается в использовании инновационных форм работы с родителями и детьми. Такая форма работы как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: индивидуализация, социализация, поддержка инициативы и детского творчества.

Эффективность проведения семейных клубов заключается в том, что освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способствует улучшению для ДОУ ситуации, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открывает возможности развития взаимоотношений " ребенок - родители - педагог".

Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

Вся деятельность семейного клуба подчинена идее оптимизации влияния семьи на ребенка через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологического климата, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

В ходе организации семейного клуба в рамках взаимодействия детского сада и семьи, рассматриваются различные подходы к определению понятия социально-педагогической культуры родителей.

Посещение семей ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво.

Встречи за "круглым столом" расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы

В работе семейного клуба следует использовать такие нетрадиционные формы общения педагогов и семьи как :

• информационно-аналитические (анкетирование и опросы родителей);

• досуговые (участие в выставках, досугах);

• познавательные (консультации и консультации-практикумы специалистов, мастер-классы);

• наглядно-информационные (информация на стендах, сайтах, «карманная информация» - буклеты, памятки; фотогазеты, видео презентации и слайд-шоу).

Таким образом, использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции матерей и отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Мы считаем, что Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.

В нашем дошкольном учреждении действует Родительский клуб «Мамина школа». Для организации работы клуба нам, прежде всего, нужно было найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде.

Поэтому был создан совет клуба, в который вошли заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги, музыкальный руководитель, представитель родительского совета.

Мы обсудили необходимость создания семейного клуба, разработали правила поведения родителей на встречах. Эти правила, мы напоминаем родителям перед каждой встречей:

контролировать поведения своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;

принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

на протяжении всей встречи выступать в разных ролях: партнер, помощник;

быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

Цель Семейного клуба :

• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

• привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

• оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

• повышать педагогическую культуру родителей;

• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

• выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Также определена периодичность проведения встреч: 1 раз в месяц, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам, так и для родителей, так и для родителей.

Содержание взаимодействия родителей и педагогов подбиралось по запросам семей и в рамках темы инновационной деятельности ДОУ, а также согласно целям и задачам, и нашло отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба.

Народные игры

Мастер- классы

Презентации и слайд-шоу

Фольклорные праздники

Совместные акции

Выставки

Творческие конкурсы

Консультации

Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч.

В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности. Работа с родителями, направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:

участие в работе клуба на добровольной основе;

общение строится на взаимопонимании, взаимоуважении, на принципах симпатии, толерантности;

проявление деликатности, такта, учета мнений каждого.

Соблюдение этих принципов позволяет приобщить родителей к активной работе во всех вопросах этнокультурного воспитания детей.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей.

Вот некоторые темы, которые звучали на встречах в семейном клубе :

- Использование музыкальных игр на занятиях во всех видах музыкальной деятельности в ДОУ;

«Интуитивное рисование»;

«Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования».

Такие темы позволили не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Такие встречи сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

На заседаниях клуба возникли темы некоторых проектов. А разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего детского сада. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица»«Помоги птицам»«Мой папа самый лучший». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Вывод:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная, но и меж семейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.

Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями

Из опыта работы: "Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями"...

Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями.

Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых- родителей и воспитателей....

«Семейный клуб - как форма работы по социализации ребенка с ОВЗ». (конкурс)

В нашем детском саду функционируют  группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом). Группы дошкольников с ОВЗ неоднородны. Их посещают дети с разными нарушениями разви...

Статья "Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями"

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса...

Семейный клуб, как форма работы с родителями

В презентации рассказывается о семейном клубе, как нетрадиционной форме работы с родителями...

Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год

Программа  семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...