Сказка как средство воспитания нравственности у дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Капустина Анна Александровна

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство воспитания нравственности у дошкольников

Воспитатель Капустина А.А.

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность в человеке. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.  Ведь впечатления из  детства человек проносит через всю свою жизнь и эмоциональные проявления дошкольников показывают как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Но чувствам нужно придавать особую значимость, делая воспитание ребенка более совершенным и правильным для общества.

На сегодняшний день важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад, средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии, которые развиваются с огромной скоростью.

Начиная работу с детьми раннего возраста нужно заметить, что развитие нравственных качеств у ребёнка происходит постепенно. Для начала необходимо сформировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развить умение думать, сравнивать, анализировать поступки людей, учить давать оценку поведению своему и других.

Подобрать  диагностические материалы  направленные на  отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей, а так же помочь родителям понять ценность условий действенности становления личности ребёнка.

Очень многие выдающиеся педагоги такие как, В.А. Сухомлинский, Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания детей, и почти все пришли  к выводу, что именно сказка является лучшим источником для развития в ребенке нравственности.

Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений, формированию умений анализировать две основные категории нравственности «добро» и «зло».

На примере таких сказок, как «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» детям можно показать, как дружба помогает победить зло, что зло всегда наказуемо, и добрые герои всегда находят выход из сложных ситуаций.

Положительные герои, как правило, в сказках наделены умом, силой, мужеством и упорством в достижении цели, так же красивым внешним видом, что позволяет при чтении или рассказывании ребёнку сказки спроецировать на него образ доброго персонажа. Для девочек – это «красна девица» (умная, смекалистая, рукодельница на все руки, наделённая необычной красотой), а для мальчиков – это «добрый молодец» (умный, сильный, трудолюбивый, добрый, любящий свою Родину).

Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Как же эффективно организовать воспитание нравственных качеств личности дошкольников? Для этого необходимо ввести знакомство со сказкой начиная с самого раннего возраста детей.

Сказки для малышей в группе раннего возраста должны быть простыми для восприятия,  с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Например: сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.  Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

В средней группе необходимо использовать сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки,  следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка; скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой» и другие). После рассказывания сказки необходимо провести беседу по её содержанию. Следует учить детей оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.  Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

В старшей группе лучше всего использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – Хваста», «Финист – Ясный Сокол», «Сивка – бурка». Дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую роль несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Например, в сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. С помощью вопросов можно выяснить,  какие средства выразительности используется в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Если сказка удачно выбрана, естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.

Таким образом эффективным средством нравственного становления личности является сказка. Сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, развивает в ребенке моральные и волевые качества, погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути,  помогает детям заглянуть в «потайные уголки» личности. Развивает у ребенка такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие.  Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Таким образом, можно отметить, что сказка - ставит и помогает решить нравственные проблемы в развитии каждого ребенка.

Литература:

  1. Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших школьников» // Нач. школа – 2005. - №11 – С. 68-71
  2. Кондратьева Л.В. «сказка как средство духовно-нравтсвенного воспитания детей дошкольного возраста» //Дошкольное воспитание. – 2007. -
  3. Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 6–10
  4. Сидорова, А. Н.Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / А. Н. Сидорова; науч. рук. В. И. Прокопенко ; Амурский гуманитар.-пед. гос. ун-т [и др.].  - Челябинск: [б. и.], 2009. – С.18.
  5. Славина, Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7 – С. 3-7.
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"

Методическая разработка родительского собрания...

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственно - волевых каче...

Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников является  одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним и...

Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...