конспект занятия на тему "Восприятие устного народного творчества."
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Корчагина Наталия Ивановна

Восприятие устного народного творчества.

Цели

1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского  народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение  видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

Словарная работа

Обогащение: традиции, культура.  Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, жмурки, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

 

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,  прошлому страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultura_i_traditsii.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие устного народного творчества.

Цели

1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского  народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение  видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

Словарная работа

Обогащение: традиции, культура.  Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, жмурки, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,  прошлому страны.

Планируемые результаты

Делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявляет интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимает активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относится к своим сверстникам во время игр.

Материал и оборудование

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери  костюмы».

Ход занятия (содержание организованной деятельности)

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на  столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых  жили люди. Как вы думаете, для чего они (

Дети: - Самовар для  чая, ложки для еды.

Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети: - Посуда!

Воспитатель: -  А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это? Скажи, Эвелина Ц.? Воспитатель: -  Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках,  прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было.  В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина), что на ней изображено Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа

Воспитатель: - Правильно! Скажите хором: «Пряжа»!  Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали  своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду,  рушники . Домотканые  изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на  продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры Дети: - (хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»

Воспитатель: - А игры?

Дети: - «Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель: -  Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть?

Воспитатель сама выбирает «Звонаря» и «Жмурку».  Начинается игра «Звонари». Дети становятся  по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарём и говорят слова: «Диги – дон, диги – дон, отгадай, откуда звон!»  -  «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский  народ богат сказками. Вы знаете  русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. Сейчас  вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец»  -  всё это тоже

. Воспитатель: - Молодец!  А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки.

                       Видит Грека – в реке рак,

                       Сунул Грека руку в реку,

                       Рак за руку Греку – цап.

Воспитатель: - Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:                                                                 1. Радуга – дуга,

                                                                     Не давай дождя,

                                                                     Давай солнышко –

                                                                     Из – под облышка.

                                                                2.  Дождик, дождик, пуще,

                                                                     Дам тебе гущи,

                                                                     Выйду на крылечко,

                                                                     Дам огуречка.

                                                                     Дам и хлеба каравай –

                                                                     Сколько хочешь, поливай!

- Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.

Дети встают и становятся по -  кругу, воспитатель говорит слова считалки:

Ножки, ножки бежали по дорожке,

    Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

          Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Начинается игра «Зайчик». Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга. Когда музыка заканчивается, зайка должен найти детей, у которых ослаблены руки и, выбежать из круга.

- Очень хорошо. А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья. Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили? Повторите хором (повторяют). Слава П., как ты думаешь, как  по другому  можно называть эти предметы?

-  Если их красиво расписать,  получится народный промысел. Воспитатель: - А почему  мы говорим «народный промысел», «традиции

- Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.

Воспитатель: -  Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила  листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются (дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Устное народное творчество: сказки"

НОД построена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей данного возраста. Подобрано много интересного и познавательного материала....

Занятие ОД Тема: «Устное народное творчество. Потешки». (младшая группа)

Цель:Приобщение детей  к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи. Задачи:1. Продолжать учить детей читать стихи вместе с педагогом.2. Формировать связную речь детей пр...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект НОД в области устного народного творчества «Доброе утро, малыш!»

Приоритетная образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.Цель: Знакомить детей с произведениями устного народного творчестваЗадачи:-Акти...

конспект НОД на тему "Устное народное творчество"

конспект по развитию речи всредней группе на тему "Устное народное творчество.Потешки"...

Конспект интегрированного занятия на основе устного народного творчества: "Кто в домике живет?"

Закрепление знаний детей дошкольного возраста о домашних животных; Развитие речи....