"Мониторинг профессиональных потребностей педагогов как одно из условий успешности методического сопровождения работы по саморазвитию"
консультация на тему

ТОПЧИЕВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_topchievoy_t.f._mo.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в рамках

городского методического объединения

на тему:

"Мониторинг профессиональных потребностей педагогов как одно из условий успешности методического сопровождения работы по саморазвитию"

подготовила:

старший воспитатель

 МБДОУ №15 «Ладушки»

Топчиева Т.Ф.

"Мониторинг профессиональных потребностей педагогов как одно из условий успешности методического сопровождения работы по саморазвитию"

подготовила:

старший воспитатель

 МБДОУ №15 «Ладушки»

Топчиева Т.Ф.

«Залогом профессионального успеха уже не могут

служить полученные один раз в жизни знания.

На первый план выходит способность людей

ориентироваться в огромном информационном

поле, умение самостоятельно находить решения

и их успешно реализовывать.»

В.В.Путин, президент Российской Федерации

Между качеством образования и качеством деятельности педагога существует объективная прямая связь. Поэтому одна из ключевых задач в повышении качества обучения на современном этапе — создание механизма постоянного профессионального развития, важным как для профессиональной деятельности самого педагога, так и образовательного учреждения. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Педагог должен учиться всему постоянно. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к саморазвитию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.         

   Что же такое саморазвитие – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся, и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований. Саморазвитие педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается   в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

 Саморазвитие педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе саморазвития педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
  • изучение и внедрение в практику инновационного педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • развитие в ДОУ инновационных процессов.

  Темы педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Кроме того, тема саморазвития  может выбираться педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его потребностей. Выбранная тема саморазвития должна быть близка и понятна педагогу только  в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. В случае  если педагог, в силу каких-либо причин не может  самостоятельно сформулировать проблему,  или тему самообразования,  необходимо использовать для изучения его затруднений мониторинг. 

  Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса. Мониторинг необходим самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в образовательных учреждениях. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам.   Организация и проведение мониторинга в ДОУ– это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико - прогностического отслеживания за развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях повышения качества образования.  Содержание потребностей определяется с помощью опросов с целью выявления профессиональных особенностей, потребностей и затруднений педагогов. По результатам опроса составляется карта образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, процесс разрешения которых кладется в основу работы учебно-методических семинаров, методических объединений, групповых и индивидуальных консультаций. Исследуются творческий потенциал, способности к самообразованию, личностные особенности  педагогов, влияющие  на качество профессиональной деятельности. С  учетом выявленных профессиональных потребностей и затруднений педагогов, организуется разная по уровню и сложности методическая работа с определением соответствующих уровню целей,  задач, содержания работы, форм организации методических мероприятий.

    В нашем ДОУ отработан механизм мониторинга педагогов, создан и апробирован примерный пакет инструментария диагностики педагогических кадров: это анкеты такие как:

«Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования (самодиагностика педагога)»;

«Оценка реализации потребностей педагогов в саморазвитии»;

«Для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»; 

«Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования».

 Мы  используем опросники, тестовые задания, викторины, тренинги, решение предложенных педагогом ситуаций и пр.). Также  проводим наблюдение, беседы, анализ документов, продуктов деятельности и опыта работы педагога. Затем происходит систематизация и обработка всей полученной информации. Результаты мониторинга фиксируются в мониторинговых  таблицах, диаграммах, схемах, циклограммах, используются при выборе темы самообразования, авторских программ, могут оказаться полезными при проведении аттестации педагогов и ДОУ. Результативность мониторинга помогает качественной  организации и  осуществлению образовательного процесса в  ДОУ, стимулирует личностно - творческий рост педагогов.

ВАЖНО помнить, что саморазвитие не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по саморазвитию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Список используемой литературы:

  1. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.
  2. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

Интернет ресурсы:

  1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm
  2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками.)