Главные вкладки

    «Дарите радость детворе. Развлечение как активный познавательно-творческий вид деятельности с дошкольниками».
    статья на тему

    Русова Анна Георгиевна

    ...Для этого в нашей педагогической работе существует такой вид деятельности с дошколятами как развлечение. Что же это такое? 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_darite_radost_detvore._razvlechenie_kak_aktivnyy.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    методическая копилка

    Русова Анна Георгиевна

    воспитатель высшей квалификационной категории компенсирующей группы

    МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты

    «Дарите радость детворе. Развлечение как активный познавательно-творческий вид деятельности с дошкольниками».

    Как воспитатель дошкольного образовательного учреждения, а в первую очередь как мать троих детей, я уверенна в том, что жизнь детей должна протекать ярко, насыщенно, познавательно и эмоционально. Для этого в нашей педагогической работе существует такой вид деятельности с дошколятами как развлечение. Что же это такое? Обратимся к словарям:

    «Развлечение - активная деятельность, в результате осуществления которой человек испытывает удовольствие».

    Толковый словарь Ожегова

    «Развлечение - деятельность ради удовольствия, проведение досуга. Имеет и другие названия - потеха, забава и так далее. Бывают индивидуальными и групповыми, различаются по энергозатратности».

    Толковый словарь Ефремовой

    «Развлечение - поведение, которое вызывает удовольствие».

    Литературная энциклопедия рус. еженед. лит.-юмористич. журнал. Изд. в Москве в 1859—1916 (с 1906 как приложение к газ. Московский листок). Первый ред. — Ф. Б. Миллер (до 1881). Наряду с произв., рассчитанными на мещанские вкусы, в Р. в разное время появлялись произв. В. И. Даля, Б. Н. Алмазова, П. И. Вейнберга, Д. Д. Минаева, Н. В. Гербеля, М.Л. Михайлова, Л. А. Мея, А. И. Левитова, А.П. Чехова, И. Г. Прыжова и др.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод: развлечение - это времяпровождение, в результате которого дети испытывают удовольствие, эмоциональное удовлетворение, желание и потребность общаться с окружающими на фоне положительного эмоционального настроения и делиться новыми знаниями, приобретёнными в ходе данного вида деятельности. А не это ли является главной целью педагогики? Не такие ли дети нужны каждому педагогу и родителю? Я считаю, что именно удовлетворённый, радостный, активный ребёнок, с высокой познавательной отдачей, речевой активностью и есть цель моей деятельности как воспитателя. А как родитель, я буду счастлива видеть, что мой ребёнок развивается в ДОУ, идёт с удовольствием в сад, становится интересным слушателем и собеседником, «почемучкой» и т.д.

    Конечно, есть методика проведения мероприятий развлекательной направленности, но давайте вспомним наших родителей, старших братьев и сестёр, которые возились с нами в детстве. Какова цель была у них, когда они организовывали с нами прогулку в виде соревнований, показывали нам интересные фокусы и опыты, драматизировали с нами сказки из домашних игрушек, организовывали конкурсы и викторины в Дни рождения, да и просто играли с нами в настольные игры? Если признаться честно, то цель была одна - это организовать кучу маленьких детишек, чтобы они «не разбомбили» дом или были послушными,… Не правда ли? Но сколько положительного дали нам эти развлечения! Мы стали физически активными, узнали много интересного, научились общаться со сверстниками и взрослыми, научились принимать поражения и успех и т.д. Т.е., как говорят наши выдающиеся педагоги, мы стали воспитанными и социализированными.

    Потому что, в широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

    А.С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди...».

    Развлечения и праздники в детском саду являются самыми радостными и яркими событиями в жизни детворы. Безусловно, в ДОУ также важна и подготовка к школе, обучение элементарным навыкам самостоятельности, чтению, счёту и т.д. Но правильно организованные развлечения и праздники помогут соединить воедино многие важные занятия по развитию малышей.

    Рассмотрим виды и формы развлечений. По степени участия детей развлечения подразделяются на три группы:

    1. развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
    2. развлечения, где дети - сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений - активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
    3. развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

    Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные представления, прослушивание музыки, кино, чтение, цирк, туризм, караоке, танцы, рукоделие и рисование, просмотр телевизора, прогулка (пешая, конная, авто-, вело-), каток и т. п. - все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства.

    В своей деятельности я часто устраиваю детям развлекательные мероприятия даже в непосредственно образовательной деятельности. По степени участия в них детей я предпочитаю развлечения смешанного типа. Потому что считаю, что совместная деятельность (детей с детьми, детей с взрослыми, взрослых с взрослыми) приносит больше эффекта и социальной значимости в жизнь и развитии малыша.

    Развлекательное мероприятие подготовить и провести очень просто даже, прикрепляя его к «Календарю жизни ДОУ» или к планам в соответствии с изучаемой лексической темой. Например, изучая с дошколятами лексическую тему «Зима» можно провести следующее развлечение - «В гости к матушке Зиме»:

    1. «Интересные факты о зиме». Воспитатель/ дети с родителями заранее готовят интересные мини доклады: что такое иней, какая зима на экваторе, как встречают Новый год в …, сколько снега выпадает на севере и юге за сезон зимы, Северное сияние, полярная ночь и т.д.
    2. «Снег для жирафика Жоры». Жирафы живут в Африке и никогда не видели снега. Предложите ребятам сделать искусственный снег из гранулированного порошка (из памперсов) – прекрасная экспериментальная деятельность.
    3. «Чей сугроб выше?». Две команды, два таза, коктейльные трубочки по количеству детей, мыльная пена. Команды дуют в таз с водой и мыльной пеной, пена поднимается и получается сугроб. По команде взрослого, дети перестают дуть и замеряют меркой высоту сугробов.
    4. «Шутки на пол минутки». Театрализованная деятельность, которую я предпочитаю проводить с родителями или привлекая сотрудников, чтобы ребята отдохнули и посмеялись.
    5. «Фокусы Дедушки Мороза»: крашенная вода, разноцветные льдинки, и т.д.
    6. Зимние игры малой/ средней подвижности с использование художественного слова и музыкального сопровождения.
    7. Конкурс для родителей «Стихи о зиме». Если Вы проводите мероприятие в вечернее время, то за ребятами приходят родители. Мы отдаём ребёнка только в том случае (по согласованию с детьми), если родитель расскажет нам зимнее стихотворение.
    8. «Угадай мелодию»/ «Зимние, новогодние песни на разные мотивы» и т.д.
    9. «Следы на снегу». Рисование следов животных/ людей/ зимнего оборудования с закрытыми глазами. 

    Думаю, да уверенна, что Вашим ребятам такое времяпровождение очень понравиться и запомнят они очень много интересной информации. А эмоции их будут просто переполнять от танцев и игр, фокусов, от гордости за своих родителей.

    Таким образом, развлечение в детском саду - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. «Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия). В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

    Проведение таких мероприятий в процессе воспитания и обучения дошкольников несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

    • Повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
    • Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
    • Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.
    • Повышение общего кругозора ребят и познавательной активности дошкольников.
    • Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

    Список литературы

    1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
    2. Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.
    3. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях. - М.: Дрофа, 2014. - 23 с.
    4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Ритм, 2014. - 415 с.
    5. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М.: Ритм, 2012. - 207 с.
    6. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. - С. 94 - 107.
    7. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 67 с.
    8. Гугель Е.О. Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их познаниями. - СПб.: Академии наук, 2012. - 160 с.
    9. Диденко В.Д. Духовный смысл искусства (философско- эстетический анализ). - М., 2012. - 332 с.
    10. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение. - 2012. - 114 с.
    11. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. - М.: Музыка, 2012. - Вып. 4. - С. 79 - 113.
    12. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: Методическое пособие. - М.: Ритм, 2012. - 175 с.
    13. Ожерельева, О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / О.К. Ожерельева // Начальная школа, 2012. - №6. - С.58-63.
    14. Праздники в детском саду / О.С. Новикова // Дошкольное воспитание, 2012. - №8. - С.119
    15. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
    16. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил.
    17. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 2008.
    18. ФГОС дошкольного образования. Письмо Минобрнауки РФ от 11 марта 2016 № ВК-452/07 о введении ФГОС ОВЗ.

    интернет источники:

    1. Выпускная аттестационная работа. Праздники и развлечения в дошкольной образовательной организации как средство формирования эмоций и чувств детей. Копач Елена Александровна. Научный руководитель: Гриневич Г.В. Старший преподаватель кафедры ДО https://infourok.ru/
    2. Карпенко Т. Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestveno-yesteticheskoe-vospitanie-kak-odno-iz-sredstv-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
    3. Праздники и развлечения в дошкольном учреждении, как формирование чувств и эмоций детей. https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-prazdniki-i-razvlecheniya-v-doshkolnom-uchrezhdenii-kak-formirovanie-chuvstv-i-emociy-detey-729729.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализация как вид деятельности старших дошкольников

      В истории человечества  , в истории педагогики немало примеров , подтверждающих неоценимое значение театрально – игровой деятельности в детском возрасте. Театральное искусство...

    Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.

    Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду. ...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей логопедической группы Тема: «Путешествие в страну Радости»

    1. Формировать умение вызывать у себя радостное настроение. 2.Создавать положительный эмоциональный фон.  3.Подчеркнуть важность каждого ребенка.  4. Развивать внимание, воображен...

    Родительское собрание на тему " Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность. С использованием интерактивных технологий как средство вовлечения семей (старшей группы) в образовательную деятельность ДОУ».

    В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам....

    Игра как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника

    Подчеркивается важность игры на этапе дошкольного развития....

    Синквейн, как форма познавательной и речевой деятельности с дошкольниками.

    Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...

    Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

    Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...