Взаимодействие детского сада с семьей по вопросам воспитания и образования воспитанников через организацию работы семейного клуба
методическая разработка на тему

Ибрагимова Гульнара Владимировна

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  в нашем детском саду  предоставляется возможность родителям принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей. 

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в нашем детском саду – это создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Только объединение воспитательных ресурсов семьи и детского сада позволит раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, обладающую креативным мышлением, готовую к жизни в высокотехнологичном информационном обществе. С этой целью в нашем детском саду был организован семейный клуб  «Гармония» (далее Клуб). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_skazka.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада с семьей по вопросам воспитания и образования воспитанников через организацию работы семейного клуба «Гармония»

Актуальность

Современный ребенок дошкольного возраста  уже далеко не такой, каким был его сверстник несколько лет назад, потому что принципиально изменился предметный и социальный мир, окружающая жизнь, а также ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Поэтому основной задачей современного детского сада является – создание условий для развития личности, усвоение культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

Семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка – это  доказано современной наукой и практикой. Именно родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, готовности взаимодействовать с другими людьми на принципах взаимоуважения и терпимости; возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя, поэтому даже самым квалифицированным педагогам, работающим по самым современным программам, тяжело конкурировать с родителями.

Одним из принципов дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования – это сотрудничество образовательной организации с семьёй. Наш детский сад выступает инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и является центром психологопедагогической поддержки родителей. При этом нужно сказать, что наши современные семьи также оказывают большое влияние на наших педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Ежедневно в стране тысячи женщин приобретают статус матери-одиночки. Вместе с тем, растет число детей, которые рождаются в неполных семьях. Конечно, это не говорит о том, что у этих малышей нет отцов, ведь некоторые родители штампу в паспорте, почему-то предпочли гражданский брак. А сколько у нас детей, воспитанием которых занимаются бабушки и дедушки, детей, родители которых лишились родительских прав или отказавшись от ребенка сразу после рождения, тем самым переложив его воспитание на государство.  Но даже в семьях, в которых показатель благополучия, материального и социально-психологического развития в норме тоже существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Следовательно, у них остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Все эти возникающие сложности в современных семьях вызывают  необходимость целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  в нашем детском саду  предоставляется возможность родителям принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.  

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в нашем детском саду – это создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Только объединение воспитательных ресурсов семьи и детского сада позволит раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, обладающую креативным мышлением, готовую к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.

С этой целью в нашем детском саду был организован семейный клуб  «Гармония» (далее Клуб).

Основная цель клуба: формирование партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста, в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психологопедагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.  

Задачами Клуба являются:

  • создавать пространство для обмена опытом, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • активизировать сотрудничество между педагогами и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей, устанавливать доверительные отношения между семьей и ДОУ;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • укреплять институт семьи, возрождать семейные традиции;
  • способствовать укреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;
  • оказывать всестороннюю психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) воспитанников, в вопросах всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Клуб «Гармония» в рамках МАДОУ создавался поэтапно:

1. Этап подготовительный.

На данном этапе провели мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. С этой целью использовали анкетирование, беседы, интервью, опросы и др.  

Также провели диагностическое исследование с родителями и детьми через анкеты и тесты для детей и родителей, использовали методики современных авторов (Акутина С. П., Столина В. В., Варга А. Я, Бернс А., Кауфман С., Степанова Е. Н и др.). Анализ полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей.

По результатам обработки анкет был составлен примерный план работы на учебный год, который в дальнейшем редактировался  по предложениям родителей.

На данном этапе использовали такие формы работы с родителями как: индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные приглашения родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.). Педагоги детского сада старались подвести к осознанию родителями своих затруднений и добиваются конкретизации образовательных запросов родителей (законных представителей).

С начало организовали круглый стол для родителей «Нужно ли учиться быть родителем?», чтобы привести родителей к размышлению над вопросами о важности непрерывного развития и повышения педагогической грамотности. Познакомили родителей с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. С самой первой встречи мы постарались вызвать у родителей мотивацию к повышению психолого-педагогической компетентности, осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования. Для этого подготовили рекламные проспекты, информационные буклеты, презентации деятельности различных служб детского сада. Педагоги и родители совместно выбирали наиболее оптимальные способы и средства педагогического образования.

2 этап основной

На данном этапе использовали такие формы взаимодействия как: круглые столы; организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, педагогические советы с участием родителей,  краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др. Среди наиболее популярных из них можно выделить тренинги, креативные игры, решение проблемных задач, игровое моделирование способов родительского поведения, анализ примеров из личной практики семейного воспитания и др.  

Для полного удовлетворения образовательных запросов современных родителей активно используем различные Интернет-ресурсы: размещаем актуальную и важную информацию на сайте детского сада; выкладываем подборки «полезных» сайтов для родителей; осуществляем электронные рассылки родителям, создали индивидуальные сайты педагогов для онлайн общения с родителями. При этом педагоги детского сада понимают и приучают родителей к этому, что дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.

Среди родительского коллектива, есть такая категория родителей, которая стремится участвовать в собственном педагогическом образовании и готовы делиться и передавать свой опыт и жизненные ценности. Именно через семейный клуб семьи имеют возможность делиться друг с другом и педагогами опытом воспитания и преодоления трудностей в общении с ребенком, играми из домашних игротек, книгами о воспитании, фильмами, кулинарными рецептами и пр. И тогда каждый родитель начинает задумываться над вопросами: «А каким опытом я могу поделиться с другими родителями?», «Чему мне еще предстоит научиться?» и др.

Но в тоже время очень важно чтобы получаемые родителями знания были бы не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

Примерный скелет тематического планирования мероприятий

в рамках работы родительского клуба «Гармония»

Месяц

Мероприятие

Группы

форма проведения

Сентябрь

- «Адаптация ребенка к детскому саду»

- «Кризис трех лет»

- «Здравствуй, Осень Золотая»

- «Мы стали на год старше»

Младшие

Младшие

Все группы

Все группы

Индивидуальные общения педагогов ДОУ с родителями, экскурсии по саду.

Семинар-практикум

Детско-семейная встреча

Родительские собрания

Октябрь

- «Здоровый ребенок-счастливые родители»

 - «Мой ребенок, какой он?»

 - «Кем быть?»

- «Бабушка рядышком с дедушкой»

Младшие

Средние, старшие

Подготовительные

Все группы

Мастер-класс

Круглый стол

Мамины (папины) пятиминутки

Досуг, посвященный Дню пожилого человека

Ноябрь

- «Какие общие «открытия» взрослые могут делать вместе со своими детьми?»

- «Как поддерживать познавательную активность ребенка?»

- «Мамочка любимая, мама моя»

- «Семейные коллекции»

Средние, старшие

Старшие, подготовительные

Все группы

Тренинг, игровое модулирование

Семинар-практикум с соучастием родителей

Праздник

Коллекционирование

Декабрь

- «Причины детского непослушания»

- «Что дает ребенку и родителям проектная деятельность?»

 - «Покормите птиц зимой»

- «Зимняя сказка»

Средние

Средние, старшие и подготовительные

Круглый стол

Семинар-практикум с соучастием родителей

Акция

Оформление зимнего участка

Январь

- «Игра и игрушки в жизни ребенка», «Играем вместе»

- «Семейные традиции и увлечения родителей»

- «Волшебные шашки»

- «Рождественские праздники»

Младшие, средние, старшие

Все группы

Старшие

Все группы

Семинар-практикум с соучастием родителей

Деловая игра

Шашечный турнир

Конкурс поделок и рисунков

Февраль

- «Чем и как занять ребенка дома»

- «Отец в жизни ребенка»

- «Погода в доме»

Все группы

Семинар-практикум

Круглый стол

Тренинг

Март

- «Растим здорового ребенка»

- «Взаимодействие взрослого  и ребенка

 - «Развиваем творческие способности у детей», «Волшебные ладошки»

 - «Ребенок и компьютер»

Все группы

Семинар-практикум, круглый стол

Семинар-практикум

Мастер-класс, творческая мастерская

Родительское собрание с привлечением специалистов из медицины

Апрель

- «Поговорим о правах ребенка и родителей», «Можно ли обойтись без наказаний?»

- «У порога школы», «Собираем портфель знаний»

- «Кулинарный поединок»

Все группы

Старшие, подготовительные

Ток-шоу с привлечением специалистов системы профилактики ПДН ОМВД России, КДНиЗП

Детско-родительское занятие (досуг)

Детско-родительский досуг

Май

-  «Родители-родителям»

- «Моя семья - мое богатство» -  «Секреты родительских успехов»

- «Итоги года»

Все группы

Родительская конференция

Детско-семейная встреча

Мастер-класс от родителей с презентацией семейных достижений

Встреча

3. Этап заключительный (рефлексия)

На данном этапе  через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов проводится презентация и оценка успехов родителей. В конце учебного года наступает осмысление прожитого опыта, что приводит к возникновению новых образовательных запросов, формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне. На итоговой встрече, подводятся итоги работы клуба за прошедший учебный год. Родителям предоставляется отчет о работе клуба,  презентация, отражающая запоминающиеся моменты работы и вручаются благодарственные письма самым активным участникам. В форме диалога определяются перспективы и пути дальнейшего развития клуба.

Предполагаемый результат работы Клуба

Результат работы семейного клуба отражается в формировании у родителей определенной модели поведения с ребенком, в повышении уровня педагогических знаний и умений. У родителей активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей, а также устанавливаются доверительные отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Опыт работы семейного клуба «Гармония» может быть использован образовательными учреждениями не только дошкольного уровня образования, но и общего (начального общего, основного общего и среднего общего образования). В перспективе планируем продолжать работу в данном направлении и добиваться положительных результатов в совместном воспитании наших детей.

Результаты работы родительского клуба «Гармония»

 Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме родительского клуба «Гармония» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно–образовательном процессе и способствует укреплению связи между детским садом и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера. Помимо традиционных форм работы детского сада и семьи (наглядная агитация в «уголках для родителей», консультации, беседы, анкетирование, посещение семей, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, родительские собрания и др.) активно использую и другие формы работы с семьёй: «круглый стол»; тематические выставки; семейные спортивные встречи; семейные проекты; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; сайт воспитателя и детского сада; дни добрых дел; совместная проектная деятельность; организация выездных мероприятий; «почтовый ящик»; мастер-класс; коллекционирование и др. Все это способствовало сплочению родителей и детского коллектива. Родители стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Пока ещё инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно участвовать в жизни детского коллектива. Работа родительского клуба положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают много вопросов на интересующие  их темы, предлагают куда-нибудь вместе выйти (за пределы детского сада). Ребёнок  после таких встреч чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, растет желание быть в центре всех игр и занятий.

Таким образом, формируемая система работы позволяет максимально удовлетворять запросы родителей, о чём свидетельствуют результаты анкетирования. А самая главная ее ценность в том, что, все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

 

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

2. Библиотека Журнала «Управление ДОУ»: ТЦ Сфера, 2016.

3. Виноградова Н.А., Зайчикова А.И. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2011.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 

  1. 6. Петерсон Л.Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».-  Москва 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...