Проект "Знакомство с народной культурой"
проект (средняя группа) по теме

Гатина Равиля Фанисовна

знакомство детей дошкольников с народной культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_microsoft_word_5.docx448.9 КБ
Файл folklor_microsoft_word_5.docx448.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Проект

«Знакомство с народной культурой и традициями»  

 период с 12.03.14 по 29.03.14.   

группа:средняя

Воспитатель:Гатина Р.Ф.

Актуальность

     Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

     Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

    Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа  с  раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети  впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Тип проекта:

  • по методу – познавательный, творческий;
  • по характеру контактов – открытый;
  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;

Планируемый результат:

  • Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить  представление  о  народном искусстве;
  • Воспитывать  интерес  к  фольклору, разучить  потешки, шутки-небылицы.
  • Принять участие на празднике «Масленица».
  • Организовать, совместно с родителями, в группе фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

Интеграция областей:

 Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно– эстетическое развитие.

Задачи: 

Образовательные: Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей.

 Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.

 Развивающие:  Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Продукт: декоративное  рисование «Украсим платочки»( по мотивам дымковской росписи),  коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки) , аппликация «Украсим матрешку»

Развивающая среда:  Внести  инвентарь для проведения подвижных игр – маски  кота, зайца, волка, мышат, внести в книжный уголок книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, внести иллюстрации с посудой (гжель), городецких мастеров, разные народные игрушки, музыкальные инструменты,  внести диски с записями сказок для просмотра, внести в уголок творчества раскраски по теме (матрешки, дымковская игрушка и т.д.), внести развивающие игры: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Собери картинку».

Работа с родителями: Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки, предметы домашнего обихода.

 Проект состоит из 3 этапов:

1 этап - подготовительный

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно -  развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями  с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного  быта и культуры.

2 этап  - основной

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.  (Просмотр иллюстраций с  использованием ИКТ).

Цель:  Познакомить детей с русскими народными инструментами.  Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» -  игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки -  свистульки, матрешки, волчки;  народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ).

 Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки:  «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества  «сказка», учить  слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

ООД:

 Декоративное  рисование «Украсим платочки» ( по мотивам дымковской росписи)

Цель: Познакомить детей с росписью дымковской игрушки, уметь выделять элементы узора.

Аппликация  «Украсим матрешку».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Задачи: Учить резать углы у квадрата, получившимися кружочками украсить платье матрешки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки)

Цель:  Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями(уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы.

ФЦКМ «Русская изба»  (с применением ИКТ),

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
 Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);

«Рассматривание и обсуждение дымковских игрушек»  

Цель: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек(с применением ИКТ)

Дидактические игры:

 «Подбери матрешке узор» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Подвижные игры:

 «Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод».

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели», «Золотые ворота», «Сиди, сиди Яша…»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;  знакомить с народными играми;  развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

3 этап  - заключительный

  • Итоговое мероприятие: фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

По реализации проекта были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились  с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжили знакомиться  с русскими народными играми, научились в них играть.
  • Познакомились с  народными пословицами, поговорками;
  • У детей расширились  представления  о  народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
  • Продолжает воспитываться  интерес  к  фольклору,  дети разучили детские  частушки, потешки, шутки-небылицы;C:\Users\1\Desktop\DSCN0872.JPGC:\Users\1\Desktop\DSCN0873.JPGC:\Users\1\Desktop\DSCN0876.JPG


Предварительный просмотр:

                                                         Проект

«Знакомство с народной культурой и традициями»  

 период с 12.03.14 по 29.03.14.   

группа:средняя

Воспитатель:Гатина Р.Ф.

Актуальность

     Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

     Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

    Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа  с  раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети  впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Тип проекта:

  • по методу – познавательный, творческий;
  • по характеру контактов – открытый;
  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;

Планируемый результат:

  • Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить  представление  о  народном искусстве;
  • Воспитывать  интерес  к  фольклору, разучить  потешки, шутки-небылицы.
  • Принять участие на празднике «Масленица».
  • Организовать, совместно с родителями, в группе фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

Интеграция областей:

 Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно– эстетическое развитие.

Задачи: 

Образовательные: Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей.

 Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.

 Развивающие:  Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Продукт: декоративное  рисование «Украсим платочки»( по мотивам дымковской росписи),  коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки) , аппликация «Украсим матрешку»

Развивающая среда:  Внести  инвентарь для проведения подвижных игр – маски  кота, зайца, волка, мышат, внести в книжный уголок книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, внести иллюстрации с посудой (гжель), городецких мастеров, разные народные игрушки, музыкальные инструменты,  внести диски с записями сказок для просмотра, внести в уголок творчества раскраски по теме (матрешки, дымковская игрушка и т.д.), внести развивающие игры: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Собери картинку».

Работа с родителями: Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки, предметы домашнего обихода.

 Проект состоит из 3 этапов:

1 этап - подготовительный

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно -  развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями  с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного  быта и культуры.

2 этап  - основной

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.  (Просмотр иллюстраций с  использованием ИКТ).

Цель:  Познакомить детей с русскими народными инструментами.  Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» -  игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки -  свистульки, матрешки, волчки;  народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ).

 Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки:  «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества  «сказка», учить  слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

ООД:

 Декоративное  рисование «Украсим платочки» ( по мотивам дымковской росписи)

Цель: Познакомить детей с росписью дымковской игрушки, уметь выделять элементы узора.

Аппликация  «Украсим матрешку».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Задачи: Учить резать углы у квадрата, получившимися кружочками украсить платье матрешки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки)

Цель:  Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями(уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы.

ФЦКМ «Русская изба»  (с применением ИКТ),

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
 Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);

«Рассматривание и обсуждение дымковских игрушек»  

Цель: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек(с применением ИКТ)

Дидактические игры:

 «Подбери матрешке узор» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Подвижные игры:

 «Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод».

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели», «Золотые ворота», «Сиди, сиди Яша…»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;  знакомить с народными играми;  развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

3 этап  - заключительный

  • Итоговое мероприятие: фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

По реализации проекта были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились  с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжили знакомиться  с русскими народными играми, научились в них играть.
  • Познакомились с  народными пословицами, поговорками;
  • У детей расширились  представления  о  народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
  • Продолжает воспитываться  интерес  к  фольклору,  дети разучили детские  частушки, потешки, шутки-небылицы;C:\Users\1\Desktop\DSCN0872.JPGC:\Users\1\Desktop\DSCN0873.JPGC:\Users\1\Desktop\DSCN0876.JPG

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...