Главные вкладки

    Мастер-класс «Радуга настроений».
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Казакова Елена Васильевна

    Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Радуга настроений».

    Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.

    Теоретическая обоснованность

    Дошкольный возраст – это период активного эмоционального развития.

    Эмоции  в этот период формируют личность ребенка.

    Эмоциональное воспитание ребенка 6-7 лет,  является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума. Так как,  то, как будут усваиваться новые знания и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

    Исследования психологов показали, что дети 4-7 лет в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти  (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% дали правильные ответы), удивление (лишь 6%). Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не предавая значение пантомимике (позе, жестам).

    Сегодня, хочу обратить ваше внимание на возраст  более конкретный, это возраст 6-7 лет, когда происходит интенсивное развитие любознательности, что способствует развитию удивления, радости открытий.

     Но какой бы мы возраст не взяли в каждом есть  дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумные, пассивные, зажатые, демонстративные, закомплексованные. При внимательном отношении к таким детям можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. В этом случае особую необходимость приобретает работа по коррекции эмоциональной сферы. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации.

    Основные задачи формирования эмоциональной сферы  дошкольников можно сформулировать следующим образом;

    1. выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление)   мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
    2. распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников ( человек радуется, рассержен, удивлен)
    3. адекватно реагировать на эмоции других ( если человек обижен-пожалеть его, помочь; радуется- порадоваться вместе с ним; разгневан- понять причину).
    4. обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные       эмоциональные состояния.

          Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы я считаю, театрально – игровую  деятельность. Ребёнок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создаёт мир своим магическим «как будто». Играя, ребёнок стремится найти сюжет, то есть выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Ведь театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

     Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей, самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. В игре, по мнению А.С. Выготского:  «ребенок выше себя на целую голову и это делает его необыкновенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение».

    И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев ( веселый, грустный, хороший, обиделся ).

     Итак , Театрально-игровая деятельность – творческий вид деятельность, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни, требующей достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений).

    Театрально-игровая деятельность, имеет множество функций, их вы видите на экране.

    1) Эстетическая функция.

    2) Развлекательная функция..

    3) Коммуникативная функция. Позволяет установить связь между педагогом и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, осуждать элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помогать) по отношению к близким, родственникам, сверстникам, героям произведений. Дети учатся проявлять свои эмоции и чувства так, чтобы быть понятными другим.

    4) Социальная функция. 

     5) Коррекционно-развивающая функция.

    6) Психотерапевтическая функция. Театр как метод психотерапии активно практикуется во многих странах мира. В работе с детьми театр довольно широко используется врачами, психологами и педагогами как наиболее адекватное специфике детства средство коррекционного и развивающего воздействия. Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.

    7) Воспитательная функция.

    8) Обучающая функция.  

    Программа  театрально - игровой деятельности «Радуга настроений»  ставит перед собой цель : коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театральной деятельности.

     Цель достигается  следующими формами театрализованной деятельности:

    Кукольный театр, в репертуаре которого могут быть сказки, басни, рассказы , песни. Этот вид театра способствует развитию речи, ее выразительности, пластичности и дифференцированности мелкой моторики руки, обогащению и гормонизации эмоциональной сферы дошкольников.

    Драматического образно- ролевого спектакля, где дети сами исполняют роли.

    Игры – этюды. Небольшая драматизация на основе стихотворного текста.

    Психогимнастика. Использование данного метода позволяет побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, к произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

    Игровая терапия – специальные упражнения, задания на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций.

     Примеры упражнений:

     Ритуал приветствия.  

    Психолог предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи игрушек би-ба-бо. Дети по очереди достают из корзины игрушку животное, надевают на руку и приветствуют друг друга при этом необходимо интонационно  указать характер данного персонажа.

    Артикуляционная гимнастика. Дети вместе с психологом работают над скороговоркой:

    Купила бабуся

    Бусы Марусе

    (сказать медленно, быстро, тихо, громко,грустно, страшно , весело, равнодушно).

    Маски – мимика.

    Мимика – это мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающим эмоциональное состояние. Сейчас я покажу вам маски , а вы должны их повторить, можно также подключить жестикуляцию, менять позу тела.

    Игра «Кактус  и Ива». 

    Цель: развивать умения владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

    По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «Кактус!» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - мышцы напряжены, пальцы растопырены. По хлопку педагога движение продолжается, затем следует команда «Ива!». Дети останавливаются и изображают «иву» - все мышцы расслаблены, руки голова повисли. Движение возобновляется, команды чередуются.

     Игра «Посвящение в актеры».

    Детям предлагается показать этюды. Один из детей показывает, остальные из детей угадывают настроение.

    Этюд «Новая кукла».

    Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится , играет с куклой.

    Этюд «Баба Яга»

    Баба Яга поймала Аленушку, велена ей затопить печку, чтоб потом сьесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась , а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба яга, что без ужина осталась, бегает по избе , ногами топает, кулаками машет.

    Этюд «Фокус»

    Мальчик очень удивился: он увидел как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Этюд «Один дома»

    Мама –енотиха ушла добывать еду, крошка енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке енотустрашно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет на помощь?

    Этюд «Лисичка подслушивает».

    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

    Этюд « Кот Васька»

    Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался к кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

    Этюд «Соленый чай»

    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай , и ,  не глядя, по  ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту.

    Этюд «Новая девочка».

    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей не достойных внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.



    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Радуга настроений».

    Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.

    Театрально-игровая деятельность творческий вид деятельность, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни, требующей достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений).

    Цель программы  театрально - игровой деятельности «Радуга настроений»: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театральной деятельности.

     Цель достигается  следующими формами театрализованной деятельности:

    • Кукольный театр.
    • Драматический образно- ролевой спектакль.
    • Игры –этюды.
    • Психогимнастика.
    • Игровая терапия.

    Примеры игр

    Ритуал приветствия.

    Психолог предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи игрушек би-ба-бо. Дети по очереди достают из корзины игрушку животное, надевают на руку и приветствуют друг друга при этом необходимо интонационно  указать характер данного персонажа.

    Артикуляционная гимнастика.

     Дети вместе с психологом работают над скороговоркой:

    «Купила бабуся

    Бусы Марусе»

    (сказать медленно, быстро, тихо, громко, грустно, страшно , весело, равнодушно).

    Маски – мимика.

    Мимика – это мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающим эмоциональное состояние. Сейчас я покажу вам маски , а вы должны их повторить, можно также подключить жестикуляцию, менять позу тела.

    Игра «Кактус  и Ива».

    Цель: развивать умения владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

    По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «Кактус!» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - мышцы напряжены, пальцы растопырены. По хлопку педагога движение продолжается, затем следует команда «Ива!». Дети останавливаются и изображают «иву» - все мышцы расслаблены, руки голова повисли. Движение возобновляется, команды чередуются.

     

    Игра «Посвящение в актеры».

    Детям предлагается показать этюды. Один из детей показывает, остальные из детей угадывают настроение.

    Этюд «Новая кукла».

    Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится , играет с куклой.

    Этюд «Баба Яга»

    Баба Яга поймала Аленушку, велена ей затопить печку, чтоб потом сьесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась , а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба яга, что без ужина осталась, бегает по избе , ногами топает, кулаками машет.

    Этюд «Фокус»

    Мальчик очень удивился: он увидел как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Этюд «Один дома»

    Мама –енотиха ушла добывать еду, крошка енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке енотустрашно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет на помощь?

    Этюд «Лисичка подслушивает».

    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

    Этюд « Кот Васька»

    Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался к кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

    Этюд «Соленый чай»

    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай , и ,  не глядя, по  ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту.

    Этюд «Новая девочка».

    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей не достойных внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс "Волшебство радуги"

    МАСТЕР- КЛАСС Волшебство радуги!                                        Распустив во...

    Мастер класс «Снятие психоэмоционального напряжении у детей в ДОУ» или «В краю хорошего настроения»

    Знакомство педагогов со способами коррекции у детей психоэмоционального напряжения доступными для детей дошкольного возраста средствами и освоение их на практике....

    Мастер-класс для педагогов «Цвет и настроение»

    Любите ли вы рисовать“для себя”?  А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. С...

    мастер-класс для родителей корзиночки с цветами "Весеннее настроение

    Цель: привлечь внимание родительского сообщества к жизнидеятельности детского сада, поделиться творческой задумкой, сплотить родителский коллектив в достижении единой целевой задачи....

    Мастер Класс «Бумажное настроение: квиллинг «Цветок»

    Пошаговое выполнение работы по квиллингу....

    Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

    В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

    Мастер - класс создание "Уголка настроения"

    Мастер - класс для педагогов ДОУ создание "Уголка настроения"...