"Я имею права, я имею обязанности"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Яценко Ирина Михайловна

Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_imeyu_pravo.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе:

"Я имею права, я имею обязанности"

  •   Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям;
  •  расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

  • картинки с изображением прав детей;
  •  мяч
  •  мультимедиа
  • выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка . Входят дети.

Воспитатель:

Если ты еще ребенок 
И не вылез из пеленок, 
Знай, что ты имеешь много, 
Очень много разных прав! 
Только-только ты родился, 
Сразу ты вступил в права: 
Право жить и называться 
Машей, Лешей и Анфисой, 
Знать о том, что мама с папой 
У тебя отныне есть! 
Стал ты сразу гражданином! 
Подрастешь, и будет право 
В школу изредка ходить, 
Отдыхать, играть в компьютер!
Ну а если мама будет 
Отрывать от монитора 
И твердить что это вредно, 
Ты напомни ей про право 
Свой досуг препровождать! 
Выражай свободу слова: 
Это право тоже есть! 
Заподозрил дядю Петю 
С бородой Деда Мороза- 
Сразу так и говори! 
Если что-то ты забудешь 
Из своих законных прав, 
То листай такой документ, 
Что Конвенцией зовется! 

 - Ребята, сегодня мы будем говорить о правах ,  которые имеет ребенок. Во всех странах мира взрослые стоят на защите прав ребенка.Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.

Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединённых Наций — ООН. Сегодня это самая известная и влиятельная международная организация.20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребёнка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей.

На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;

защищать права и свободы детей.

 О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети — юные граждане Российской Федерации.К сожалению, в мире очень много детей, оставшихся без семьи. Родители одних умерли, погибли или пропали без вести во время войн и стихийных бедствий. Родители других отказались от своих детей, не захотели выполнять свои родительские обязанности. Защиту прав таких детей-сирот берёт на себя государство.В мире большое количество детей с самого рождения страдает от разных тяжелых болезней и расстройств. Многие дети являются жертвами травм и заболеваний, полученных в результате аварий, стихийных бедствий и войн. Государство заботится о детях-инвалидах, о детях с проблемами здоровья.Важную роль в решении проблем материнства и детства играет Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ)

ЮНИСЕФЮНИСЕФ был создан решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году.

В настоящее время детский фонд Организации Объединённых Наций работает в 156 странах мира.

ЮНИСЕФ — это единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям.

ЮНИСЕФ:

оказывает неотложную помощь детям и женщинам, пострадавшим от войн и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций;

В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы Детского фонда ООН в России — защита и поддержка прав детей на безопасное, здоровое и счастливое детство. ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы голоса детей были услышаны. Права нужно не только знать, но и не нарушать. Наша задача хорошо запомнить их и  правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это то, без чего не может жить достойно человек. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Сегодня я хочу рассказать Вам о ваших правах, посмотрите на экран.

Вот перед  Вами первый документ, который имеет каждый человек. Этот документ выдается при рождении. И называется, свидетельство о рождении.

- О каком праве он напоминает?

(ответы детей :о праве на имя, фамилии, отчества)

- Зачем  ребенку имя?  (Чтоб нас не перепутали, различали).

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

 - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, друг перед другом, связанная с этим правом?

Ответы детей: (Называть друг друга по имени)

Игра с мячом: "Давай познакомимся " - Дети становятся в круг и по очереди передавая мяч произносят свое фамилию, имя, отчество"

 – Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

- Ребята, сейчас я  предлагаю вам посмотреть на волшебный экран. О каком праве  говорится?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

            (У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова.

Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

Бабушка -

Дедушка -

Мама -

Папа -

Дочь -

Сын -

Брат -

Сестра -

 -Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает

В своем доме и стены помогают

В семье и каша гуще.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.

При солнышке тепло, при матушке добро.

  Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

А сейчас давайте немного с вами отдохнем

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

- Конечно же, ребята, все будет хорошо

 Ребята,  давайте поговорим об обязанностях. Какие обязанности есть у вас в семье?

Примерные ответы детей:

 - Я обязан убирать за собой игрушки после игры

 - Я заправляю постель

 - Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

 -Дети обязаны слушаться своих родителей.

 -  Давайте посмотрим следующую картинку на экране. О каком праве нам может она рассказать?

Да, вы правы ребята - Право на отдых                      

- Как можно отдохнуть детям?

 (Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

 Ребята! Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

 (Дети загадывают и показывают движения ),

-Воспитатель: А что вы умеете делать?

Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

  Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Вы можете сообща:

Петь, играть и веселиться,

 бегать, прыгать и резвиться!

  Ребята, следующая картинка   волшебного экрана. О каком праве она нам расскажет?

 Да вы правы-(Право на образование)

- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

 - Где можно получить образование?

Ответы детей: (В школе, в детском саду, в институте)

- Для чего надо учиться? 

               (Чтоб получить профессию, диплом)

- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра:" Продолжи пословицу"

  1. Тяжело в ученье – … легко в бою.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а не ученье  – тьма.
  4. Век живи … век учись...

Ребята!  Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

- Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

    ( Показ мультимедиа, соответствующие иллюстрации сказок)

  • Золушка                (Право на отдых)
  • Буратино               (Право на безопасные условия жизни)               
  • Колобок                (Право на жизнь)
  • Айболит                (Право на медицинское обслуживание)

 - Следующая картинка из волшебного  экрана. О каком праве она напоминает?

 (О праве на жилище.)

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

 - Ребята, следующая картинка из волшебного экрана говорит

О праве на медицинский уход.

 Кого мы видим на экране

- Что он делает?

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

 Ребята! Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

 Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"

Данный проект  содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений   в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....

Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»

Конвенция связывает  права ребёнка  с правами и обязанностями родителей,  несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....