РУБРИКА "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА-2018", конкурсный материал "Технология использования сказки в формировании экологической культуры детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа) на тему

Хахалева Маргарита Михайловна

Теоретические основы технологии использования сказки в экологическом воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология использования сказки

в формировании экологической культуры  детей 4-5 лет

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала —

Не наукой, а частью души!

Актуальность

Экологическое воспитание является важнейшим направлением в работе с дошкольниками. Один из путей повышения его эффективности состоит в разнообразии форм и методов.

У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? Мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.Все дети очень любят сказки. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.Сказка на сегодняшний день, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.И поэтому в своей работе на занятиях по экологическому воспитанию детей я использую экологические сказки.

Что такое экологическая сказка.

Экологические сказки - сказки, способствующие более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.

В чем особенность экологических сказок?

Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Почему они интересны детям?

Интерес к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Какова их роль?

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Теоретические основы технологии использования сказки в экологическом воспитании дошкольников.

Основное содержание экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста определено требованиями ФГОС ДО.

Особо значимыми для нас являются исследования Н.А.Рыжовой, В.Т.Кудрявцева, Л.Б.Фесюковой, Р.Ю.Белоусовой  доказывающие, что сказка является эффективным средством экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Экологические сказки  раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой- использование ресурсов и охраны. Очень важно, что экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. «Сказки способствую движению мысли ребенка и формируют  его экологическое мышление». (Н.А. Рыжова.)

Педагогические условия использования сказок в экологическом воспитании детей.

Исходя из анализа сказочных произведений, предлагаемых современными программами по экологическому образованию дошкольников, можно выделить требования, предъявляемые к сказочным произведениям экологической тематики:

  • содержание сказочного произведения должно быть конкретным, включать в себя информацию об объектах живой и явлениях неживой природы, доступную для понимания старшими дошкольниками;
  • информация о природных объектах должна соответствовать содержанию экологических знаний и способствовать формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы;
  • в содержание сказочного произведения могут быть включены сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании.
  • сказочное произведение должно быть небольшого объема.

Для работы с детьми 4-5 лет нами были проанализированы и специально отобраны сказки с позиций экологического образования о живой и неживой природе, сказки об объектах природы, живущих в различных экологических системах (лес, луг, водоем и пр.). Использовали сказки народные, авторские, собственного сочинения. При подборе сказочных произведений мы учитывали: возрастные особенности детей; имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;имеющийся у детей литературный опыт;тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания; художественную ценность сказочных произведений с экологических позиций.

Развивающая предметно-пространственная среда дополнена картотекой экологических игр и экологических сказок, лепбуком по теме, дидактическими играми, пальчиковым театром сказок, книгами со сказками и детскими иллюстрациями «Коллекция экологических сказок».

Для реализации (применения) данной технологии были использованы средства ИКТ, включающие специальные компьютерныепрограммы и сервисы, позволяющие создавать интерактивные экологические сказки Power Point , LearningApps.org , Blabberize,ZooBurst,  конструктор картинок на портале МЕРСИБО, TuxPaint,PERVO LOGO.

Методика работы со сказкой

Нами была выстроена система поэтапной работы, включающая задачи, методы и приемы работы. Для активного включения детей использовались специальные визуальные знаки, помогающие детям спланировать деятельность.

I этап – подготовка детей к пониманию экологического содержания сказки, приобретениеими непосредственного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • способствовать развитию чувственного восприятия природы, эмоционального отношения к ней;
  • обеспечить формирование представлений об особенностях жизни, роста и развития обитателей различных экологических систем; о зависимости их существования от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ;
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Методы и приемы:

- наблюдение

- фотографирование фрагментов наблюдений

- рисование, лепка, аппликация на основе полученных впечатлений

- исследовательская работа, опытническая деятельность

- просмотр кино- и видеофильмов

- прослушивание аудиозаписей со звуками природы

- выполнение трудовых действий, направленных на сохранение и улучшение жизни растений и животных

II этап – «Знакомство со сказкой». Активноедейственное освоение экологического содержания сказочногопроизведения

Задачи:

  • подводить детей к пониманию экологического содержания сказки, опираясь на непосредственный эмоционально-чувственный опыт, приобретенный в процессе наблюдения за объектами природы, с которыми дети встречаются в сказке;
  • способствовать развитию у детей интереса и чуткости к образному языку сказки;
  • обеспечить расширения знаний о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • поощрять желание детей вживаться в образ, передавать его эмоционально и выразительно.

Методы и приемы

- Чтение, рассказывание детям сказки с использованием средств интонационной выразительности, пантомимики, игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности.

- Проведение беседы по заранее подготовленным вопросам экологического содержания, направленным на уточнение последовательности событий и понимание содержания сказки.

- Обращение к личному опыту детей.

- Моделирование последовательности событий в сказке

- Пересказ сказки (по частям; на основе моделирования  с использованием предметных моделей-картинок, условных графических изображений; использование)

III этап – «Путешествие по сказке». Овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению экологического содержания сказки;
  • поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение экологических проблем;
  • поощрять умение внимательно выслушивать ответы товарищей, давать оценку с экологических позиций.

Методы и приемы

- Включение сказочных героев в различные экологические ситуации (например, «Колобок  оказывается в зимнем лесу и узнает, кто как зимует…»)

- Придумывание окончания той или иной экологической сказки

- Исправление ошибок (данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе)

- Создание проблемной ситуации (у ребенка возникает потребность в новых знаниях или еще неизвестных способах действия)

-Участие самого ребенка в решении экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов («Жучок Саша»)

- Прием перевоплощения («превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки)

- Использование различных приемов: речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составлению плана сказки вариативные схемы-образцы продолжения сказки

- Привлекать детей к разносторонней оценке придуманных сказок, обращая внимание на использование выразительных средств передачи явлений природы, описания природных объектов.

-Включение сказок в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструкторскую, театрализованную и др.(изготовление поделок, макетов, конструирование предметов, рисование отдельных фрагментов сюжета, предметов, упоминаемых в сказке и т.д.)

- Организация театрализованных представлений с участием детей по сюжетам сказок (кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь).

IV этап – «Придумывание сказок экологического содержания». Использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

  • способствовать развитию у детей интереса к творческому рассказыванию, желания фантазировать и сочинять сказки о природе;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок о природе;
  • побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок экологического содержания, умения создавать несколько вариантов сочинения на одну тему.

Методы и приемы

- Типовые приемы фантазирования

 - Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства

 - Метод фокальных объектов

 - Метод маленьких человечков

- Метод синектики.

Алгоритм составления сказок

 1.Определяется место, где будут разворачиваться события.

2. Перечисляются неодушевленные и одушевленные объекты, типичные для этого места.

 3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

 4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

5. Описывается случай.

 6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

 7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого объекта.

 8. Из выведенных правил составляется общее правило.

 9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там - то...», «Как кто - то учился мудрости».

Для детей – как начинающих авторов – важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому важнозаписывать сказки, сочиненные детьми,зачитывать (если автор не возражает) на занятиях, оформлять в самодельные книжки, рисовать иллюстрации.

Результативность

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В сознание детей отложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Список литературы

  1. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский институт образования, 2009.
  2. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2002.
  3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010
  4. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми
    популярное пособие для родителей и педагогов. – Минск: Асар, 1996. – 112 с.
  6. 8. Удовенко А. Особенности экологической сказки // Дошк. восп. – 1993. - № 7.
  7. 9. Удовенко А. Экологическая сказка. // Дошк. восп. – 1993. - № 3. – С. 32-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокул...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Экологическая сказка по формированию экологической культуры дошкольников

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам практическую  часть нашей работы по экологическому воспитанию.На тему: «Большие дела маленьких людей»Наш проект - это звонок для каждого из на...