Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Крюковских Светлана Михайловна

Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patprioticheskoe_vospitanie.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Крюковских С.М. воспитатель

ГБДОУ детский сад №53 Колпинский район

Санкт-Петербург

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей не всегда хватает времени и желания для воспитания у своего ребёнка чувства любви к родному краю, родной стране. В этих условиях, формирование полноценного, эмоционально яркого образа Родины, становится задачей воспитателей и педагогов. Необходимо, чтобы дети научились быть внимательными, заботливыми, благодарными, учились быть бескорыстными, могли бы не только брать, но и отдавать.

Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.                                                                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогами. 

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое население.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Познание мира начинается с восхищения: будь то увиденная радуга, на прогулке с мамой, или сверкающий в утренних лучах снег, который он увидел по дороге в детский сад, или волнующие душу до слёз, звуки торжественного марша во время парада в День Победы. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотических чувств. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Маленький человек должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, кто любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

         Патриотическое воспитание для дошкольных образовательных учреждений предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы или городу. Формирование таких чувств - станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.

        В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами.

«Социально-коммуникативное развитие» эта область поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.

Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.

«Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.

«Художественно-эстетическое развитие» поможет выразить свои впечатления,  расскажет о великих художниках и их картинах воспевающих красоту Родины и подвиг россиян, о известных композиторах и их гениальных произведениях.

Сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.

        Для реализации требований ФГОС работа с детьми должна быть:        

 целенаправленной (любая работа, с детьми должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны);

систематической (работа проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник ко Дню Победы, посвящённый песням военных лет);

всеобщей (решение воспитательных задач происходит на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).

Внедрения в практику патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи.

Первый этап – знакомство  с понятиями и предметами близкого окружения. Целью служит воспитание уважения к труду, в том числе знакомство с народным творчеством, местными художественными промыслами;  знакомство с людьми, прославившими страну; воспитание дружественного отношения к другим народам.

Следующий этап – знакомство с жизнью общества страны. Этот этап нацелен на воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через знакомство с памятными датами и национальными праздниками;  бережное отношение к труду сограждан; расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также государственной символики;  изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц.

Третий этап это знакомство с местной природой. Цель этого этапа – воспитание любви к окружающей природе;  изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира;  воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края.

Эти этапы и цели одинаковы на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. Отличия только в объёме содержания, а также в выборе тех или иных форм, определяемых методическим советом, который опирается на систему работы детского сада. Это могут быть и тематические занятия, и беседы о родном крае, природе, знаменитых людях. А так же чтение книг, подборка стихотворений и песен,

просмотр научно-популярных фильмов и передач. Такой формой могут быть различные игры, посещение выставок и библиотеки, составление альбомов, разнообразные проекты и т.д.

Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию - например, в совместной подготовке тематических утренников или проектов, выставок, поделок.  Патриотическое воспитание предусматривает работу с сотрудниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).

Литература  

Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к семье, родным местам,...

Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС...

Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)

Опыт работы по теме. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к ...

«Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», выступление

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...