Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья

Калашникова Мария Васильевна

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. В. Калашникова, инструктор ФИЗО

ГБДОУ детский сад №17 Курортного района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Эти чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Актуальность

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.    Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Целями патриотического воспитания дошкольника является развитие познавательного интереса, любови к Родине, формирование ценностей и традиций, в соответствии с историко-культурным наследием страны.

В нашем детском саду данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия (событийность), акции, конкурсы и проекты.

Участие в этих мероприятиях (событиях) даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным.

Мероприятия

Мы успешно разработали и реализовали следующие мероприятия и проекты: «Наша Родина - Россия» «Моя малая родина - Сестрорецк», «Столица нашей Родины - Москва», «Санкт-Петербург – он Петра царя творенье», «День Победы: Никто не забыт и ничто не забыто!», «Золотое кольцо России», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества», «День семьи», «День космонавтики», «Конкурс чтецов», «Женский день», «День матери». В рамках каждого мероприятия или проекта используются такие методы как: беседа, художественный труд (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.), чтение художественной литературы, игры, ИКТ и т.д.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому ей уделяется особое внимание. Ежегодно я и воспитанники поздравляем ветеранов на дому, готовим для них подарки своими руками, учим песни военных лет, смотри мультфильмы о войне, читаем произведения о войне. Также дети рассказывают о своих родных, которые принимали участие в военных действиях (рассказы составлены совместно с родителями). Вместе с родителями воспитанники принимают участие в праздничном параде ко Дню Победы, многие идут в «Бессмертном полку», участвуют в возложении цветов, акциях памяти и реконструкциях событий военных лет. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Администрацией детского сада организуется посещение воспитанниками с педагогами курса лекций в библиотеке по темам: «Мой город Сестрорецк» и «Русский музей» и т.д..

По данной теме участвовала во всероссийском конкурсе методических материалов «Растим патриотов России» в районном этапе конкурса; в городском конкурсе агитбригад, показывали литературно-музыкальную композицию; во всех вышеперечисленных конкурсах заняли призовые места. «Наша Родина Россия» заняла 3 место. Ежегодно воспитанники участвуют в конкурсах патриотической песни, многократно занимали призовые места. Проводила открытое занятие «День космонавтики», в котором принимали участие родители воспитанников.

В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. В рамках физического развития проводятся образовательно-досуговые мероприятия - «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества» и т.д. На этих мероприятиях проводятся эстафеты, перетягивания канатов, задания на меткость и т.д.

Работа с родителями

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Нравственно-патриотическое воспитание невозможно  без установления тесной связи с семьёй.

Особую роль играют совместные детско-родительские проекты. Совместно с родителями организовываются выставки к праздникам, лучшие работы отправляются на районные выставки. Так же родители вместе с детьми участвуют в конкурсах.  В рамках детско-родительских проектов. К новому году родителям было предложено изготовить совместно со своими детьми поделки из ткани и ниток для украшения группы.

Подготовка ко Дню Победы так же проходит с участием родителей: составляются рассказы о родственниках, участвующих в боевых действиях,  дети и родители вместе идут на парад. Празднование Дня защитника Отечества и 8 марта для воспитанников старшей и подготовительной группы мы организовываем  в виде соревновательных мероприятий, в которых папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах. Такие спортивные формы проведения праздников  воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формируют интерес к выполнению физических упражнений, развивают основные физические качества, приобщают к традициям большого спорта.

В группе для родителей оформлены консультации, памятки, папки-передвижки.

Задачи:

  • Развивать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, малой Родине.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края.

Для решения поставленных задач в нашем учреждении используются разнообразные методы и формы работы с учетом возраста детей:

  • экскурсии (пешеходные и интерактивные), целевые прогулки, «диалоговые игры»
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок и экспозиций;
  • участие в общественных мероприятиях и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде, например, помощь при уборке снега, листьев, подметание беседок, МАФ на участке для прогулки и т.д.

Заключение

Многие занятия проводятся с помощью ИКТ. Для этого созданы презентации по заданной тематике, подобраны аудиозаписи, фотографии.

Уверена, что проводимая работа помогает детям испытывать любовь (восхищение) и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, учит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется на сайте детского сада.  

Литература:

  • Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС"

Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственнос...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС...

Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)

Опыт работы по теме. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к ...

«Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», выступление

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...