«Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», выступление
консультация

Тайлакова Е.В.

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я», АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 15.03.2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org_nravst_patriot-vospit_doo.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

                        (АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Городской семинар - практикум

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»

Доклад из опыта работы на тему:

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Подготовила воспитатель  Тайлакова Елена Викторовна

От 15.03.2018г.

г. Долгопрудный  

 «Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

            В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.    Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое   воспитание   должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

              Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:

Семья                      Детский сад                        Родной город               

                     Родная страна            Наша Армия

                   

Любовь к Родине нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог, не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цели воспитания нравственных ценностей у дошкольников:

  • Создание в детском саду предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • Формирование нравственных ценностей;
  • Воспитание гражданина и патриота своей страны;
  • Воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, желания быть защитником Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

          На протяжении многих лет в нашем детском саду ведется большая работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

         Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
  • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

          Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами была составлена программа развития на тему: «Краеведение как составная часть нравственно патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ».

Ведется работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачи: Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир нашего народа в целях формирования личностного отношения к родному краю, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по нравственному воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия г. Долгопрудного.

Были проведены ряд мероприятий для решения поставленных задач:

- Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Предметно развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

        Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы и методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).
  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
  • Беседы о родном городе, поселке и т.п.
  • Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.п.).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

           Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. 

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно – патриотическое воспитание детей – организация предметно – развивающей  среды.

В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для нравственно – патриотического воспитания детей. В методическом кабинете  имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию («Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко; «Нравственно воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник; «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова и др.),  специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества.

Основным методом работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. За время работы в этом направлении педагогами ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:

- «Они подарили нам жизнь», «День Победы»

-  «Моя семья»

-  «Хлеб всему голова», «Откуда хлеб пришел на стол»,

В каждой группе воспитателями оформлены мини уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей. Для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с селом, страной, государственной символикой. Имеются флаги России, гимн и символики. Материалы по правовому воспитанию, о правах ребенка, права граждан РФ.  В уголке дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны. Периодически материалы дополняются.

            Для нравственно – патриотического, всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно – ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; красочный уголок природы «Мини – огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформлены стенды «Семья – это счастье», «Папы наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама – самая лучшая», «Они подарили нам жизнь». В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников  отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:

  • Родители
  • Библиотека
  • Музеи истории
  • Совместные экскурсии по достопримечательностям села
  • Совет ветеранов ВОВ
  • Встречи с ветеранами войны
  • Встречи с тружениками тыла и детьми воин
  • Связь поколений (Родословное)
  • Встречи с интересными людьми
  • Кружковая деятельность
  • Фольклорные мероприятия
  • Совместные мероприятия с родителями

        

Созданная в ДОУ система работы по патриотическому воспитанию позволила нам, педагогам:

  • Расширить знания детей о малой Родине.
  • Воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других.
  • Заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.
  • Совершенствовать мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач патриотизма.

               В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

В заключение хочется повторить слова «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС"

Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственнос...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к семье, родным местам,...

Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС...

Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)

Опыт работы по теме. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как:  любовь к ...