Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
    статья (старшая группа) по теме

    Черемисина Яна Анатольевна

    Представляю свою статью, опубликованную в электронной книге, созданой по результатам работы на базе нашего детского сада стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dlya_elektr.knigi_ya.a.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Черемисина Я.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

    ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

    Черемисина Яна Анатольевна – педагог-психолог, ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1800

     «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе

    не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

    Антуан де Сент-Экзюпери

    За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие, ненависть и агрессия, так и забота, милосердие. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

    Спустя столетия все изменилось. В настоящее время активно пропагандируется инклюзивное образование, ведется большая работа по созданию доступной среды для детей с ОВЗ. Многие образовательные учреждения открыли свои двери для «особых» воспитанников и учащихся. Однако в нашем обществе остается целый ряд проблем, связанных с интеграцией ребенка-инвалида в общество здоровых сверстников.

    Одной из главных остается проблема негативного отношения к «особым» детям со стороны взрослых и сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В связи с этим, актуальной остается задача по формированию у педагогов, и родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к сверстникам с ОВЗ.

    Особенно важно, на наш взгляд, проводить работу по формированию толерантности с дошкольниками, которые с присущей им непосредственностью отмечают любую «плохость», «непохожесть» другого ребенка провозглашая: «Он не такой как все!». И так как в детском саду ребенок проводит большую часть времени, именно здесь он приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

    Поскольку у дошкольников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, то работать с ними логично с учетом этого факта. А что может быть проще, доступнее, эмоциональнее, чем сказка?

    Сказка – это волшебный мир, благодаря которому маленький человек учиться открывать своё сердце. Это один из самых приятных и интересных способов развить ребёнка, а также помочь ему. Сказка расширяет восприятие мира малыша, учит его воображать и входить в роль разных персонажей, объясняет, что есть добро, а что есть зло и как нужно поступать, чтобы делать добрые дела. То есть позволяет ребенку накапливать самое важное и ценное для любого человека – жизненный опыт!

    Итак, любая сказка учит чему-нибудь ребенка в форме волшебной истории. Но малыши не всегда могут сразу понять смысл сказки. Их, прежде всего, интересует сама история и сказочные приключения, а сделать верные выводы из сказки можем помочь мы – взрослые!

    В работе можно использовать сказки зарубежных и отечественных авторов, а также специальными терапевтическими сказками, написанными современными педагогами и психологами или придумать подобные сказки самим.

    В любом случае данная работа непременно будет способствовать созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы в группе, поможет росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.

    Тренинговые занятия для дошкольников 4-6 лет

    по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями

    Задачи:

    - развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;

    - развивать эмпатию, сочувствие, содействие;

    - способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального напряжения;

    - формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 

    - учить проявлять дружелюбие, симпатию, замечать состояния другого человека;

    - способствовать освоению элементарных навыков принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

    «Особенный цветок»

    Занятие №1

    Приветствие. (2 мин.)

    Педагог-психолог: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Особенный цветок».

    Звучит музыка.

    Ритуал вхождения в сказку. (1 мин.)

    Звучит музыка.

    «Недалеко от большого города был лес, а в лесу — поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

    Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное,— они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне…» (1 мин.)

    Психогимнастика «Цветы на полянке».

    Звучит музыка.

    – Давайте представим, что все вы – разные цветы на полянке.

    Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?

    А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки?

    Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите.

    Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко. Стекают последние капельки с ваших лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу. (2 мин.)

    Игра «Мой любимый цветок».

    На полу ставятся три вазы с разного вида цветами. Ведущий предлагает детям встать в кружок вокруг вазы с понравившимися цветами. Каждый выбирает себе место. Под музыку дети танцуют вокруг вазы. Затем музыка прерывается, дети бегут и встают лицом к стене, закрыв глаза. Ведущий меняет вазы местами. Снова играет музыка. Дети должны быстро встать в круг у вазы с их цветами. Выигрывает тот кружок, который первый найдет свой букет. (3 мин.)

    Педагог-психолог: А теперь давайте послушаем, что произошло на лесной полянке дальше…

    «И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

    — Ты похож на обыкновенную траву,— сказали большие красные цветы Мака.— Ведь ты такой же зеленый.

    — Нет,— ответил новый цветок,— я цветок Незабудка.

    — Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся!— сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.— Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка не знаем.

    — Таких цветов не бывает,— зазвенели Колокольчики.— Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.

    И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!...»

    Ребята как вы думаете, грустно стало незабудке? Обидно, что никто не поверил, что она тоже цветок?

    На свете много цветов и они все разные. И мы с вами тоже разные. (2 мин.)

    Игра «Поменяйтесь местами те кто…»

    Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи и предлагает убедиться в этом, поменявшись местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например:

    «Пересядьте те, у кого есть сестра»,

    — и все те, у кого есть сестра, меняются местами.

    - Пересядьте те, у кого есть брат,

    кто любит мороженное,…

    кто никогда не дерется,…

    кто любит плавать,…

    кто лучше всех ездит на велосипеде,…

    кто любит помогать маме и др.

    Дети играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего. (2 мин.)

    Педагог-психолог: Ребята, цветы из сказки не хотели дружить с незабудкой. Мне кажется, что в вашей группе все ребята дружат! Давайте поиграем в игру…

    Игра «Я хочу с тобой дружить».

    Ведущий предлагает детям поиграть с клубочком. Он передает клубочек одному из детей, который должен намотать нитку на руку и передать другому ребенку, тому которому захочет. Предавая клубок, нужно сказать волшебные слова: «Буду так я говорить:

    - Я хочу с тобой дружить!»

    Ведущий начинает игру:

    «В руки я клубок возьму,

    Ручку обмотаю.

    А кому его отдам –

    Мы сейчас узнаем…»

    Передает клубок ребенку со словами:

    «Буду так я говорить:

    - Я хочу с тобой дружить!»

    Ребенок повторяет действия ведущего – берет в руки клубочек, обматывает ручку.

    Ведущий продолжает, называя имя ребенка:

    «Леночка клубок возьмет и т.д.…»

    Игра продолжается, пока клубочек не вернется к ведущему, который натягивает ниточку и говорит:

    «Буду так я говорить:

    - С вами я хочу дружить!»

    Потом предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.

    «Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой». (5 мин.)

    Психолог: Ребята вам понравилась сказка о незабудке?

     Но сказка еще не закончилась. Ее продолжение вы услышите в следующий раз.

    Ритуал выхода из сказки. (1 мин.)

    Прощание. (1 мин.)

    Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова:

    Чтоб интересней было жить,

    Давайте будем мы дружить!

    «Особенный цветок»

    Занятие №2

    Приветствие. (2 мин.)

    Педагог-психолог: Ребята вы помните сказку о незабудке, которую слушали на прошлом занятии?

    Сегодня вы узнаете, что было с незабудкой дальше.

    Звучит музыка.

    Ритуал вхождения в сказку. (1 мин.)

    Звучит музыка.

     «Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже...» От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

    — Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

    — А мы,— зазвенели колокольчики,— самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

    А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

     «Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже цветок»,— подумала Незабудка. (1 мин.)

    Упражнение «Прорвись в круг»

    Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Ведущий определяет, кто из участников чувствует себя менее всего включенным в группу (в нашем случае это «особый» ребенок). Он предлагает ему первым исполнить упражнение: разорвать круг и проникнуть в него. То же самое могут проделать остальные дети. (3 мин.)

    Сложно было попасть в круг?

    Вот и незабудке надо было очень постараться, чтобы показать всем, что она тоже цветок.

    Педагог-психолог: Сказка продолжается…

    «И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

    — Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!— зазвенели Колокольчики.

    — Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!— заметили Маки.

    — Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны,— сказали Ромашки.— Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.

    На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

    — Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

    Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка — прекрасный цветок!» (1 мин.)

    Упражнение «Я самый лучший, а ты?»

    Ведущий помогает одному из детей встать на стул («сцену»). Остальные  участники встают вокруг стула и хлопают в ладоши с восклицаниями «Браво!», «Бис!».

    На этом почетном месте должен побывать каждый ребенок, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет. (5 мин.)

    Педагог-психолог: Ребята вам понравилась сказка о незабудке?

    Почему никто не хотел дружить с незабудкой?

    С вами когда-нибудь случалась похожая история?

    Можно ли обижать того, кто что-то не умеет делать (говорить, бегать, прыгать, танцевать)?

    «На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласны ли вы с этим?

    Вы ребята, как цветы на полянке все разные и каждый из вас единственный и неповторимый, удивительный и прекрасный! (5 мин.)

    Ритуал выхода из сказки. (1 мин.)

    Прощание. (1 мин.)

    Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова:

    Чтоб интересней было жить,

    Давайте будем мы дружить!

    Литература

    1. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
    2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2007.
    3. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
    4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
    5. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

    Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

    Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

    Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

    Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

       Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

    Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

    За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...

    «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»

    Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "

    Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....