ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
статья (старшая группа) по теме

Черемисина Яна Анатольевна

Представляю свою статью, опубликованную в электронной книге, созданой по результатам работы на базе нашего детского сада стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_elektr.knigi_ya.a.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Черемисина Я.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Черемисина Яна Анатольевна – педагог-психолог, ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1800

 «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе

не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие, ненависть и агрессия, так и забота, милосердие. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Спустя столетия все изменилось. В настоящее время активно пропагандируется инклюзивное образование, ведется большая работа по созданию доступной среды для детей с ОВЗ. Многие образовательные учреждения открыли свои двери для «особых» воспитанников и учащихся. Однако в нашем обществе остается целый ряд проблем, связанных с интеграцией ребенка-инвалида в общество здоровых сверстников.

Одной из главных остается проблема негативного отношения к «особым» детям со стороны взрослых и сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, актуальной остается задача по формированию у педагогов, и родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к сверстникам с ОВЗ.

Особенно важно, на наш взгляд, проводить работу по формированию толерантности с дошкольниками, которые с присущей им непосредственностью отмечают любую «плохость», «непохожесть» другого ребенка провозглашая: «Он не такой как все!». И так как в детском саду ребенок проводит большую часть времени, именно здесь он приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Поскольку у дошкольников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, то работать с ними логично с учетом этого факта. А что может быть проще, доступнее, эмоциональнее, чем сказка?

Сказка – это волшебный мир, благодаря которому маленький человек учиться открывать своё сердце. Это один из самых приятных и интересных способов развить ребёнка, а также помочь ему. Сказка расширяет восприятие мира малыша, учит его воображать и входить в роль разных персонажей, объясняет, что есть добро, а что есть зло и как нужно поступать, чтобы делать добрые дела. То есть позволяет ребенку накапливать самое важное и ценное для любого человека – жизненный опыт!

Итак, любая сказка учит чему-нибудь ребенка в форме волшебной истории. Но малыши не всегда могут сразу понять смысл сказки. Их, прежде всего, интересует сама история и сказочные приключения, а сделать верные выводы из сказки можем помочь мы – взрослые!

В работе можно использовать сказки зарубежных и отечественных авторов, а также специальными терапевтическими сказками, написанными современными педагогами и психологами или придумать подобные сказки самим.

В любом случае данная работа непременно будет способствовать созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы в группе, поможет росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.

Тренинговые занятия для дошкольников 4-6 лет

по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями

Задачи:

- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;

- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;

- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального напряжения;

- формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 

- учить проявлять дружелюбие, симпатию, замечать состояния другого человека;

- способствовать освоению элементарных навыков принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

«Особенный цветок»

Занятие №1

Приветствие. (2 мин.)

Педагог-психолог: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Особенный цветок».

Звучит музыка.

Ритуал вхождения в сказку. (1 мин.)

Звучит музыка.

«Недалеко от большого города был лес, а в лесу — поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное,— они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне…» (1 мин.)

Психогимнастика «Цветы на полянке».

Звучит музыка.

– Давайте представим, что все вы – разные цветы на полянке.

Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?

А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки?

Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите.

Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко. Стекают последние капельки с ваших лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу. (2 мин.)

Игра «Мой любимый цветок».

На полу ставятся три вазы с разного вида цветами. Ведущий предлагает детям встать в кружок вокруг вазы с понравившимися цветами. Каждый выбирает себе место. Под музыку дети танцуют вокруг вазы. Затем музыка прерывается, дети бегут и встают лицом к стене, закрыв глаза. Ведущий меняет вазы местами. Снова играет музыка. Дети должны быстро встать в круг у вазы с их цветами. Выигрывает тот кружок, который первый найдет свой букет. (3 мин.)

Педагог-психолог: А теперь давайте послушаем, что произошло на лесной полянке дальше…

«И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

— Ты похож на обыкновенную траву,— сказали большие красные цветы Мака.— Ведь ты такой же зеленый.

— Нет,— ответил новый цветок,— я цветок Незабудка.

— Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся!— сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.— Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка не знаем.

— Таких цветов не бывает,— зазвенели Колокольчики.— Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!...»

Ребята как вы думаете, грустно стало незабудке? Обидно, что никто не поверил, что она тоже цветок?

На свете много цветов и они все разные. И мы с вами тоже разные. (2 мин.)

Игра «Поменяйтесь местами те кто…»

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи и предлагает убедиться в этом, поменявшись местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например:

«Пересядьте те, у кого есть сестра»,

— и все те, у кого есть сестра, меняются местами.

- Пересядьте те, у кого есть брат,

кто любит мороженное,…

кто никогда не дерется,…

кто любит плавать,…

кто лучше всех ездит на велосипеде,…

кто любит помогать маме и др.

Дети играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего. (2 мин.)

Педагог-психолог: Ребята, цветы из сказки не хотели дружить с незабудкой. Мне кажется, что в вашей группе все ребята дружат! Давайте поиграем в игру…

Игра «Я хочу с тобой дружить».

Ведущий предлагает детям поиграть с клубочком. Он передает клубочек одному из детей, который должен намотать нитку на руку и передать другому ребенку, тому которому захочет. Предавая клубок, нужно сказать волшебные слова: «Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

Ведущий начинает игру:

«В руки я клубок возьму,

Ручку обмотаю.

А кому его отдам –

Мы сейчас узнаем…»

Передает клубок ребенку со словами:

«Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

Ребенок повторяет действия ведущего – берет в руки клубочек, обматывает ручку.

Ведущий продолжает, называя имя ребенка:

«Леночка клубок возьмет и т.д.…»

Игра продолжается, пока клубочек не вернется к ведущему, который натягивает ниточку и говорит:

«Буду так я говорить:

- С вами я хочу дружить!»

Потом предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.

«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой». (5 мин.)

Психолог: Ребята вам понравилась сказка о незабудке?

 Но сказка еще не закончилась. Ее продолжение вы услышите в следующий раз.

Ритуал выхода из сказки. (1 мин.)

Прощание. (1 мин.)

Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова:

Чтоб интересней было жить,

Давайте будем мы дружить!

«Особенный цветок»

Занятие №2

Приветствие. (2 мин.)

Педагог-психолог: Ребята вы помните сказку о незабудке, которую слушали на прошлом занятии?

Сегодня вы узнаете, что было с незабудкой дальше.

Звучит музыка.

Ритуал вхождения в сказку. (1 мин.)

Звучит музыка.

 «Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже...» От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

— Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

— А мы,— зазвенели колокольчики,— самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

 «Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже цветок»,— подумала Незабудка. (1 мин.)

Упражнение «Прорвись в круг»

Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Ведущий определяет, кто из участников чувствует себя менее всего включенным в группу (в нашем случае это «особый» ребенок). Он предлагает ему первым исполнить упражнение: разорвать круг и проникнуть в него. То же самое могут проделать остальные дети. (3 мин.)

Сложно было попасть в круг?

Вот и незабудке надо было очень постараться, чтобы показать всем, что она тоже цветок.

Педагог-психолог: Сказка продолжается…

«И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

— Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!— зазвенели Колокольчики.

— Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!— заметили Маки.

— Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны,— сказали Ромашки.— Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

— Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка — прекрасный цветок!» (1 мин.)

Упражнение «Я самый лучший, а ты?»

Ведущий помогает одному из детей встать на стул («сцену»). Остальные  участники встают вокруг стула и хлопают в ладоши с восклицаниями «Браво!», «Бис!».

На этом почетном месте должен побывать каждый ребенок, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет. (5 мин.)

Педагог-психолог: Ребята вам понравилась сказка о незабудке?

Почему никто не хотел дружить с незабудкой?

С вами когда-нибудь случалась похожая история?

Можно ли обижать того, кто что-то не умеет делать (говорить, бегать, прыгать, танцевать)?

«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласны ли вы с этим?

Вы ребята, как цветы на полянке все разные и каждый из вас единственный и неповторимый, удивительный и прекрасный! (5 мин.)

Ритуал выхода из сказки. (1 мин.)

Прощание. (1 мин.)

Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова:

Чтоб интересней было жить,

Давайте будем мы дружить!

Литература

  1. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
  2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2007.
  3. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
  5. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...

Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»

Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченнымивозможностями здоровья в детском коллективе»Цель: формирование у педагогов и родител...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...