Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    "Патриотическое воспитание дошкольников"

    Ефимова Наталья Павловна

    Патриотизм-любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотическое воспитание является основой формирования будущего гражданина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx508.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ефимова Наталья Павловна

    (Россия, Тюменская область, Сладковский район,

    с.Сладково, МАДОУ «Сказка», natulya.efimova.91@mail.ru)

    Патриотическое воспитание дошкольников

    Никто не учит маленького человека: 

     «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, 

     попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
     Все дело в одной, в очень важной закономерности 
    нравственно-патриотического воспитания.           
    Если человека учат добру - учат умело, умно, 
     настойчиво, требовательно, в результате будет добро. 
     Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
    в результате будет зло.       
     Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, 
     потому, что и человеком его надо воспитать». 
      В.А. Сухомлинский

    Патриотизм-любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотическое воспитание является основой формирования будущего гражданина.

    Дошкольники эмоционально отзывчивы, готовы прийти на помощь, у них осуществляется процесс формирования ценностных ориентиров личности, что позволяет  наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Особая подверженность дошкольников влиянию взрослых также этому способствует.

    С целью воспитания патриотизма, ответственного и бережного отношения к природе и окружающим людям, установления устойчивой связи поколений и проводится патриотическое воспитание в ДОУ. В результате целенаправленной, систематической работы с  ребёнком происходит  формирование этих ценностей.

    Следующие задачи подразумевает патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС: формирование чувства гордости за свою нацию, формирование нравственно-духовных особенностей личности, формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, взрослым, людям других национальностей.

    Следующие методы работы с дошкольниками определяет патриотическое воспитание по ФГОС: посещение музеев, выставок, обустройство патриотических уголков в ДОУ, организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы), организация экскурсий по достопримечательностям родного края, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине.

     В ДОУ ежегодно составляется план по патриотическому воспитанию,   охватывающий все методы и формы воспитательной и методологической работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренных планом, включает: спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам.

    Патриотические мероприятия в ДОУ приурочивают обычно к празднованию государственных праздников, таких как, День защитника Отечества, День Конституции, День Победы, День Государственного флага и т.д. (Рисунок 1)

    C:\Users\Nata\Desktop\SAM_0367.JPG

    Рисунок 1

    При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. (Рисунок 2)C:\Users\Nata\Desktop\P1040684.JPG

     

    Рисунок 2

    Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Письма Победы», изготовив вместе с детьми солдатские письма-треугольники. Для проведения мероприятия выучить военные песни («Журавли», «Дети войны», «Закаты алые», «Прадедушка», «Парад Победы» и т. п.), прочитать литературу, соответствующую данной тематике (З.Александрова «Дозор», П.Воронько «Лучше нет родного края», Е.Благинина «Шинель», Е.Трутнева «Парад»). Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны. (Рисунок 3)

    C:\Users\Nata\Desktop\P1310602.JPG

    Рисунок 3

    При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины- опора своей семьи, Родины, ее защитники, сильные и крепкие. Можно провести различные мероприятия в зависимости от возраста детей, например, беседы «Города-герои», «Наши деды-славные победы», экскурсии по улицам села «Их именами названы улицы», сюжетно-ролевую игру «Военный госпиталь», оформление мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто», акция «Георгиевская ленточка», фотовыставка «В нашей семье есть герой», выставка рисунков «Славим День Победы».  (Рисунок 4)

    C:\Users\Nata\Desktop\DSC02311.JPG

    Рисунок 4

    Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, приобщать  к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. (Рисунок 5)

    C:\Users\Nata\Desktop\DSC00843.JPG

    Рисунок 5

    Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убежденными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа.

    Увлеченность своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог!

    Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

    Используемая литература:

    • Алешина Н.В.  «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
    • Балдина Е.З. Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду»

    https://infourok.ru/statya-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-1011113.html

    • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
    • Петрова И.В., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

    Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

    НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

    Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...