«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе рассматривания картин (использование технологии ТРИЗ)».
консультация (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Татьяна Николаевна

Сообщение для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_v_dou_2016_rassmatrivanie_kartiny_po_triz.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе рассматривания картин (использование технологии ТРИЗ)».

 Подготовил:

Кузнецова Т.Н.

воспитатель

МАДОУ «Сказка»

 

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Но обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях (занятия по развитию речи) являются главной задачей дошкольного учреждения.

Основным принципом развития связной речи является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется постепенно с усложнением материала внутри каждой задачи. Так в развитии связной речи это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Овладение связной монологической речью одна из главных задач речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. При обучении детей построению повествования используют разные типы повествований: реалистические рассказы. Сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных историй. Особенно важно развивать у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развивают не только высказывания, но и рассуждения.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Эффективным инструментом речевого и личностного развития детей являются технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Благодаря которой дети становятся активными участниками образовательного процесса, способными рассуждать и мыслить вслух, обобщать, делать самостоятельные выводы, что способствует обогащению словаря ребёнка и увеличению его познавательной активности, что очень важно при обучении рассказыванию по картине.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью рассмотрения новых подходов, разработки новых технологий к содержанию непосредственной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине.

Цель работы - создание системы по обучению детей старшего дошкольного возраста  рассказыванию по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Система работы (методика Мурашковской И.Н. и ВалюмсН.П.) по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине построена следующим образом.

Работа над картиной проходит в течение недели на занятиях по следующему плану (методические шаги):

Состав картины.

Связи и взаимодействия между объектами.

Характеристики объектов и действий.

Копилка образных характеристик.

События предшествующие и последующие.

  Разные точки зрения.

1 методический шаг - рассматривание картины, деление её на отдельные объекты и их группировка.

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Вводится «волшебник - Дели», который умеет все на свете делить на части и объединять в единое целое.

2 методический шаг - объяснение причин взаимодействия между объектами.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, смотреть на предметы в системе.

Затем к детям приходит «волшебник- Объединяй». Он умеет объединять два объекта и просит детей объяснить, почему он это сделал. Далее дети сами объединяют предметы на картине, объясняя их взаимосвязь. В результате они могли перечислять пары объединенных предметов.

3 методический шаг - описание предметов картины с использованием символов.

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Методический приём «вхождение в картину» способствует активизации и речи детей слов, характеризующих вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.

4 методический шаг - накопление образных характеристик в ходе составления загадок.

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

Дети выбирают объект на картине, сравнивая его с другими объектами, а татем составляют загадки, используя речевые обороты  «как…», «но не….».

5 методический шаг - установление причинно-следственных связей между объектами картины.

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

6 методический шаг - разные точки зрения. К детям приходят «волшебники Отставай и Забегай». В ходе НОД они помогают детям рассказывать о прошлом и будущем предметов и персонажей картины. Дети составляют рассказы-фантазии о прошлом и будущем выбранного объекта.

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Дети рассказывают о настроении героев картины с помощью пиктограмм, объясняют их эмоциональное состояние.

Практика показала, что использование технологий ТРИЗ в работе с детьми при обучении составлению рассказов по картине даёт несомненные преимущества:

в активизации познавательной деятельности детей,

в создании мотивационных установок на проявление творчества,

в создании условий для развития образной стороны речи детей,

в повышении эффективности овладения всеми языковыми средствами,

осознанности в построении лексико-грамматических конструкций,

гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

Список литературы:

Альтшуплер Г.С., Вёртким ИМ. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

Волина В. «Учимся играя». - М.: «Новая школа», 1994.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Обнинск, 1998.

Ляшко Т.В. Через игру - к творчеству. - Обнинск, 1994.

Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе рассматривания картин (использование технологии ТРИЗ)

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В стаье описан один из методов эффективного инструмента речевого и личностного развития детей,   эт...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.

Проектпо развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии....

«ТРИЗ - технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....