Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Новикова Любовь Михайловна

В буклете дана  краткая характеристика психических процесов 5-6 лет, отражены задачи,с которыми должен справляться ребенок,представлены  игры на развитие познавательных процессов,актуальные для пятилеток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Во что играть с детьми

  Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

  Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

  Развивают все анализаторы - зрительные, логические, словесные - различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

  «Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже - то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

  «Кто наблюдательнее». Ребенку предлагается  таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение - символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Подготовила воспитатель:

Новикова Л.М.

Тамбов,2018

Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.

  К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.     Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.   Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов. Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.                  

Речь детей становится более связной , ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

   В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка воображение, которое  в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В 5-6 лет ребёнок должен уметь:

Внимание

- выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

- находить 5-6 различий между предметами;

- выполнять самостоятельно задания по образцу;

- находить 4-5 пар одинаковых предметов;

Память

- запоминать 6-8 картинок течение 1-2 минут;

- рассказывать наизусть несколько стихотворений;

- пересказывать близко к тексту прочитанное произведение;

- сравнивать по памяти 2 изображения;

- запоминать 6-7 слов из 10;

Мышление

- определять последовательность событий;

- складывать разрезную картинку из 9 частей;

- находить и объяснять несоответствия на рисунках;

- находить четвёртый лишний предмет и объяснять свой выбор;

Математические способности

- считать в пределах 10;

- пользоваться количественными и порядковыми числами;

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10;

- уравнивать неравное число предметов двум способами;

- выражать словесно месторасположение предметов по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги;

Развитие речи

- правильно произносить все звуки;

- говорить не торопясь, выразительно;

- поддерживать непринужденную беседу;

- составлять по картинке связный рассказ из 5-6 предложений;

- составлять рассказы из личного опыта;

Развитие мелкой моторики

- регулировать силу нажима на карандаш и кисть;

- изменять направление движения руки в зависимости от формы изображения;

- рисовать с натуры простые предметы;

- располагать предметы на своём листе, на одной линии или широкой полосе;

- штриховать и раскрашивать предметы  не выходя за контуры;

- ориентироваться в тетради в летку и линейку;

Знакомство с окружающим миром

- называть своё имя и фамилию, имена родителей, знать название своего города, столицы родины, называть части суток, времена года, дни недели;

- знать названия основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители;

- называть группу предметов одним словом;

- пользоваться основными ПДД;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

 Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение  кругозора детей по...

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя...

Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.

Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.Цели:·        Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и с...

«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».

Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...