Использования шкал - ECERS в экспертизе качества предметно-пространственной среды по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых.
статья (старшая группа) на тему

Маматова Юлия Игоревна

В данной статье говориться о двух критериях из шкалы - ECERS-R, которые помогут улчшить образовательную среду по  поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых. Вначле говориться о таком интрументе, как шкала - ECERS-R, насколько он полезный и что это лучший интрумент в оценке предметно-простарнственной среды. Затем рассматриваются два критерия  - "предметно-пространственная среда" и "виды активности", с упором на конкретные виды. Даётся описания критериев, почему именно на них стоит сделать акцент при оценке образовательной среды. В конце обозначается, что экспертиза при помощи шкал – ECERS-R поможет более точно оценить среду и при необходимости дать рекомендации по её улучшению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Маматова Юлия

РГПУ имени А.И. Герцена

Использования шкал - ECERS в экспертизе качества предметно-пространственной среды по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых.

В контексте проблемы оценки качества дошкольного образования, трудно представить решение этого вопроса без современных и международных инструментов – шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. При помощи шкал, которые сфокусированы  на оценку образовательной среды, можно проанализировать среду со всех сторон, учитывая все тонкости и нюансы. Такой подход подразумевает, что основной задачей дошкольного образования является создание качественной образовательной среды развития детей дошкольного возраста. Такая методика использования шкал практикуется во многих странах и является одним из самых популярных инструментов для оценки среды.

Шкалы включают в себя несколько подшкал (критериев), по которым производится оценка пространства. В каждом критерии имеются некоторое количество показательней, которые позволяют более детально рассмотреть образовательное учреждение. Относительно поддержки интереса у старших дошкольников к труду взрослых – здесь стоит обратить внимание на такие критерии как «предметно-пространственная среда» и «виды активности».

Именно благодаря тому, как устроена и обогащена предметно-пространственная среда, насколько она насыщена предметами для развития, отдыха  и игр, можно судить, насколько ребёнку интересно проводить время в детском саду и свободно играть в свободное от групповых занятий время. Очень важно обратить внимание на то, есть ли зонирование ( наличие нескольких центров для разной деятельности детей). Центр интересов представляет собой часть помещения, где собраны определенные материалы, организованные по типам и хранимые так, чтобы обеспечить детям свободный доступ к ним, а также соответствующее образом обустроенное игровое пространство для участия детей в определённом виде игры. Здесь можно отметить проявление интереса ребёнка к какой-либо деятельности и развить у него заинтересованность через предметы к труду взрослых. Предметный мир, осознаваемый ребенком, будет более расширяться для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

В современном мире существуют многообразие видов активности, которые могу поддержать интерес детей. В век развития технических устройств нельзя обойдись без использования компьютеров, планшетов, музыкальных центров и телевизоров и в детских садах. Детям необходимо активно раскрывать свой творческий потенциал и получать практический опыт взаимодействия с реальными материалами. При помощи такой активности ребёнок может наглядно увидеть деятельность взрослых и проявить к ней интерес, воплотить её в игру, развив и усвоив необходимые навыки для ознакомления с миром взрослых. Поэтому очень важно при оценке данного показателя уточнить наличие технических устройств, частоту их использования.

Помимо наличия техники, не стоит забывать и о том, что для понимания окружающего мира нужно входить в определённые роли. Для этого в детском саду необходимо применить такую активность как «ролевая игра». Ролевая игра – это притворство или воображение себя кем-либо. Такая деятельность предполагает разыгрывание между детьми каких-либо ролей. Ролевая игра подкрепляется реквизитом, который обеспечивает полное погружение  в игровую ситуацию и применение на себя определённых ролей. Также реквизит может охватить различные темы, начиная от ведения домашнего хозяйства до выполнения различных видов работ. Погружение ребёнка в искусственную, но приближенную к реальности, ситуацию поможет усвоить ему некоторое количество социальных ролей и приобщиться к труду взрослых.

Экспертиза при помощи шкал – ECERS-R поможет более точно оценить среду и при необходимости дать рекомендации по её улучшению, чтобы повысить уровень качества образования, а в данном контексте – поддержать и развить интерес у старших дошкольников к труду взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО

В работе обобщён опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе для детей с ОНР (с введением ФГОС ДО). Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыРазвивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной...

РМО «Предметно-пространственная развивающая среда по ранней профессиональной ориентации дошкольников»

ВВУспешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.Основным видо...

«Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развивающей деятельности дошкольника»

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми по средством организации...