«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».
статья на тему

Прокопенко Екатерина Александровна

Статья по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.       

Природа- ребёнок- творчество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda-rebyonok-tvorchestvo.docx18.55 КБ
Файл prezentatsiya_prokopenko_2.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

          Духовно-нравственное воспитание дошкольников

    через общение с природой. Природа-ребёнок-творчество.

Цель:  развитие личности ребёнка в гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Задачи:

- формирование целостной картины мира, где каждый человек его частичка;

-воспитание гуманного отношения к природе и людям;

- формирование «экологического»  мышления;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

- воспитание пытливости, смекалки, инициативы, воображения и фантазии, которые найдут яркое выражение в творчестве детей.

  Вам приходилось видеть детей, срывающих головки цветов, ломающих ветки деревьев, пинающих мухоморы в лесу или сжимающих в своих ладошках жучка или бабочку? Мне приходилось и не раз. Меня такое поведение детей шокирует и огорчает. Но ещё в больший шок приводит реакция родителей на подобные действия своих детей: «Что ж тут ужасного, вон сколько вокруг цветов», «Подумаешь всего одна веточка», «Мухоморы! Это же поганки ядовитые. Кому они нужны?», «Леночка, отпусти ты этого противного жука!», «Посади бабочку на травку, она отдохнёт и улетит». А как же доброта, сострадание, забота о живых существах, как же чувство прекрасного?  Именно поэтому, я уделяю особое внимание приобщению своих воспитанников к миру природы и стараюсь максимально привлечь к этому родителей. Дошкольное детство самая благодатная пора для того, чтобы взрастить в сердцах наших малышей доброты, любви и понимания к окружающему миру природы и людям вокруг. Показать ребёнку всё разнообразие и всю красоту природы, научить его видеть, слышать, а главное правильно действовать с объектами окружающего мира моя главная задача.

  Что же я для этого делаю, спросите вы. Расскажу о самом, на мой взгляд, интересном. Начнём с начала учебного года – осени. Тематические прогулки, наблюдения, сбор природного материала, художественная литература по теме, экскурсия в осенний лес с детьми подготовительной группы  и так далее. Да-да, я знаю, что и вы делаете всё это. Но как говорил Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают истоки творческой мысли». И здесь я с ним полностью согласна.  Всё, что ребёнок увидел, услышал, почувствовал просто необходимо воплотить в каком-то творческом проекте. Например, с детьми и родителями  средней группы  это была выставка работ из природного материала «Осень- это миг для вдохновенья.» Родителям было предложено сходить с детьми на прогулку в ближайший лес или парк, где они должны были собрать природный материал для своей будущей поделки. А теперь представьте, сколько восторга, гордости и счастья было у детей, когда они приносили свои творческие работы в группу на выставку, с каким упоением они рассказывали о походе в лес или парк, как вместе с мамой или папой придумали и сделали «красоту».

Вместе со всеми детьми в группе мы рассматривали, из чего же сделаны поделки, обсуждали, где и как растёт данный фрукт, овощ, ягоды и т.д.  

А, главное, мы сделали вывод, что бездумно губить природу нельзя.

   Переходим к следующему времени года- зиме. Ежегодно с детьми любой возрастной группы мы участвуем в акции «Покормите птиц». В этом году у меня вторая младшая группа. Вместе с родителями мы сделали несколько новых кормушек, которые разместили на нашем прогулочном участке. Вместе с ребятами мы насыпали птицам корм. Ежедневно вели наблюдение за тем, что за птицы прилетают к кормушкам, как ведут себя, какой корм им больше нравится, научились узнавать сороку, ворону, синицу и воробья. Знаем что это зимующие птицы. У на набралось много фотографий и из них мы планируем сделать фото-книгу (родители обещали помочь). Однажды, наблюдая за птицами, один из моих воспитанников – Коля Тищенко спросил: «Екатерина Александровна, почему нет снегирей . Я жду, а они не летят.» Тогда я предложила сделать снегирей самим. Для начала мы посмотрели видеофрагмент из жизни этих птиц, я ответила на вопросы ребят и мы приступили к работе. Когда все работы были готовы, Коля сказал: « Как настоящие! Увижу на улице – сразу узнаю!».

  Теперь о весне. В прошлом году вместе с детьми подготовительной группы мы приняли участие в проекте «Волшебница природа». На окне в групповой комнате мы посадили семена бобовых растений: фасоль, чечевицу, нут и маша. Наблюдали за ростом и развитием семян почти 2 месяца. Изучали влияние на растение света, тепла, воздуха и влаги. Результаты зарисовывали, фотографировали и даже написали стихотворение о своём опыте. Итогом было создание альбома, который дети с удовольствием рассматривали сами, показывали родителям и гостям группы, грамотно комментируя все страницы. Этот проект был представлен на конкурсе «Бережём планету вместе», где занял почётное 2 место.

  Лето! Многие дети вместе с родителями уходят в отпуск. Но это совсем не значит, что можно расслабиться. Родителям и детям старшей группы было предложено задание на время летнего отдыха – сфотографировать объект или явление природы  Воронежского края, которые покажутся им  красивым  и рассказать о них. Дети приходили в детский сад, приносили фотографию  и с огромным удовольствием рассказывали, что на фото, где они это сфотогра-фировали и почему именно этот объект или явление природы. Многие фото я использовала для создания презентации к занятию о России.

  Кроме того труд в природе, сочинение сказок, рассказов, декламирование стихов, пение песен, участие в театрализованной деятельности по теме  – это тоже творчество.  Природа сама подталкивает детей к нему, а нам остаётся только вовремя дать ребёнку в руки кисть и краски, пластилин, цветную бумагу или природный материал, помочь этому маленькому исследователю и творцу перенести красоту окружающего мира в свою фантазию, в своё понимание прекрасного.  И когда ребёнок научится видеть красоту природы не только глазами, но и сердцем, тогда можно гордиться тем, что вы воспитали прекрасного человека, который сможет хоть немного изменить наш мир к лучшему. И больше никогда не сорвёт головку цветка, не сломает ветку дерева и бабочка будет порхать над землёй, радуя своей красотой.

                   

                  Статья по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.        

Природа- ребёнок- творчество».

                                                 Подготовила: воспитатель I КК

                                                 МБДОУ  «Детский сад  

                                                 общеразвивающего вида  №137                

                                                 Прокопенко Екатерина Александровна

                                  Воронеж 2018 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : воспитатель I КК МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №137 Прокопенко Екатерина Александровна Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой .

Слайд 2

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем» Гвездослав Павол

Слайд 3

Цель: развитие личности ребёнка в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Задачи : - формирование целостной картины мира, где каждый человек его частичка; -воспитание гуманного отношения к природе и людям; - формирование «экологического» мышления; - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); - воспитание пытливости, смекалки, инициативы, воображения и фантазии, которые найдут яркое выражение в творчестве детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой"

Данная статья предназначена для работы педагогов, психологов, а также родителей дошкольников...

«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...