«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».
статья на тему

Прокопенко Екатерина Александровна

Статья по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.       

Природа- ребёнок- творчество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda-rebyonok-tvorchestvo.docx18.55 КБ
Файл prezentatsiya_prokopenko_2.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

          Духовно-нравственное воспитание дошкольников

    через общение с природой. Природа-ребёнок-творчество.

Цель:  развитие личности ребёнка в гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Задачи:

- формирование целостной картины мира, где каждый человек его частичка;

-воспитание гуманного отношения к природе и людям;

- формирование «экологического»  мышления;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

- воспитание пытливости, смекалки, инициативы, воображения и фантазии, которые найдут яркое выражение в творчестве детей.

  Вам приходилось видеть детей, срывающих головки цветов, ломающих ветки деревьев, пинающих мухоморы в лесу или сжимающих в своих ладошках жучка или бабочку? Мне приходилось и не раз. Меня такое поведение детей шокирует и огорчает. Но ещё в больший шок приводит реакция родителей на подобные действия своих детей: «Что ж тут ужасного, вон сколько вокруг цветов», «Подумаешь всего одна веточка», «Мухоморы! Это же поганки ядовитые. Кому они нужны?», «Леночка, отпусти ты этого противного жука!», «Посади бабочку на травку, она отдохнёт и улетит». А как же доброта, сострадание, забота о живых существах, как же чувство прекрасного?  Именно поэтому, я уделяю особое внимание приобщению своих воспитанников к миру природы и стараюсь максимально привлечь к этому родителей. Дошкольное детство самая благодатная пора для того, чтобы взрастить в сердцах наших малышей доброты, любви и понимания к окружающему миру природы и людям вокруг. Показать ребёнку всё разнообразие и всю красоту природы, научить его видеть, слышать, а главное правильно действовать с объектами окружающего мира моя главная задача.

  Что же я для этого делаю, спросите вы. Расскажу о самом, на мой взгляд, интересном. Начнём с начала учебного года – осени. Тематические прогулки, наблюдения, сбор природного материала, художественная литература по теме, экскурсия в осенний лес с детьми подготовительной группы  и так далее. Да-да, я знаю, что и вы делаете всё это. Но как говорил Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают истоки творческой мысли». И здесь я с ним полностью согласна.  Всё, что ребёнок увидел, услышал, почувствовал просто необходимо воплотить в каком-то творческом проекте. Например, с детьми и родителями  средней группы  это была выставка работ из природного материала «Осень- это миг для вдохновенья.» Родителям было предложено сходить с детьми на прогулку в ближайший лес или парк, где они должны были собрать природный материал для своей будущей поделки. А теперь представьте, сколько восторга, гордости и счастья было у детей, когда они приносили свои творческие работы в группу на выставку, с каким упоением они рассказывали о походе в лес или парк, как вместе с мамой или папой придумали и сделали «красоту».

Вместе со всеми детьми в группе мы рассматривали, из чего же сделаны поделки, обсуждали, где и как растёт данный фрукт, овощ, ягоды и т.д.  

А, главное, мы сделали вывод, что бездумно губить природу нельзя.

   Переходим к следующему времени года- зиме. Ежегодно с детьми любой возрастной группы мы участвуем в акции «Покормите птиц». В этом году у меня вторая младшая группа. Вместе с родителями мы сделали несколько новых кормушек, которые разместили на нашем прогулочном участке. Вместе с ребятами мы насыпали птицам корм. Ежедневно вели наблюдение за тем, что за птицы прилетают к кормушкам, как ведут себя, какой корм им больше нравится, научились узнавать сороку, ворону, синицу и воробья. Знаем что это зимующие птицы. У на набралось много фотографий и из них мы планируем сделать фото-книгу (родители обещали помочь). Однажды, наблюдая за птицами, один из моих воспитанников – Коля Тищенко спросил: «Екатерина Александровна, почему нет снегирей . Я жду, а они не летят.» Тогда я предложила сделать снегирей самим. Для начала мы посмотрели видеофрагмент из жизни этих птиц, я ответила на вопросы ребят и мы приступили к работе. Когда все работы были готовы, Коля сказал: « Как настоящие! Увижу на улице – сразу узнаю!».

  Теперь о весне. В прошлом году вместе с детьми подготовительной группы мы приняли участие в проекте «Волшебница природа». На окне в групповой комнате мы посадили семена бобовых растений: фасоль, чечевицу, нут и маша. Наблюдали за ростом и развитием семян почти 2 месяца. Изучали влияние на растение света, тепла, воздуха и влаги. Результаты зарисовывали, фотографировали и даже написали стихотворение о своём опыте. Итогом было создание альбома, который дети с удовольствием рассматривали сами, показывали родителям и гостям группы, грамотно комментируя все страницы. Этот проект был представлен на конкурсе «Бережём планету вместе», где занял почётное 2 место.

  Лето! Многие дети вместе с родителями уходят в отпуск. Но это совсем не значит, что можно расслабиться. Родителям и детям старшей группы было предложено задание на время летнего отдыха – сфотографировать объект или явление природы  Воронежского края, которые покажутся им  красивым  и рассказать о них. Дети приходили в детский сад, приносили фотографию  и с огромным удовольствием рассказывали, что на фото, где они это сфотогра-фировали и почему именно этот объект или явление природы. Многие фото я использовала для создания презентации к занятию о России.

  Кроме того труд в природе, сочинение сказок, рассказов, декламирование стихов, пение песен, участие в театрализованной деятельности по теме  – это тоже творчество.  Природа сама подталкивает детей к нему, а нам остаётся только вовремя дать ребёнку в руки кисть и краски, пластилин, цветную бумагу или природный материал, помочь этому маленькому исследователю и творцу перенести красоту окружающего мира в свою фантазию, в своё понимание прекрасного.  И когда ребёнок научится видеть красоту природы не только глазами, но и сердцем, тогда можно гордиться тем, что вы воспитали прекрасного человека, который сможет хоть немного изменить наш мир к лучшему. И больше никогда не сорвёт головку цветка, не сломает ветку дерева и бабочка будет порхать над землёй, радуя своей красотой.

                   

                  Статья по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.        

Природа- ребёнок- творчество».

                                                 Подготовила: воспитатель I КК

                                                 МБДОУ  «Детский сад  

                                                 общеразвивающего вида  №137                

                                                 Прокопенко Екатерина Александровна

                                  Воронеж 2018 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : воспитатель I КК МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №137 Прокопенко Екатерина Александровна Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой .

Слайд 2

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем» Гвездослав Павол

Слайд 3

Цель: развитие личности ребёнка в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Задачи : - формирование целостной картины мира, где каждый человек его частичка; -воспитание гуманного отношения к природе и людям; - формирование «экологического» мышления; - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); - воспитание пытливости, смекалки, инициативы, воображения и фантазии, которые найдут яркое выражение в творчестве детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой"

Данная статья предназначена для работы педагогов, психологов, а также родителей дошкольников...

«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...