Опыт работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
опыты и эксперименты на тему

Карпова Виктория Георгиевна

Методики применыемые для формирования законопослушного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty2_.docx204.16 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального
образования «Город Майкоп»
Республики Адыгея

Комитет по образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26»

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская , 206,
тел. 52-50-98  

ИНН:0105072436, ОГРН 1140105001607

Адыгэ Республикэмкlэ муниципальнэ
образованиеу «Къалэу Мыекъуапэ»
и Администрацие

Гъэсэныгъэмк1э икомитет

Сабыйхэм гъэсэныгъэ защарагъэгъотырэ муниципальнэ учреждениеу «Макэхэр тэрэзэу къаIонхэм дэлэжьэрэ кIэлэцIыкIу IыгъыпIэу № 26-р»  

385000, къ. Мыекъуапэ, урамэу Первомайкэм, 206,
тел. 52 – 50 - 98  

 ИНН:0105072436, ОГРН 1140105001607

Опыт работы

по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Антикоррупционное и законопослушное  воспитание в нашем учреждении очень важная и актуальная часть становления адекватного сознания будущего гражданина. Оно осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ДОУ работа ведется по всем пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Каждая из них решает ряд задач,  и направлена на усвоение норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Цель: Развить волевые качества, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру, воспитать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к семье, родному дому, краю, городу, Родине. 

Задачи:

- научить ребенка следовать правилам, установленным в социокультурной среде;

- привить детям нравственные ориентиры - совестливость, справедливость, ответственность на примере произведений народного фольклора,  русских и советских писателей;

-  воспитать у  ребенка чувство ответственности за свои поступки.

Условия для достижения цели:  заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения.

Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения-

воспитанников в нашем ДОУ включает следующие составляющие:

1. Уточнение представлений детей о таких положительных понятиях, как честность, правдивость, справедливость, ответственность, долг, правила и противоположных им негативных понятий – ложь, коррупция, проступок, преступление.

2. Расширение первоначальных детских представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.

3. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.

При формировании законопослушного поведения мы используем такие  формы и методы работы как:

- моделирование оптимальной социально-поведенческой воспитывающей среды через сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки;

- видеомоделирование;

- метод социальных историй;      

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- жетонная система поощрения.

 Все эти формы работы способствуют:

• формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

• формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

• формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как честность, порядочность, правдивость, правила, и противоположных им понятиях ложь, коррупция, преступление;

• формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.  

К моделированию оптимальной социально-поведенческой воспитывающей среды относятся:

Сюжетно-ролевые игры:

 - «Магазин» Программное содержание: Воспитывать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма. Формировать положительные взаимоотношения.

- «Поликлиника» Программное содержание: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательно е отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

- «Полиция» Программное содержание: формировать представления воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка.

Театрализованные постановки:

«Гуси – лебеди»

Программное содержание: Формировать такие нравственные качества, как сочувствие и готовность прийти на помощь; продолжать формировать умение адекватно оценивать поступки главных героев.

«Не надо врать»

Программное содержание: Развивать способность анализировать действия, поступки людей. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.    

Метод видеомоделирования

       Еще одним методом формирования и развития навыков у детей , является видеомоделирование . Видеомоделирование – это метод формирования навыков, предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования, создающий визуальную модель целевого (формируемого) поведения или навыка. Это простой и эффективный способ  который является интересным и увлекательным для самих детей.

На примере какой либо записи (утренник), или фильма можно показать ребенку как нужно или наоборот не стоит себя вести. Это позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны. Для демонстрации видеоматериалов мы используем проектор и интерактивный детский стол «Уникум».

Метод социальных историй

         Социальные истории – это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать, и как следует себя вести.

Социальные истории применяются нами  для обучения детей поведению в различных жизненных ситуациях:

-  самообслуживание и личная гигиена;

- коммуникация и социальное взаимодействие;

- поведение в общественных местах;

-  управление собственным поведением и регуляция эмоций;

-  понимание эмоций и причин поведения других людей и многое другое.

Как придумать социальную историю?

Для начала важно помнить, что социальные истории должны учитывать особенности поведения и развития каждого ребенка. Поэтому чаще всего социальные истории придумываются для каждого ребенка специально.

Выбор темы. Выберите ситуацию или действие, которое вызывает у ребенка трудности. Темой социальной истории может быть любая поведенческая проблема у ребенка или социальная ситуация ( неумение или нежелание убирать в комнате,  неумение вести себя в магазине, на детском празднике,  в общественном транспорте и т.д.). Социальная история может описывать только одну ситуацию.

Выбор названия. Название социальной истории должно быть кратким и отражать ее основное содержание. Оно может быть сформулировано как в форме вопроса, так и в форме утверждения (например: «В кинотеатре», «Покупки в магазине», «Как пользоваться общественным транспортом?»).

Если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы. Для ребенка   важно знать, как долго продлится то или иное действие, сколько людей будут в нем участвовать и т.д.

Персонаж. Социальные истории чаще всего придумываются от первого лица. Таким образом, история становится более персонализированной, в ней учитываются особенности каждого ребенка. Это делает историю более понятной  и отображает его точку зрения.

Социальная история впоследствии может стать для ребенка  хорошей подсказкой для регулирования собственного поведения. В некоторых случаях  целесообразно сделать персонажем социальной истории другого, выдуманного ребенка. Это касается историй, в которых описываются ситуации, когда их персонаж демонстрирует нежелательное поведение. Описание другого ребенка в качестве персонажа социальной истории может помочь избежать раздражения и негативной реакции ребенка.

При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка. Для этого история должна начинаться с краткой характеристики героя, в которой будут описаны черты, схожие с характером и увлечениями самого ребенка.

Например, начало социальной истории может звучать так: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история с таким героем: «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты  любит ездить на автобусе и иногда кричит в нем».

Метод социальных историй зарекомендовал себя, он позволяет детям посмотреть на ситуацию со стороны и оценить поступки героев

Чтение художественной литературы, относящееся к образовательной области: речевое развитие. Является важной и неотъемлемой частью формирования правильного поведения. Чтению художественной литературы в нашей группе отводится отдельное время, мы с ребятами читаем, проигрываем произведения детских писателей, рассуждаем с детьми о поступках главных героев.

Чтение художественной литературы направлено на усвоение норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

1. Э. Успенский. Приключения крокодила Гены и Чебурашки.

Программное содержание: довести до понятия детей, что всегда добро побеждает зло.

2. И.А. Крылов. «Чиж и голубь»,

Программное содержание:   воспитывать сочувствие, помочь пострадавшему.

3. В. Осеева. «Синие листья»,

Программное содержание:  воспитывать у детей положительные качества характера, привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми, преодолевать такое качество личности как жадность.

 Беседы на тему:

«Правила поведения в общественных местах»

Программное содержание:  продолжать осваивать нормы поведения.

«Что такое справедливость?»

Программное содержание:  довести до детей содержание понятия «справедливость», научить высказывать свое мнение о выполнении правил поведения.

«Благородные поступки»

Программное содержание:  Воспитывать у детей желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Жетонная система поощрения

        Для формирования законопослушного поведения  в своей группе мы применяем такой прием как жетонная система поощрения.

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает законов РФ и не знает, как им следовать. Для начала формирования у детей законопослушного поведения мы вводим правила, которые ребенок понимает и может выполнять во время еды, на прогулке, и  во время образовательной деятельности и в других режимных моментах.

  Например: сначала за соблюдение правил поведения на прогулке, ребенок (несколько детей) получает жетон, который в  конце прогулки  он может обменять на яркую наклейку или пятерку и впоследствии   с гордостью продемонстрировать своим родителям ,сверстникам и другим педагогам ДОУ, получив за это похвалу и внимание.  В дальнейшем система поощрения усложняется, и дети должны собирать жетоны в течение недели ,которые могут обменять на что то интересующее его (мультфильм, тематическое развлечение, праздник и т.д.)

Таким образом дети учатся не только следовать правилам, но и более охотно выполнять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план мероприятий, способствующих развитию правового сознания детей старшего возраста (5 – 6 лет), формированию законопослушного поведения воспитанников. .

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ...

Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"

Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....

Опыт работы: «Формирование безопасного поведения у дошкольников»

Опыт работы: «Формирование безопасного поведения у дошкольников»...

Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для это...

ПЛАН мероприятий по формированию законопослушного поведения, воспитанию патриотизма, межнациональной дружбы, неприятия идеологии экстремизма с воспитанниками ДОО на 2019-2020 уч.г.

Перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности,...

Опыт работы: "Формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии"

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторо...

Городской конкурс лучших практик по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения в образовательных организациях города Радужный

Представлена «Система работы по формированию законопослушного поведения воспитанников».Это направление в настоящее время наиболее перспективно, так как связано с восстановлением традиций, ...