Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО   Зотова Лира Геннадьевна

Должность воспитатель  

Место работы: муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение –

Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко»

164523 Архангельская область,

город Северодвинск, проспект Морской, дом 62а                                                                                                

8(8184)   телефон: 2-38-10

факс:  8(8184) 2-38-10    e-mail    zav.morozko03@yandex.ru

Формирование социального поведения у старших дошкольников

 в процессе коррекционно-педагогической работы

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.

Формирование социального поведения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим социальным миром. Педагоги-психологи отмечают ряд специфических особенностей развития социального поведения дошкольников с недоразвитием речи, проявляющихся в несвоевременности и фрагментарности развития, что необходимо учитывать в коррекционно-педагогической работе с этими детьми.

Ребенку с недоразвитием речи нужна постоянная помощь для формирования способности регулирования своего поведения, и чем раньше она будет оказана, тем благоприятнее прогнозы его будущего социального и речевого развития. Необходимость решения проблемы социального развития детей с общим недоразвитием речи обусловила в последние годы повышенное внимание к ней, что нашло отражение в разработке соответствующих направлений изучения, в появлении серьезных научных работ О.Е. Грибова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, В.В. Юртайкина и др.

Вместе с тем, анализ научной литературы показал, что проблема развития социального поведения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, хотя косвенно и затрагивалась в научных исследованиях разных авторов (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьева, О.А. Слинько, Е.Г. Федосеева и др.), но не подвергалась всестороннему и целостному специальному изучению. В этой связи, появилась необходимость в направленном изучении особенностей социального поведения детей с общим недоразвитием речи с целью обеспечения оптимальных условий для более результативной коррекционно-педагогической работы с ними в условиях дошкольной логопедической группы.

К ведущим феноменам социализации специалисты относят  усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Таким образом, понятие «социального поведения» интегрируется с понятием «нравственного поведения», для формирования которого, как отмечает Р. Калинина, необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а, во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам.

В работах Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина доказывается, что процесс социализации и соответственно процесс формирования социального поведения осуществляется посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт, который представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

1. Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.

2. Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3. Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с  приятелями  общается не так,  как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

4. Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Таким образом, можно утверждать, что понятие «социальное поведение» является комплексным и интегрируется с понятием нравственного поведения. Формирование социального поведения  осуществляется в результате социализации, в ходе которой человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Наибольший интерес для нас представили взгляды  педагогов и психологов, которые  рассматривают эффективность тех или иных институтов и методов социализации.

Мы предполагаем, что если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с недоразвитием речи, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширим их коммуникативный и социальный опыт.

Анализ информационного пространства, современных исследований показали, что для выявления уровней сформированности социального поведения дошкольников с ОНР необходима комплексная диагностика, которая предполагает обследование четырех компонентов социального поведения:

- особенность принятия и осознания детьми нравственных норм;

- культура поведения;

- коммуникативные способности;

- особенность межличностных отношений детей в группе.

С целью изучения этих компонентов социального поведения было обследовано 15 детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности МДОУ ЦРР – «Детский сад № 3 «Морозко» г. Северодвинска. Форма обследования – индивидуальная.

Согласно указанным направлениям мы использовали следующие методы исследования: наблюдение и эксперимент (методика «Неоконченные истории», социометрический эксперимент «Секрет»). Опишем их более подробно.

Методика «Неоконченные ситуации»

(А.М. Шетинина, Л.В.Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.

Проведение исследования.  Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».                    

Обработка результатов: в процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка

(А.М.Щетинина).

Обработка результатов: максимальное число баллов - 33. Если ребенок получает 20-3З балла, то это показатель высокого уровня культуры поведения ребенка; если 11-19 баллов - среднего, а 0-10 баллов указывает на низкий уровень овладения ребенком навыками культурного поведения.

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей

у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.                                  

Социометрический эксперимент «Секрет»

(Т.А. Репина)

       Цель: выявление существенных характеристик детских отношений в группе, определение социометрического статуса каждого ребенка.

Обработка результатов: определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;

б) уровень благополучия взаимоотношений;

в) коэффициент взаимности;

г) коэффициент удовлетворенности;

д) индекс изолированности;

е) половая дифференциация взаимоотношений.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения методики «Неоконченные истории», свидетельствуют о том, что  66,7% детей имеют низкий уровень принятия и осознания нравственной нормы. Они придумывали окончание ситуаций, в которых герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме. Например, придумывая продолжение ситуации  №5, большинство детей отвечали, что мальчик Петя  после того, как у него выхватили игрушку, отберет её у сверстника, а если тот не захочет отдавать, то применит физическую силу (стукнет, толкнет и т.д.). 20% детей домысливали поступок, соответствующий общепринятой норме, но не могли в большинстве случаев аргументировать его. И лишь 13,3% детей придумывали поступок героя, адекватный социально принятой норме, а также объясняли это поступок с позиций нормы (высокий уровень).

Итог: высокий уровень - 13,3%; средний – 20%; низкий – 66,7%.

Наблюдая за культурой поведения детей с использованием специальной программы, мы получили следующие результаты:  высокий уровень – 26,7%      средний – 46,6%;    низкий – 26,7%.

Согласно полученным результатам можно сделать следующие выводы:

- у большинства детей группы недостаточно развиты культурные навыки поведения;

- многие испытывают затруднения в моменты приветствия и прощания, редко обращаются к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, забывают поблагодарить, не всегда оказывают помощь по собственной инициативе (только по просьбе взрослого;

- наибольшие трудности у детей возникают в тех случаях, когда они вступают в диалог: перебивают, не умеют слушать другого, в тех случаях, когда не могут убедить собеседника в чем-либо, то, как правило, переходят к аффективно-экспрессивным средствам (кричат, ругаются, возмущаются, дерутся и т.п.).

Наблюдение за особенностями коммуникативного поведения дошкольников показало, что у 53,3% детей коммуникативные способности развиты на среднем уровне, а у 46,7% - на низком.

        Качественный анализ результатов наблюдения позволяет выявить круг наиболее существенных проблем в коммуникативном развитии детей группы. Так, у большинства детей недостаточно развито такое личностное качество как эмпатийность, проявляющееся в сочувствии, сопереживании сверстнику, понимании его потребностей и желаний. Кроме того, не всегда дети доброжелательны по отношению друг к другу. Наряду с ярко выраженной инициативностью в общении у преобладающей части детей проявляется явный недостаток в организационных, перцептивных и оперативных навыках и умениях. Детям сложно организовать сверстников в различных видах деятельности, плохо владеют вербальными средствами общения, не умеют продолжительное время поддерживать контакт.

Исследование особенностей межличностных отношений детей в группе с помощью социометрического эксперимента «Секрет», показало, что уровень благополучия взаимоотношениями низкий. В группе преобладают дети с неблагоприятным статусом (60%). Это свидетельствует об имеющихся трудностях у детей в отношениях со сверстниками, которые можно объяснить особенностями психического развития, недостаточным развитием игровых навыков и коммуникативных умений. Однако коэффициент взаимности высокий (35,5%), что является показателем сплоченности, привязанности детей друг к другу. Высокий уровень имеет и коэффициент удовлетворенности (60%). Примечательно, что ни один ребенок в группе не остался без «положительного» выбора. Однако следует отметить, что некоторые дети получили несколько отрицательных выборов.

Мотивировки детей отличаются разнообразием. Их анализ   показывает, что   свой   выбор   дети   чаще   объясняли   дружескими отношениями («он мой друг», «мы с ней дружим»), интересом к совместной деятельности («мы играем вместе»), выделяли в сверстниках нравственные качества («он добрый», «помогает, делится игрушками»). Реже, выбирая того или иного сверстника, дети давали ему общую эмоциональную положительную оценку («она хорошая девочка»), выделяли внешние качества («красивая девочка), качества, обеспечивающие успешность деятельности («хорошо рисует»). В основе же отрицательных выборов лежат мотивы, содержание которых заключается в выделении тех или иных отрицательных качеств детей («он дерется», «она стукается», «обзывается и т.д.).

Анализ половой дифференциации выборов показал, что мальчики в большинстве случае отдают предпочтение мальчикам, а девочки - девочек Предпочтение сверстников своего пола можно объяснить возрастными особенностями общения детей.

Таким образом, обобщая полученные в ходе диагностики результаты исследования особенностей социального поведения дошкольников, можно сделать вывод, что большинство детей в недостаточной степени принимают и осознают нравственные нормы поведения (у 66,7%  низкий уровень), у многих дошкольников недостаточно развиты навыки культурного поведения. Наибольшие трудности дети испытывают, когда вступают в диалог, поскольку, как показало наблюдение за проявлениями коммуникативных способностей, у детей плохо развиты такие личностные качества как эмпатийность и доброжелательность, перцептивные и оперативные умения. В результате чего, в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом (60%). Это свидетельствует об имеющихся трудностях у детей в отношениях со сверстниками.    

                                                                                       

Организация работы по формированию социального поведения

дошкольников с недоразвитием речи

Учитывая результаты диагностики, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников мы наметили следующие направления работы:

I – создание благоприятной социально-педагогической среды

       II – работа с детьми

       III – работа с родителями

Поставили цель: повысить уровень сформированности социального поведения у старших дошкольников посредством коррекционной работы.

Для ее достижения определили следующие задачи:

  1. обучить детей умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств;
  2. развить игровые умения и коммуникативные навыки детей;
  3. развить связную, диалогическую речь, речевое творчество;
  4. повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;
  5. повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми.

Создание благоприятной социально-педагогической среды является одним из необходимых условий при формировании социального поведения дошкольников с ОНР. Такие дети особенно нуждаются в развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение,  условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития).

Достаточно сформированный внутренний мир в  виде  знаний и сведений об окружающем, развитие речи способствуют контактам со сверстниками, поэтому для начала мы оформили картотеку коррекционно-развивающих игр, включающую игры на формирование умения общения воспитанников. Игры распределили по развивающим центрам: грамотности (математический, логопедический, книжный уголки); науки (уголок экспериментальной деятельности, живой уголок); искусства (уголок изобразительной деятельности, театрализованный, музыкальный).

Выстраивая развивающую среду, мы всегда помним, «…какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью. Его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева).

Созданная развивающая среда помогает нам в комплексе решать коррекционно-педагогические задачи, в том числе, по формированию социального поведения детей группы.

Работа с детьми. В беседах на познавательные темы, в опытнической деятельности, на занятиях, при организации наблюдений у детей вырабатываются образцы познавательных контактов (делятся впечатлениями, учатся задавать вопросы). Поэтому коррекционную работу по формированию социально-адаптивного поведения мы включаем во все виды деятельности с детьми.

Наши занятия ориентированы на повышение социальной зрелости детей, психологическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. При планировании коррекционно-педагогической деятельности с детьми мы опираемся на систему общедидактических и специфических принципов О.А. Карабановой.

Коррекционно–педагогическая работа с детьми группы заключается не только в формировании знаний, умений и навыков, но и в формировании умений налаживать контакт со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, повышать социальную и речевую активность. Такая форма работы, как  индивидуальная и совместная, также предполагает использование развивающих игр на формирование социального поведения дошкольников.

В работе с детьми мы используем коллективные игры: игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения  самооценки; для  другого - средством  оказания  тонизирующего эффекта,  для третьего – школой   развития   нравственных  чувств, гуманных отношений со сверстниками. Предлагаем некоторые игры, упражнения и приемы, направленные на формирование умения общаться и культуру поведения детей:

- «Подарки друг другу» (учить вниманию к сверстникам и близким, умению использовать слова благодарности);

- «Рисуем эмоции пальцами» (побуждать к проявлению сочувствия);

- «Букет для любимой мамы», «Доктор Айболит»  (воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям);

- «Коршун и наседка», «Мой любимый цветок», «Бабочки и цветочки», «Заяц и морковь»  (учить соблюдать правила в игре, не обижаться при  проигрыше);

- «Ласковое имя», «Через стекло», «Скульптуры» (умение общаться при помощи неречевых средств – мимики, пантомимики, жестов);

- «Как можно нас называть по-разному», «Цветок-имя», «Комплимент», «Море волнуется» (установление контакта с помощью речевых и неречевых средств – обращение по имени, контакт глаз, комплимент);

- «Дружная семья» (различные формы прощания);

- «Отправь письмо другу», «Что можно сделать друг для друга?» (чувствовать эмоциональное состояние другого человека);

- «Снежный ком» (создание психологического микроклимата);

- «Где зло прячется» (сюжетные картинки).

Игровые упражнения

- «Подари движение другу» (развитие умения общаться без слов);

- «Моя мама» (гуманное отношение к родным  людям);

- «Чтобы ты пожелал товарищу в день его рождения»;

- «Помоги другу» (проявление эмпатии);

- «Испорченный телефон» (развитие умения слушать друг друга);

Прием ТРИЗ

- «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;

- «Цепочка слов»: «Вежливость – это…», «Радость – это…», «Печаль – это»;

- «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации.

Проигрывание проблемных ситуаций

Ситуации, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее. Например: «Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: «Не хочу!» Мама обиделась».

- Почему мама обиделась на сына? Как должен был поступить Сережа?

Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики, интонации голоса.

Беседы

- «Чем я могу порадовать бабушку и дедушку», «Как я помогаю маме», «Что я люблю, что я не люблю», «Я обижаюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...»

- по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам; «Волшебное слово» В. Осеевой, «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен и др.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Продуктивный вид деятельности – рисование

- темы:  «Я в детском саду», «Моя семья», «Подарок имениннику», «Мое настроение»;

- рисунок ситуации радости, грусти.

- пиктограмма (схематичное выражение лица с разным настроением).

Использование художественного слова

Чтение и обсуждение книг, стихотворений, дразнилок, пословиц, сказок.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Рассматривание иллюстраций

к сказкам, рассказам: распознавание действий, настроения, чувств изображенных героев литературных произведений

Вспомогательный прием – слушание музыки.

Детские песни «Если добрый ты», «Настоящий друг», музыка из мультфильмов.

В играх и упражнениях развивается и активизируется сотрудничество, целенаправленно формируются навыки самообслуживания, развивается понимание  и  речевая  активность, подражательность   действиям   и  на этой основе – речь. Мы используем не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам, формирования четкости поведения и способности переноса приобретенных знаний в реальные жизненные ситуации.  В коррекционных целях используем и повседневные ситуации общения детей со взрослыми и друг с другом (самостоятельные игры, прогулки, процессы умывания, еды).

Игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры являются одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка. С удовольствием ребята показывают театрализованные представления для малышей, принимают активное участие в постановках на праздниках, на дне рождения детского сада.

Социальное поведение дошкольников формируется также в межличностном общении друг с другом и взрослыми. Этому способствует:

- развитие  речи, которое  у  большинства  детей   к  концу  обучения   в

группе достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию;

- достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем, которым стремиться поделиться ребенок.

Таким образом, своевременная и в комплексе проводимая коррекционная работа помогает в развитии необходимых компонентов социального поведения дошкольников.                                                                                                      

Работа с родителями

Всю работу по развитию у дошкольника нравственного социального поведения мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам нравственного воспитания в семье.

Для оказания индивидуальной адресной помощи семье, а через нее - детям необходима качественная, прежде всего, социально-психологическая диагностика семьи и моделей семейного воспитания.

Сравнительный анализ социально-демографических и экономических характеристик семей показывает, что одним из основных факторов в воспитании детей в семье  выступает образовательный уровень родителей и их профессиональный статус.  Достаточно высокий образовательный и профессиональный статус часто обуславливает получение материального дохода, необходимого для нормального функционирования семьи, а значит, осуществления ею эффективных социализирующих практик в отношении ребенка. Составляя качественную характеристику семей нашей группы, мы выявили, что высшее образование имеют 26% родителей, среднее специальное – 60% и среднее – 14,2%.

Анализ социально-демографических характеристик полных и неполных семей позволяет констатировать, что полные семейные системы более благополучны и жизнеспособны. Именно полная семья чаще всего в состоянии   создать  для  развития  и социализации   ребенка   оптимальные условия. Воспитываются в неполных семьях  20% детей нашей группы.

Мы видим, что общая характеристика семей в плане образовательного уровня родителей и состава семьи удовлетворительная.  

Но в анкетах и в личных беседах родители отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Поэтому педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют.

С целью педагогического просвещения родителей, установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании мы используем следующие формы работы:

  1. общие и групповые родительские собрания;
  2. индивидуальные и заочные консультации;
  3. знакомство родителей с результатами диагностических обследований;
  4. посещения семей своих воспитанников;
  5. дни открытых дверей;
  6. папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений;
  7. выпуск мини-газеты «Морозко»;
  8. обобщение опыта семейного воспитания.

Несомненно, что ведущими факторами в формировании нравственности ребенка являются атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения   членов   семьи   друг с другом и с окружающими

людьми,  семейные  традиции,  педагогическая  образованность,  культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

      Диагностика взаимоотношений родителей с детьми показала, что лишь у 14% родителей царит полное взаимопонимание с ребенком, 44% родителей слишком авторитарны. Между ними и детьми часто возникает раздражение, 42% имеют непоследовательный характер общения. Отсюда мы наметили перспективу работы: оказание социально-педагогической помощи детям группы и повышение качества профилактической работы с семьями.

         Для решения этих задач, кроме перечисленных выше форм работы, один раз в месяц мы проводили в группе, совместно с узкими специалистами, «Семейный час»: познавательно-речевой; продуктивно-творческий; двигательный; музыкально-игровой; игровой; коммуникативный.

В неформальной обстановке родители знакомятся с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы у детей с недоразвитием речи; обучаются адекватным способам взаимодействия с детьми в определенных ситуациях; получают помощь в создании условий, стимулирующих развитие положительных сторон личности ребенка.  

   Итак, формирование социального поведения ребенка дошкольного возраста с речевыми расстройствами невозможно без участия родителей.

Таким образом, благоприятная социально-педагогическая среда, проводимая в системе работа с детьми, а также неформальное взаимодействие с родителями  позволяют повысить культуру поведения детей, социальную зрелость, снизить их агрессивность, научить способам эффективного межличностного взаимодействия  в группе и в семье.

С целью выявления эффективности проделанной работы по формированию социального поведения дошкольников  использовали методы начального исследования. Результаты диагностики представлены диаграммами по направлениям:

Изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм

Начало года

Конец года

Изучение культуры поведения

Начало года

Конец года

Изучение коммуникативных способностей

Начало года

Конец года

Изучение особенностей межличностных отношений детей в группе.

УБВ – уровень благополучия взаимоотношений

КВ – коэффициент взаимности

КУ – коэффициент удовлетворенности

ИИ – индекс изолированности

Таким образом, повторное исследование показало, что благодаря проделанной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование социального поведения, у детей качественно улучшились показатели по всем исследуемым параметрам.                                                

Повысился уровень принятия и осознания нравственных норм. Дети чаще придумывали поступки героев, адекватные социально принятой этической норме. Выявлены улучшения и в формировании навыков культурного поведения. Как показали наблюдения, дети чаще стали использовать в речи вежливые слова, стали способны выслушать сверстника, не перебивая, оказать ему необходимую помощь. Положительная динамика отмечена и в развитии коммуникативных способностей. Дети стали приветливее, внимательнее относиться друг к другу, замечая настроение, эмоциональное состояние товарища. И хотя, по-прежнему, в повседневном общении между детьми возникают конфликтные ситуации, но при помощи педагога они стараются разрешать их конструктивными способами. В результате чего уровень благополучия взаимоотношений в группе повысился, увеличилось количество детей, имеющих благоприятный статус.

Вывод: комплексная коррекционно-педагогическая работа, проводимая в системе, является эффективным средством в формировании социально-адаптивного поведения у старших дошкольников с ОНР; благодаря проделанной работе у детей повысилась общая социальная зрелость, повысилась культура поведения, они научились способам эффективного взаимодействия  в группе и в семье. Эти результаты подтверждают качественную оценку проведённой работы.

Опыт работы показал, что своевременное, целенаправленное формирование социального поведения у старших дошкольников с недоразвитием речи повлияло на  предотвращение у них эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширился их коммуникативный и социальный опыт. У детей сформировались культурные навыки, социальные качества: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.  

Данный опыт работы может быть использован педагогами групп, имеющих детей с отклонениями в развитии: недоразвитие речи, задержка психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"

Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...

Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников.  Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...

Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.     Опыт рабо...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...