Роль художественного слова
статья на тему

Тимофеева Светлана Александровна

Роль художественного слова в эстетическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_hud.slova_.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль художественного слова в эстетическом воспитании дошкольников»

                                                                                Воспитатель:

Тимофеева

Светлана Александровна

И

 скусство - это средство духовно-личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно органически связано с общественно-историческим развитием и составляет особую художественную разновидности того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей. Искусство как художественное освоение мира - это своеобразно-специфическая модель человеческой деятельности. Искусству свойственны такие процессы, как познание и самопознание, оценка и самооценка, труд, общение, самосозидание.

Особое место среди основных видов искусства занимает литература (от лат. litera - буква). Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед.

Человек не может жить без цели в жизни; он думает о том, какими должны быть настоящие люди, какими должны быть отношения между людьми, какими качествами они должны обладать. Если короче: у нас всегда есть идеал в жизни, к осуществлению которого мы стремимся. Идеал - это наше представление о совершенном человеке, о совершенстве в жизни. В искусстве, и в особенности в литературе - благодаря всепроникающему слову, - представление об идеале выступает в живом воплощении в человеке, на примере его жизни, в чувствах, мыслях, поступках. Вот почему мы можем сказать, что литература дает нам не только всестороннее знание жизни, она еще учит нас, как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизни.

Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, наслаждения, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. Понятно, что в литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеала в жизни.

Литература наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. Его доступность обусловлена спецификой «материала», которым пользуется художник, - родным языком. Язык дает возможность литературе глубже и шире охватывать явления действительности, художественно познавать их. Для слова нет ограничений. В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.

Словесное искусство позволяет читателю понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир.

 Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, так как первоисточник художественного творчества - реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Но познание в искусстве не ограничивается одними сведениями и фактами. «Познавательное значение   изображения типического в литературе, - отмечает ГЛ. Абрамович, - неразрывно связано с его воспитательным значением. Показывая то, что есть в жизни, в свете своего понимания и оценки, писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, характерам, ситуациям». И далее добавляет:    «Истинное искусство нравственно именно  потому,  что вызывает в читателе... во всяком, кто его воспринимает, сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству».

Эстетическая функция искусства -основная, именно это обусловлено его природой. «Цель искусства, - отмечает Л.И. Тимофеев, специалист в области литературоведения, - состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность». Вызвать эстетическое чувство – значит, в особой форме познать действительность «под углом зрения той эстетической цели, которой руководствуется писатель». Эти задачи литература решает полностью: формирует эстетическое отношение к художественной культуре и действительности, активизирует собственное художественное творчество. Результат эстетического развития и образованности человека - эстетическая воспитанность. Понятие это предполагает прежде всего наличие идеала, представления о прекрасном в природе, обществе и самом человеке. С эстетическим идеалом неразрывно связан художественный вкус, способность чувствовать и оценивать совершенство и несовершенство в искусстве и жизни.

Русская классическая литература для детей всегда стремилась удовлетворить жажду познания ребенка, его интерес ко всем сторонам жизни. Пушкин, Жуковский, Ершов, Аксаков, Одоевский, Погорельский, Даль, Ушинский, Михайлов, Салтыков-Щедрин, Гаршин... Вот далеко не полный перечень тех писателей, по книгам которых дети приучались и приучаются «отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное» (Н.Г. Чернышевский). Однако здесь следует оговориться. Ни Пушкин, ни Ершов не создавали своих сказок специально для детей. Как пишет К.И. Чуковский, маленькие отвоевали эти произведения у больших и навсегда завладели ими как драгоценной добычей. «Тут только взрослые разглядели, что для детей это в самом деле хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту». Суть в том, что к тому времени в России произошли огромные социальные сдвиги. Русская педагогика стала служить разночинцу, которому не могла не прийтись по душе демократическая идея и простонародная форма ершовского эпоса, народные – и, по словам, и по дикции - сказки Пушкина. «Детское» и «народное» стали синонимами и в стихотворениях Некрасова, в книгах Ушинского, Льва Толстого. Подчеркнем: Ушинский всегда отмечал огромное влияние литературного произведения на развитие нравственных качеств, чувств ребенка, на воспитание уважения к труду, любви к природе, человеку. Той же позиции придерживался Лев Толстой, увлеченный педагогической деятельностью. В детях видел будущее страны и A.M. Горький. Его педагогическим идеалом было воспитание гармонически развитой личности, воспитание «человеческого человека». Горький особое внимание уделял вопросу детского чтения, детской литературы. В его представлении книга - это могучее средство воспитания.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы - вот в чем задача педагогов. Собственно, эту мысль неоднократно высказывала теоретик дошкольной педагогики Е. А. Флёрина. «Хорошая книжка, - отмечала она, - глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности». Флёрина предостерегала педагогов от случайного использования книги, считая такой подход «неуважением к художественной литературе, недооценкой ее воспитательного значения». Этой же позиции придерживался и выдающийся русский литературовед, библиограф Н.А. Рубакин. Он считал, что желание читать есть свойство духовной жизни человека. Пробуждение этой потребности, скрытой до момента востребования, ее укрепление в процессе конкретной деятельности - один из плодотворных путей расширения личностных возможностей человека, путь увеличения его творческого потенциала, а на этой основе и активизации всей последующей деятельности.

М.М. Конина, продолжая развивать идеи своего учителя Е.А. Флёриной, в работе «Художественная литература как средство нравственного воспитания» подчеркивает значимость художественной литературы как средства нравственного воспитания. По ее мнению, именно словесное искусство «раскрывает перед ребенком систему нравственных отношений... прививает ему нормы нравственного поведения... в виде ярких художественных образов».

Специфика литературы для детей - в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Как часть общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности (С.Ю. Бондарь, Е.Е. Зубарева). Чем меньше возраст предполагаемого читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок.

Особенность литературы для детей как части педагогической науки обусловлена возрастом читательской аудитории и воспитательно-образовательными задачами. Что под этим следует понимать? Писатель должен создавать произведения, отвечающие повышенной эмоциональности ребенка, остроте его восприятия окружающей действительности. Ведь художественный словесный образ, наглядно, конкретно и эмоционально отображающий явления действительности, ребенок воспринимает легче, нежели рассуждения и поучения. Обобщение в художественном образе, наибыстрейшая смена образов, подвижность ритма, театрализованность ближе его восприятию, чем логическое обобщение. Вот почему автор художественного произведения, адресованного детям, должен открывать мир как бы с позиции читателя, включать его в широкую орбиту общения на языке ребенка, на уровне его опыта. Проникновенное, «соучастливое» чтение произведения - это включение в процесс открытия, познания на заинтересованном, личностно значимом уровне. В этом плане интересен принцип, выдвинутый С.Л. Рубинштейном: не фиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться дальше, на следующую, высшую ступень. Именно на них - талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей - должен рассчитывать автор (С.Я. Маршак). Художник-автор, берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.

В.Г. Белинский утверждал: детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. Вот почему так важно совместное чтение. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к современному русскому литературному языку помогают найти - и взрослому, и ребенку - единый заряд спрессованного человеческого опыта. Отечественная и мировая практика художественного воспитания детей показала: такое воспитание не может быть просто исполнительством. Потребуется особая подготовка, которая приобщит воспитателя к педагогическому творчеству. Речь идет о широких знаниях об эстетической природе литературы, о критериях ценности произведений, о психологических закономерностях развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного слова в экологическом и нравственном воспитании детей.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. ...

Роль художественного слова в обогащении речи детей

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой..." В.А.Сухомлинский...

Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.

Конечно, хорошо, если воспитатель знает и любит литературу, но ему еще нужно уметь «заразить» этой любовью детей. Богатые возможности для формирования этого умения предоставляет практика. Д\В №5, 2006...

Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...

Консультация на тему «Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Усвоение математического материала, реализация творческих возможностей в познании окружающего мира  в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даютс...

О роли художественного слова в нравственном воспитании ребенка

Рекомендации воспитателям и родителям о нравственном воспитании ребенка....