Проект по патриотическому воспитанию: "Я - Россия"
проект (подготовительная группа) по теме

Черникова Любовь Петровна

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  
Проект по патриотическому воспитанию «Я - Россия» (подготовительная группа)

 

Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России

Задачи проекта:

- Закрепить знания о государственной символике РФ.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

- Воспитывать интерес к истории своей Родины.

- Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.

- Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках.

- Расширять знания о малой родине.

- Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

- Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.

- Расширять предметно-развивающую среду.

- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

- Воспитывать активную жизненную позицию.

- Расширять словарный запас.

Участники проекта

- дети подготовительной группы

- воспитатель

- родители

Вид проекта

- групповой

- информационный - практико - ориентированный

- долгосрочный

Срок реализации

- 6 месяцев

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»

Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта);

Постановка целей и задач. Планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта).

Описание продукта

Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о Россоши», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой город», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

Коллекции: монет, полезных ископаемых, романовская игрушка, русская матрёшка.

Макеты: «Русская изба».

Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Романовская игрушка».

Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой  город», «Моя семья», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».

Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».

Презентация проекта «Я часть России»

Ожидаемый результат.

Для детей:

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.

Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

У детей более глубокие знания о России, Воронежском крае.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства.

Формы работы:

Работа с детьми

- Непосредственно образовательная деятельность.

- Экскурсии.

- Викторины.

- Праздники.

- Чтение художественной литературы.

- Беседы.

- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые).

- Художественное творчество.

- Наблюдение, прогулки.

- Мультимедийные презентации.

Работа с родителями

- Консультации.

- Совместная работа с детьми.

- Участие в конкурсах.

- Помощь в подготовке праздников и развлечений.

II этап проекта (основной). Перспективный план работы по реализации проекта.

Сентябрь

I Блок – Семья. Детский сад.

Беседы:

«Традиции моей семьи».

«Права ребёнка на имя».

«Мамочка моя».

«Мой любимый детский сад» .

Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».

Чтение художественной литературы:

Я. Аким «Моя родня»,                                        

 В. Драгунский «Моя сестра Ксения»,

З. Александрова «Посидим в тишине»,

ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога»,

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Художественное творчество:

Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»

Аппликация «Овощи на зиму»

Развлечение: «День знаний».

Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»

Настольный театр: «Волк и семеро козлят»

Описательный рассказ: «Моя мама»

Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели».

Экскурсии: Прогулка по улицам города, на игровую площадку

Работа с родителями: Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми»

Консультации: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»

Родительское собрание: «Готовимся к школе»

Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»

Участие в региональном конкурсе «Город на ладошке», «Россия – моя гордость».

Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Октябрь

II Блок Малая Родина

Беседы:

«День пожилых людей»

«Мой город»

«Воронежская область»

«Молочные фермы»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание символики городов Липецкой области, фотоальбом «Перелётные птицы России», «Мой город», романовская игрушка.

Художественное творчество:

Аппликация «Открытка для бабушки».

Лепка «Урожай в моём огороде».

Чтение художественной литературы: Чтение произведений поэтов Россоши и Воронежской области.

Разучивание стихотворения «Мой край родной».

Экскурсии:

В детскую библиотеку «В гости к книге»; МКОУ СОШ №10 г. Россоши

Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»

Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»

Подвижные игры: «Совушка», «Золотые ворота», «Со вьюном хожу».

Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Выставка поделок из овощей и фруктов

Ноябрь

III Блок Россия

Беседы:

«История возникновения России»

«Государственные символы России»

«Президент России»

«Богатства России»

НОД: «Мы готовим винегрет»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители России».

Художественное творчество:

Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»

Рисование «Кремль»

Рисование по сказкам А. С. Пушкина

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»

Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»

Подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок»

Хороводная игра «Перелёт птиц»

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Декабрь

Беседы:

«Москва – столица России»

«Башни Кремля»

«История праздника Новый год»

«Праздник – это весело»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.

Художественное творчество:

Рисование «Новый год»

Валяние «Ёлочка»

Граттаж – «Зима в деревне»

НОД: «Россия - Родина моя»

Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.

Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»

Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»

Подвижные игры: «Пирожок», «Гуси - лебеди», «Два мороза».

Праздник: «Новый год у ворот»

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль родителей в формировании патриотических чувств»

Новогодняя выставка «Валенок»

Январь

III Блок Народное творчество

Беседы:

«Народные промыслы»

«Устное народное творчество»

«Русская матрёшка»

«Хороводные игры на Руси»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, романовская игрушка). «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

Художественное творчество:

Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,

Аппликация «Дымковская барышня»,

изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».

НОД: «Украсим матрёшке сарафан»

Чтение художественной литературы: Русских народных сказок –

«Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»

Экскурсии: В МКОУ СОШ № 10 (в музей «Память»)

Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»

Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"

Подвижные игры:

«Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк».

Работа с родителями:

Консультации: «Какие русские народные сказки читать детям?»

Февраль

IV Блок Защитники отечества. Масленица.

Беседы: «День Защитника Отечества»; «Военные»; «Наша родная армия»;

«Масляная неделя»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица».

НОД: «Путешествие по России».

Художественное творчество:

Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».

Аппликация «Открытка для папы»

Обрывная аппликация: «Солнышко»

Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.

Экскурсии:

МКОУ СОШ № 10 г. Россоши

Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»

Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».

С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».

Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Золотые ворота», «Бояре».

Праздники: «День защитника отечества», «Масленица» .

Работа с родителями:

Консультации: «Ребёнок и его родина»

Презентация проекта: «Я часть России»

Итоги проекта:

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города, расширили представления о работе металлургов, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей о Воронежской области, говорили о легендах Воронежского края. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф., с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

Проект по патриотическому воспитанию «Путешествие по золотому кольцу России»

Авторы проекта: Старший воспитатель 1 категории – Знаменская Наталья ВладимировнаВоспитатели 1 категории – Лаврентьева Татьяна Николаевна– Гришина Елена Викторовна Вид проекта: информационно – творчес...

Проект по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя".

Актуальность темы: проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Принята государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Проект по патриотическому воспитанию "Образы России глазами детей"

Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн)....

Проект по патриотическому воспитанию «Герои России В. П. Чкалов»

Цель – воспитание патриотизма, приобщение детей к истории своей страны.Задачи - развивать интерес к событиям прошлого;- развивать чувство гордости, бережное отношение к людям, прославившим нашу ...

Краткосрочный проект «День России» Проект по патриотическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста.

Сегодня День России приобретает все, более патриотические черты и становится символом национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.Патриотическое воспитание...