Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей»
консультация на тему

Бойцова Мая Евгеньевна

Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей»

 

Ранний дошкольный возраст

 

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей»

Ранний дошкольный возраст

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

В работе с детьми в младшем возрасте большое внимание уделяю потешкам.

Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову.

Запоминание потешек осуществляется в разных формах:

- фланелеграф, демонстрирую картинки (предметные, сюжетные), так детям легче запоминается потешка.

-дидактические игры

-сопровождаю чтение показом действий, описанных в потешке.

Дети разучивают потешки с большим интересом.

  Мною создана картотека потешек для работы с детьми.

 Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах.

Некоторые дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

  • Посмотрите, крошки,
  • На свои   ладошки.
  • Ах, какие ладошки!
  • Чистые ладошки!

При причесывание

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

ПРИ ОДЕВАНИИ  НА ПРОГУЛКУ

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши

С помощью потешек ребенок легче и лучше запоминает животных, их повадки, внешний вид.

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).

Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор.  Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, есть уголок ряженья с  костюмами  и шапочками зверей для игр.

Русские народные сказки рассказываю ( чтобы дети  видели лицо рассказчика, его эмоции, мимику), и читаю, и прослушиваем в аудиозаписи и просматриваем через настольный , магнитный и кукольный театр и через мультфильмы.

Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

Знакомимся с одной сказкой неделю:

1 день-сказку рассказываю показывая через магнитный театр,

2 день – показываю настольный театр,

3 день – кукольный театр,

4 день – мультфильм,

5 день – читаю без показа картинок.

 Дети с большим удовольствием играют в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирают разрезные картинки , пазлы и складывают лото.

 Дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

Загадки – это полезное упражнение для ума.

Загадки использую в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развиваю мышление, наблюдательность.

Много времени проводим с детьми, играя в хороводные  и подвижные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности.

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества проводиться в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использую самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствуют возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состоит в том, что я рассказываю текст (с использованием иллюстраций, демонстрирую картинки; показываю способы действий; провожу коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяю выразительности своей речи. Воспитываю в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке).

Старший дошкольный возраст

Организуя воспитательный процесс, я активно использовала все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народа.  

В старшем дошкольном возрасте применяла разнообразные формы и методы работы: проводила  беседы, рассказывала о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество) ; рассматривали р.н. костюмы,  организовывала культурно-досуговую деятельность, инсценировали  народной сказки; читали былины о  богатырях, сделала папки «Русские богатыри», «Народные праздники», дети вместе с родителями создавали герб своей семьи, учили пословицы и поговорки и др.

В своей работе я использовала такие  игры и конкурсы:

                -«Доскажи сказку» (дошкольникам предлагаю сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных  экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.);

        -«Словесный портрет» ( предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и  объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет);

        - «Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике);

                        

                -«Отгадай» (детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться);

                -«Добрые советы» (с дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах).

        С целью умственного воспитания и развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, я знакомила детей с традициями и обычаями народа, рассматривают изделия народных мастеров и др.

        Также знакомила детей с природой родного края (сделала красную книгу об исчезающих растений и животных родного края).         Для закрепления знаний об окружающем мире использовала различные игры и упражнения:

        -«Путаница» (дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают каточки с изображением животного и складывают их в два ряда -справа диких, а слева-домашних )

        -«Вечер загадок» (дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют ее. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданным в первом туре предметов);

        -«Определим пословицу по началу» (интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений);

        -«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»

Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста»        В воспи...

Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Роль  устного народного творчества  в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе....

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Опыт работы "Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК"

Опыт работы"Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Устное народное творчество в воспитании детей»...