Самообразование.
методическая разработка на тему

Заика Александра Анатольевна

Использование модуля, как интегратора образовательного процесса в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ - 2017

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

НОМИНАЦИЯ

Реализация воспитательной компоненты в образовательном учреждении

Использование модуля как интегратора образовательного процесса

в дошкольной образовательной организации

(из опыта работы)

Автор:

Заика Александра Анатольевна,  

воспитатель

Югорск

2017

Содержание

1. Введение.

 Из истории вопроса.

 

2. Основная часть.

 2.1 Актуальность интеграции в свете требований ФГОС.

 2.2. Новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.

 2.3. Модуль занятий как структурная единица педагогического процесса, его преимущества.

 2.4. Структура модуля.

 2.5. Применение модуля как интегратора на практике.

 

 3. Заключение.

 

 4. Литература.

 

Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества.

 В.А.Сухомлинский.

1. Введение

Из истории вопроса.

Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах Я.А. Каменского. Все, и самое большое, и самое малое – так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое». Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция».

Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю.С. Тюнников:

Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных отдельных элементов.

Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.

Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу.

Должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегративного процесса.

2. Основная часть

2.1. Актуальность интеграции в ДО. 

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями.

Интеграция является основополагающим принципом организации образовательного процесса в ДОО, который ведет к:

-уменьшению учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования;

-соблюдению норм длительности организованных видов деятельности при уплотнении их содержания;

-позволит избежать дублирования содержания образования.

Таким образом, данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. Принцип объединения нескольких образовательных областей - это диалог на заданную тему.

Выбор определенной темы недели, месяца «проецируется» на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Тема заключает в себя конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Тема как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через серию занятий и позволяет образовательным областям вступать в диалог.

Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников.

Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная деятельность со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей, а это соответствует требованиям ФГОС ДО: содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития.

2.2 Новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.

Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников.

- Основным и первым системообразующим фактором выступают образовательные области.

 - Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.

 - Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и родители.

Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребенком текст и др..

Некоторые ученые при интеграции различных видов деятельности предлагают создавать синтетические деятельностные блоки. Так Д.Б. Богоявленская разрабатывает «креативное поле», которое позволяет включить ребенка в творческую деятельность.

Другие исследователи предлагают модули в качестве интегратора различных видов деятельности.

Как интегратор всех видов деятельности ребенка в дошкольном образовании уместно рассматривать игру.

В результате освоения интегративной деятельности, у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

 - Четвертым системообразующим фактором можно считать формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

2.3. Модуль занятий - как структурная единица педагогического процесса, его преимущества.

Модульный принцип организации педагогического процесса как раз и дает возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОО, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики.

Структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий. Модуль- логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет ведет детей к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом отношении он интегрирует все виды деятельности и подчиняет их решению намеченных дидактических целей и задач.

В модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из подполья» так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

Преимущества обучение детей на модульной основе:

1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

3.Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.

4. Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения.

5. Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

6. Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной, к личностно – ориентированной модели обучения.

7. Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровье сберегающих технологий.

8. Использование модульного принципа создает условия для реализации фасилитационного(благоприятного) и холистического (цельного) подходов к организации педагогического процесса. Такой подход широко используется в гуманистических моделях обучения, основанных на понимании уникальности и своеобразия каждой личности в качестве главной ценности.

9. Основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

2.4. Структура модуля.

Центральным звеном, вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

Как всякий законченный узел, модуль имеет:

-начало («завязку»), -основную часть, - завершение: заключительное итоговое мероприятие.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы.

Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность. Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяется «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность. Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и, организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

2.5. Применение модуля в качестве интегратора в практической деятельности.

План работы на неделю разрабатываются воспитателями совместно с узкими специалистами. Задачи решаются в различных видах деятельности интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Безусловно, при этом, педагоги должны в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций, составлять недельный план в рамках единой темы, что является предпосылкой развития у молодых педагогов проективных функций - конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д., задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

Мною разработаны и применены на практике несколько модулей:

1. Познавательный модуль «Покормите птиц зимой» (Приложение №1)

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями жизнедеятельности птиц зимой.

Сюжет модуля: дети обнаруживают письмо на подоконнике - это послание от птиц, они просят помощи у ребят. Проводится акция «Покормите птиц зимой».

Заключительная часть модуля - оформление плаката «Покормите птиц зимой!» для посетителей ДОО. Выступление детей с рекламой - призывом по группам сада.

2. Познавательные модули по ПДД:

Цель: формирование у детей элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

- «Если ребенок заблудился»

Сюжет модуля: дети получают видеообращение от сказочного героя Лунтика, в котором он сообщает, что прилетел на землю, приземлился в городе Югорске и потерялся на улицах города. Могут ли ребята ему помочь добраться до детского сада?

Заключительная часть модуля: видеопрезентация - памятка для детей других групп «Как мы учили Лунтика не потеряться в нашем городе». Просмотр кадров с комментариями детей. Сказочный персонаж раздает подарки и забирает памятку на Луну.

- «В стране дорожных знаков»

Сюжет модуля: В гости к ребятам приходит Светофор Светофорыч Мигалкин – доктор наук дорожного движения. У него письмо от сказочных героев из мультфильма «Маша и Медведь» Маши и Медведя с просьбой оказать помощь - пройти по большому и шумному городу и попасть в детский сад к ребятам в гости. Они попадают в опасные ситуации, дети им подсказывают.

Заключительная часть модуля.

Оформление альбома с фотографиями, иллюстрациями, рисунками детей по теме для сказочных жителей из мультфильма «Маша и медведь»: «Как вести себя в незнакомом городе» .

Чаепитие со сказочными героями. Фотосессия.

- «Сам иду в школу» (Приложение №2)

Сюжет модуля: В группу приходит сказочный персонаж – Буратино. Жалуется ребятам, что они не может попасть в школу, его преследуют коварные кот Базилио и лиса Алиса. Просит детей помочь ему добраться до школы. Заключительная часть модуля. Составление плана- схемы безопасногно пути в школу (своих и для Буратино).

3. Познавательный модуль «Живут ли на луне Лунтики?» (Приложение №3)

Сюжет модуля: в ходе просмотра мультфильма «Лунтик» у детей возник вопрос «А действительно, живут ли на луне Лунтики или лунатики?». Дети превращаются в исследователей и вместе со сказочным героем с помощью экспериментов и опытов узнают, что без воздуха и света жизнь невозможна.

Заключительная часть: проект «Живут ли Лунтики на Луне?». Распространение опыта между детьми других групп.

4. Познавательный модуль «В гостях у стершонка Конды» (Приложение №4). 

Сюжет модуля: в заповеднике родился маленький журавленок. Он не знает, кто он, кто его родители, где его дом. Дети ему помогают освоиться в мире людей. Птенец участвует во всех видах деятельности детей ОД, совместной работе с родителями.

В процессе деятельности дети узнают много о дивных и редких птицах- стерхах, которые живут только на территории ХМАО.

Заключительная часть: проект «Поможем белым птицам». Распространение опыта. Организация выставки рисунков и поделок из бросового материала. Открытое городское мероприятие, посвященное белым журавлям – стерхам. Создание книги «Что мы узнали о белых журавлях и о сибирских журавлях – стерхах»

5. Специализированный модуль по изобразительной деятельности «Древняя Русь. Защитники Земли Русской» (Приложение №5).

Цель: формирование представлений дошкольников об истории и культуре Древней Руси, силе и славе защитников Земли Русской: богатырях.

Сюжет модуля: в кабинете изобразительной деятельности дети обнаруживают старый сундук. В нем: кольчуга, моток металлической проволоки и письмо, написанное старославянскими буквами. Предположения детей, их высказывания. Расшифровывают письмо. На протяжении нескольких занятий, посещая мини – музей, дети обогащают свои знания о зарождении Руси, о подвигах славян, о самых любимых народных героях – богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других. Во время экскурсий или после дети делают зарисовки в блокнотах. На занятиях работают над созданием сюжетной картины «Защитники Земли Русской», выполняя ее по этапам: в пластике, графике, живописи.

Итог модуля (цикла занятий): торжественное открытие в мини – музее ДОО выставки: «Древняя Русь. Защитники земли Русской». Дети представляют свои работы по темам: «Преданье старины глубокой» - (архитектура); «Богатыри Руси» - (лепка); «Русь богатырская» - (графика); «Слава богатырская» - (художественное конструирование); «Сила богатырская» - (живописные работы)».

В качестве экскурсоводов проводят экскурсии для детей других групп, делятся накопленными знаниями. Показывают мастер – классы по лепке, художественному конструированию.

В конце мероприятия звучит колокольный звон и детям раздаются маленькие колокольчики. Это маленькие символические колокола, в которые звонили когда – то предки в случае опасности. А в наше время пусть они приносят не тревогу, а радость и спокойствие.

Пусть будет мир на всей планете.

6. Познавательный модуль: «Озябли пташки малые» (Приложение №6).

Цель: расширить представления детей о синицах, особенностях жизни в зимних условиях, и празднике «Синичкин день».

Сюжет модуля: наблюдая на прогулке за синичками, выдвинули предположение «Есть ли у птиц день рождения?». В группу прилетает грустная синичка. Рассказывает, что ей тоже хочется праздновать день рождения. Ребята обещают сделать ей приятное. Узнают, что 12 ноября в народе празднуют «Синичкин день», готовят для птичек угощения.

Итог модуля: изготовление памятки, кормушек и приготовление угощения для синичек.

3. Заключение

Итак, положительные моменты интеграции и модуля как интегратора системы построения работы в ДОО: точка роста, внедрение новых технологий.

Минусы - в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество

Считаю, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.

Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Но, реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...