«Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей»
консультация на тему

Ефременкова Ольга Валерьевна

В работе представлены  рекомендации для воспитателей при работе с детьми и родителями   по ознакомлению с творчеством детских писателей. Целью работы является развитие интереса к творчеству детских писателей у детей и родителей.Работа нацелена на формирование художественного вкуса, морально-нравственных качеств, на развитие творческих способностей детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей»

     Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

      В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

    Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуально, как никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

                                            Актуальность темы:

       Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

     Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

     Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей и  характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

       Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

      Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

       Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Именно поэтому нам, педагогам, необходимо работать в двух направлениях, как  с детьми, так и с их родителями,  у которых, к сожалению, у самих утрачена культура  к постоянному, регулярному ежедневному общению с книгой.

      Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Сегодня некоторые дети небрежно относятся к книгам, потому что они привыкли к их изобилию. В настоящее время книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — это одна из задач, которую должно решать дошкольное образовательное учреждение и конечно родители.

       Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

       Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

     Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.

     В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.

Выявлено, что сейчас

  • дети не проявляют интерес к художественной и познавательной литературе;
  • недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
  • дети не проявляют желания беседовать по содержанию произведений;
  •  дети не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
  • не в полной мере планируется работа с книгой;
  • нет системы в работе по ознакомлению детей с творчеством детских писателей  в семье.
  • недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
  • нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);

  Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:

  • формирование любознательности и интереса к книге требуют четкой системы работы: совместного участия детей, педагогов и родителей в НОД.
  • формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
  • гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с книжной культурой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.

 В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.; 
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний                                       

                                             Предмет исследования:

       Организация  работы с детьми  и родителями по ознакомлению  с творчеством детских писателей.

      Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени, по примеру родителей, проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

                                                        Цели работы:

     1. Развивать устойчивый интерес к творчеству  детских писателей у детей и их родителей.

      2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

                                                        Задачи работы:

      1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.

      2. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.

      3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.

      4. Создавать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

      5. Внедрять новые образовательные технологии в педагогическую практику;

      6. Организовывать различные виды деятельности, воздействующие на формирование у детей и их родителей интереса к творчеству детских писателей;

      7.  Создавать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

                                           Организация работы:

      1. Деятельность педагогов:

  1. Подготовка методических и дидактических материалов,  рекомендуемого  списка  литературы для чтения детям ( годовой и  еженедельный тематический);
  2. Проведение занятий;
  3. Организация выставок;
  4. Доведение  до родителей     значения  воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге;
  5. Выставка рисунков детей.

      2. Деятельность детей:

  1. Участие в различных конкурсах, беседах, литературных  чтениях;
  2. Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;
  3. Ремонт книг;
  4. Рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
  5. Инсценировки произведений;
  6. Сюжетно-ролевые игры  «Семья», «Театр», «Библиотека», « Школа».

      3. Деятельность родителей:

  1. Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
  2. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
  3. Обмен опытом на тему "Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников";
  4. Организация и проведение:  «Недели детской книги»
  5. Досуг-конкурс «Самая читающая семья»,
  6.  Интеллектуальные игры,
  7. Выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;

                               Результаты данной деятельности:

  1. Пробуждение интереса к общению с книгой и творчеством детских писателей;
  2. Пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой;
  3. Позитивные изменения в речи детей;
  4. Повышение читательской компетентности членов семьи в вопросах чтения и  речевого развития ребенка.

 Основные методы, используемые для  ознакомления  с творчеством детских писателей,

  • чтение (рассказывание) взрослого
  • прослушивание записей (постановка)
  • рассматривание иллюстраций
  • беседа после чтения
  • моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста
  • театрализованные игры: игры – драматизации  и инсценировки, кукольные и настольные театры
  • разные виды художественно – речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых произведений
  • чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше
  • беседы о книгах – обсуждение внешнего  вида, деятельности писателя, художника иллюстратора, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, , правила обращения с книгами
  • вечера литературных развлечений, викторины, литературные праздники
  • тематические выставки.
  • поддержание стремлений детей к постоянному общению с книгой.
  • создание проблемных и игровых ситуаций для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би - ба – бо , пальчиковый и настольный театр).
  • донесение до детей  характера и идеи произведения, вопросы по прочитанному,  разговор об авторе, о других его произведениях.
  •  «Недели детской книги»,
  •  организация «Книжкиной больницы» - совместная с детьми работа по ремонту книг;
  • режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»;
  • тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
  • использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
  • включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «История возникновения бумаги», «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
  • разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;

         К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.

        Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.

         В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:

- литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).

       При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).

- кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.

       Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (районной и групповой).

       Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:

- «Ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

- «Путаница» - дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)

- «Сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «Сим-сим, откройся», «Сивка бурка»

- «Волшебная фраза» - используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком... » (Как называется произведение, кто его автор, какие произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)

- «Продолжи строчку»

- «Угадай рифму»

- «Озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к :

- развитию содержательности и связной речи

- развитию речевого творчества и выразительности

- развитию способностей в речевой деятельности

- подготовке к обучению грамоте

       Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосиным, В.Рачевым, В.Сутеевым), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.

      По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

       Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

       Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.

 В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.; 
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний ;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе: высказывает свое мнение о книге, обменивается мнением о содержании произведения, рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
  • ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
  • ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
  • расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
  • определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
  • может назвать имена детских писателей и поэтов;
  • способен пересказать текст, сочинить свой рассказ, эмоционально рассказать стихотворение;
  • проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность  — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».

   Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные организационные условия:

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
  •  повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей);
  •  групповых  родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи);
  •  проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»;
  •   в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы;
  •  открытые занятия с детьми для родителей
  •  дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.
  • интеграция процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности: игровой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»

В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...

Организация работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родословной

Эта статья раскрывает основные принципы и задачи по ознакомлению дошкольников с родословной на разных возрастных этапах....

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»

Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воды» «Волшебница вода»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты — величайшее в ми...

Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей с природным миром»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общ...