Организация работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родословной
статья

Левина Надежда Николаевна

Эта статья раскрывает основные принципы и задачи по ознакомлению дошкольников с родословной на разных возрастных этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родословной

   Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей,

включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу, все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.

   В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда,

 в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

   Важной особенностью института семьи является преемственность семейных

поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история, которую принято называть родословной. Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно- воспитанию,

включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной.

    Важной особенностью ознакомления детей с семьей является необходимость тесного

взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями,

 родными и близкими воспитанников.

   Уже в первой и второй младших группах имеет смысл начать составлять с детьми

семейный альбом. Оформление его может быть различным: небольшие клеенчатые

 альбомчики на каждого ребенка или один большой красивый альбом на всю группу, в котором каждому ребенку выделена страница или разворот. Без понимания и активного участия родителей оформить такой альбом невозможно. Также необходимо, чтобы в группе были вещи, сделанные руками родителей, например, платье для куклы, сшитое чьей-либо мамой, машинка, которую починил чей-то папа. Такие предметы способствуют адаптации ребенка в детском саду, потому что хранят тепло родительских рук, создают своего рода «эффект присутствия» близких ребенку людей, напоминают малышу родной дом. Наряду с этим они имеют воспитательное значение, приучают детей уважать труд своих родителей, гордиться тем, как много они умеют.

Задачи ознакомления детей 2–4 лет с семьей

• воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи;

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние

близких людей (пожалеть, посочувствовать);

• учить называть свое имя и фамилию, имена членов своей семьи;

• обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство (мама, папа,

бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка);

• формировать представления о том, что члены семьи заботятся друг о друге.

   В работе с детьми необходимо использовать игры-занятия, различные игровые

ситуации. Для того чтобы ребята научились различать и называть свое имя и фамилию, познакомились между собой, можно использовать на занятиях и в повседневной жизни игровые ситуации, например «Давай познакомимся», «Как тебя зовут?».

    Существенное значение для формирования у детей представлений о семье имеет

сюжетно-ролевая игра «Семья». Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями. Дети 2–3 лет в большинстве своем не имеют достаточно развитых игровых навыков, не всегда понимают назначения игрушек и игровых атрибутов, не воспринимают условности предметов и игровых ситуаций.

Взрослому необходимо уделять как можно больше внимания развитию игровой

 деятельности дошкольников. Для формирования у малышей игрового замысла, развития творчества в игре чрезвычайно важным является создание развивающей среды. Яркие, красочные, эстетически привлекательные игрушки вызывают у детей желание взять их в руки,

использовать их в игре. В течение года игровая среда может дополняться и изменяться. Необходимым условием развития игровой деятельности является активное участие взрослого.

Педагог организует игру, показывает пример, играет вместе с детьми, формирует игровой

замысел. Маленькие дети чаще всего играют по одиночке. Включаясь в игру, воспитатель

привлекает их внимание, вызывает интерес, вместе со взрослым малыши с удовольствием

играют сообща. Сюжет объединяет детей, и игра продолжается уже некоторое время без

участия педагога.

Важную роль в формировании у детей представлений о семье и усвоении слов,

обозначающих родственные отношения, могут сыграть традиционные, народные потешки,

пестушки, прибаутки. Их можно использовать в повседневной жизни, в играх, на занятиях.

   Следует особо выделить задачу воспитания у ребенка любви к матери. У ребенка ран-

него и младшего дошкольного возраста существует очень тесная эмоциональная связь буквально на физиологическом уровне, что отмечают многие отечественные педагоги.

Э. К.Суслова считает, что мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль, поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у малыша прежде всего по отношению к матери.

Воспитателям следует постоянно в повседневной жизни и на занятиях обращать

внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости по отношению к родным и

близким людям, особенно к матери.

Первая младшая группа

К концу года дети могут:

• называть свое имя, фамилию;

• называть имена членов своей семьи;

• проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть,

посочувствовать).

Рекомендации для родителей:

• учить ребенка узнавать свой дом и квартиру;

• беседовать о членах своей семьи, их именах;

• беседовать о необходимости жалеть друг друга, сочувствовать близким.

Вторая младшая группа

К концу года дети могут:

• называть свои имя, фамилию;

• называть имена членов своей семьи;

• знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат,

• понимать родственные отношения: родители – дети (мама, папа – сын, дочь); бабушка

и дедушка – внук и внучка; брат – сестра.

• проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть,

посочувствовать), проявлять элементарную заботу и оказывать взрослым посильную

Рекомендации для родителей:

беседовать с детьми о членах семьи,

• объяснять им родственные отношения,

• подчеркивать заботу членов семьи друг о друге.

  Важную роль в работе с детьми 3–4 лет играет знакомство с родственными

отношениями. На занятиях в детском саду рассматриваются следующие отношения: родители – дети (мама, папа – сын, дочь), бабушка, дедушка – внук, внучка, брат-сестра. Дома с детьми можно рассматривать семейные фотографии, беседовать о том, что бабушки и дедушки – это родители мамы и папы, что папа и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабушкой. Родителям следует посоветовать внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится; привлекать к посильной помощи в домашних делах.

Ознакомление с семьей детей 4–5 лет (средняя группа)

     В средней группе продолжается работа по расширению представлений детей о семье,

О родственных отношениях, о социальных ролях в семье. На занятиях, в процессе индивидуальных бесед, в повседневной жизни необходимо объяснять детям, что они являются одновременно сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или внучками для своих дедушек и бабушек, братьями или сестрами. Целесообразно дать ребятам представление о том, что их родители – это дети их бабушек и дедушек. Это поможет ребятам усвоить не только имена, но и отчества их родителей; понять, что дедушки являются отцами мам и пап, что такое отчество, как оно образуется.

    Детям 4–5 лет следует дать элементарные знания и представления о том, что такое

семья. Обязательно следует учитывать региональные и культурные особенности, а также индивидуальную ситуацию в семье каждого ребенка. От выявленных обстоятельств зависит и то определение семьи, которое дают детям. В большинстве случаев не следует внушать детям, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. В этом возрасте у ребят еще отсутствуют четкие представления о том, что такое семья, кто такие члены семьи. Кроме того, в силу определенных возрастных особенностей развития мышления дети 4–5 лет любую информацию воспринимают, как правило, прямолинейно. В результате ребенок может считать членами своей семьи соседей по квартире, а бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, живущих отдельно, напротив, исключает из состава своей семьи.

Основой формирования представлений о семье как явлении общественной жизни

должна стать социально одобряемая модель, то есть полная и благополучная семья. В понятие семьи наряду с составом необходимо включить описание семейных взаимоотношений и обязанностей членов семьи.

Необходимо продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на

состояние близких людей, учить разделять радость родных и друзей, проявлять к ним сочувствие, сострадание. В повседневной жизни необходимо постоянно беседовать с детьми о том, что они могут сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, какие добрые и ласковые слова могут им сказать.

      У детей 4–5 лет, по мнению многих психологов и педагогов, начинает

формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы

от соответствующего поступка, который традиционно обозначается словами «ты должен». В связи с этим необходимо уделить внимание знакомству детей с обязанностями в семье.

Задачи ознакомления детей 4–5 лет с семьей

• продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей;

• воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;

• воспитывать желание помогать своим близким;

• воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей.

• учить называть имена и отчества родителей;

• продолжать обогащать словарный запас словами, обозначающими родство (родители,

мама, папа, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка);

• формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных:

родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково);

• формировать представления о том, что любовь выражается в заботе о своих родных,

помощи им, конкретных делах;

• формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть

свои обязанности.

К концу года дети могут:

• называть имена и отчества родителей;

• знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка,

дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка);

• понимать родственные отношения: дети – родители (мама, папа – сын, дочь; бабушка

и дедушка – родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка – внук, внучка;

• иметь представление о том, что семья – это мама, папа, бабушки, дедушки, братья,

сестры; семьи бывают разные (большие и маленькие); в семье все любят друг друга,

заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно,

говорят друг с другом ласково; в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть свои обязанности;

• проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние родных и близких; заботу о

них и желание им помогать;

• проявлять интерес к выполнению домашних обязанностей.

Рекомендации для родителей:

• определить круг обязанностей ребенка;

• поощрять их выполнение ребенком;

• продолжать беседовать с ребенком о членах семьи, о родственных отношениях;

об обязанностях и взаимопомощи в семье;

• рассказывать ребенку о профессиональной деятельности членов семь

Ознакомление с семьей и родословной детей 5–7 лет

(старшая и подготовительная группы)

Приступая к работе с детьми 6–7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно

обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою

собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю

заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей:«Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.

  Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить

родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.

   Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что

составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

   Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель

использует в работе с детьми.

Родословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих

предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.

Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения

(старше прадедушек и прабабушек).

Поколение — люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного

возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.

Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются

в традиции.

Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

   Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для

ознакомления детей 5–7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом.

Задачи ознакомления детей 5–6 лет с семьей и родословной

• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близ-

• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;

• продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные

обязанности по дому;

• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семь

• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);

• формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница,

 двоюродный брат, двоюродная сестра);

• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества

дедушек и бабушек;

• закреплять знание домашнего адреса;

• воспитывать интерес к своей родословной;

• формировать представления о семейных традициях.

   Детей шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но

работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как

предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

Художественная литература, используемая в работе с детьми:

Заучивание стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина

«Дедушка».

Чтение литературных произведений детям: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов

«Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Э. Маш-

ковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья».

Рассказывание: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная

шапочка», Т. Шорыгина «Родные вещи».

Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести

себя у бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка».

Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подго-

товительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представ-

ление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам –

это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия

помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое.

Задачи ознакомления детей 6–7 лет с семьей и родословной

• продолжать воспитывать уважительное отношение

к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение

• объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться

слушать собеседника,

не перебивать его;

• развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать пре-

пятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения,

следовать в своих поступках положительному примеру

• закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;

• расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с

терминами родства: прабабушки, прадедушки;

• закреплять знания своего домашнего адреса и телефона

• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

Старшая группа

К концу учебного года дети могут:

• знать имена и отчества родителей, называть имена и отчества дедушек и бабушек;

• иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история

• знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка,

дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник,

племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);

• понимать родственные отношения: дети – родители (мама, папа – сын, дочь, бабушка

и дедушка – родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка – внук, внучка, брат-

сестра (дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы);

• иметь интерес к истории своей семьи и ее традициям.

• уважительно относиться к окружающим (к родным и близким);

• радовать старших своими хорошими поступками;

• выполнять постоянные обязанности по дому;

• уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи.

Рекомендации для родителей:

• рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее

сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Рассказывать о

своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей.

• знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в

подготовке семейных праздников.

Подготовительная к школе группа

К концу учебного года дети могут:

• знать свое отчество, имена и отчества родителей, дедушек и бабушек;

• иметь представления о родственных отношениях;

• иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история

• иметь представления о родословной как истории семьи и народной традиции,

характерной для народов России;

• проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к

малышам, пожилым людям, помогать им;

• понимать, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его;

• иметь волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать

препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Рекомендации для родителей:

Напоминать ребенку дату его рождения и даты рождения членов их семьи.

Рассказывать об увлечениях родных, знакомить с их интересами. Беседовать о профессиях взрослых членов семьи, об их трудовых достижениях. Рассматривать семейные альбомы с фотографиями. Познакомить ребенка с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаями из жизни. Хранить и показывать ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедов и отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи.

Санкт-Петербург 2021 год

Используемая литература:

  1. Доброва Е.Г. «Усвоение детьми терминов и отношений родства //Человек-№5 2004г.
  2. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. «Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии.»Учебно-методическое пособие. Центр педагогического образования// Москва 2016 г.
  3. Е.К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» //Мозаика-синтез 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

«Организация работы с детьми дошкольного возраста в книжном уголке»

Консультация для педагогов по организации книжного уголка и работы в нем....

Доклад и презентация «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении мног...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...