Консультация для родителей " Организация работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром"
консультация по окружающему миру

Колесник Елена Викторовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.odt58.82 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать ребенок

об окружающем мире?

В дошкольном возрасте дети активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать ребенку возможность реализовать ее в полной мере. Я расскажу вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также как организовать работу в группе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство - это период, во время которого у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте.

Дети 2-3 лет, манипулируя с предметами, начинают постигать элементарные законы предметного мира (одни предметы тонут в воде, другие плавают на поверхности; шарик катится, а кубик нет; и т.п. Одновременно с познанием происходит и эмоциональное освоение мира: ребенок недоумевает, удивляется, опасается при столкновении с новым и необычным.

Подготовка и проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром

Ознакомление с окружающим миром ведётся по 3 основным направлениям:

- ознакомление с социумом (формирование представлений о себе и других людях, их взаимоотношениях мире создаваемых ими предметов).

- ознакомление с природой (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира).

- ознакомление с предметами рукотворного мира (материалы и их свойства, преобразования предметов).

Немаловажно, как спланирует педагог эти компоненты в течение года. Уделить внимание необходимо всем разделам, и тут на помощь воспитателю придёт блочно-тематическое планирование. Работа с детьми в нём разделена на тематические блоки (1–2 недели), в зависимости от темы блока планируются занятия, дидактические игры, беседы и прочие виды занятости.

Какой бы разнообразной и интересной ни была деятельность детей в течение дня, занятия остаются основной формой организации образовательного процесса. Ведь именно они позволяют осуществлять работу систематически, планомерно, организованно.

Занятия по ознакомлению с окружающим планируются раз в неделю, причём чередуется изучение природы, предметного мира, социума. Это позволяет выполнить требования программы и обогатить кругозор детей знаниями о самых различных явлениях и объектах.

Структура занятия

  1. Вступительная часть (1,5–2 минуты). Организация детей, создание положительного эмоционального настроя (минутка доброты, психогимнастика). Сообщение темы занятия.
  2. Основная часть (8 минут). Мотивация, заинтересовывающий, сюрпризный момент. Получение детьми новых знаний, закрепление и углубление ранее усвоенных (в зависимости от типа занятия).
  3. Заключительная часть (2–3 минуты). Подведение итогов, краткая беседа с детьми, рефлексия (что понравилось, запомнилось, было интересно).

Мотивация познавательной деятельностии организация начала занятия

Мотивировать и увлечь ребят могут:

  • Новый необычный предмет (механическая или музыкальная игрушка, коллекция природного материала, к примеру, перьев) сразу вызывает у них множество вопросов, желание потрогать, обследовать, узнать побольше.
  • Появление сказочного или другого необычного персонажа, который пригласит их в путешествие или сообщит полезную информацию. Волшебница, красавица Весна, лесная Фея и даже Робот, который расскажет им о своих друзьях - бытовых приборах.
  • Сюрприз, таинственная находка (коробка, письмо)
  • Загадывание загадок, чтение художественного произведения (стихотворения, отрывка из рассказа).

Приёмы, используемые во время занятий

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Словесные:
  • беседа;
  • рассказ;
  • пояснение;
  • чтение художественных произведений.
  1. Наглядные:
  • демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей;
  • рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов);
  • наблюдение, экскурсия
  • просмотр мультфильмов, рассматривание картин
  1. Практические (опыты, упражнения, действия с предметами).

Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). 

Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание:

Все эти упражнения и приёмы используют как на занятиях, так и в свободной деятельности. Главное, чтобы они проводились педагогом эмоционально, в хорошем темпе, были подкреплены поощрением, верой в способности ребят.

Игры для формирования и закрепления

знаний об окружающем мире

Особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усвоить и закрепить знания, а так же овладеть способами познавательной деятельности. Дошкольники учатся классифицировать, сравнивать, обобщать понятия.

Игра стимулирует познавательную активность детей, обучает умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
  •  «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес, развивать наблюдательность, мышление и воображение.

Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, обращайте внимание детей на удивительный окружающий нас мир, беседуйте и задавайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.

Расширяйте кругозор ребенка, воспитывайте уважительное и доброжелательное отношение к близким и окружающим людям, людям других культур и национальностей, побуждайте дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

«Мы едем, едем, едем в далёкие края…» Непрерывная образовательная деятельность с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром

Рассматривание предметных картинок с изображением ёлочки, берёзы, дуба; сбор натуральных жёлудей, исследование их на ощупь, экспериментирование с ними (скатывание с горочки)....

«Игрушки в нашей группе. Паровозики» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром

Нахождение по слову воспитателя игрушки "паровозик" среди других игрушек в групповом помещении, рассматривание найденных игрушек, сравнение по величине, количеству....

Конспект занятия с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром.

В ходе занятия ставятся задачи по обогащению и уточнению словарного запаса, развитию представлений о величине предметов....

"ОВОЩИ С ОГОРОДА" Непрерывная образовательная деятельность с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром

Непрерывная образовательная деятельность с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром с использованием образовательной технологии "Игровые обучающие ситуации" и авторского ст...

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Одуванчик"

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Одуванчик"Цель: Формирование знаний об окружающем мире...

Консультация для педагогов: «Организация работы с детьми раннего возраста»

Современные психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены тем, родители большую часть времени проводят на работе, а ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скор...