«Формы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с малой родиной»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Целью патриотического воспитания является: привитие любви к малой Родине - месту, где человек родился и живет. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

                        по физическому развитию детей № 50»

Доклад на тему:

«Формы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению  с малой родиной»

                                                                                       Выполнила воспитатель:

                                                                             Салихова Альбина Масхутовна

Оренбург 2018 г.

На родине у тебя и прошлое и будущее.

В Чужом краю – одно лишь настоящее

Л. Гиршфельд

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств.

Целью патриотического воспитания является: привитие любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.

Патриотическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • воспитание любви к семье и родной земле;
  • уважение к труду и результатам труда;
  • к истории и защитникам родины;
  • ознакомление с государственными символами, с народными праздниками и традициями;
  • формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Положительного результата знакомства дошкольников с родным городом можно достичь только систематической работой, для этого у нас  используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в музеи, библиотеки, к памятникам великих писателей и т.д.;

(была организована экскурсия к памятнику А.С. Пушкина, приуроченная ко дню рождения писателя; посещали библиотеку и пришкольный музей посёлка Бёрды).

  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • беседы о родном городе, стране, ее истории; («Город, в котором мы живём», «Детский сад – мой второй дом», «Многонациональное Оренбужье», «Символика Оренбуржья», «Интересные места малой Родины»)

 Правильно подобранный мир ближайшего окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры – дают огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребёнка. Для реализации данных возможностей используются такие формы работы с детьми по ознакомлению с малой родиной как:

  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов; (Рассматривание папки «Мой любимый Оренбург»,  
  • прослушивание аудиозаписей. Например, птичьих голосов Оренбургского леса, музыкальных композиций оренбургских композиторов: Вавилов Г. А., Давид Генделев и т.д.)
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен);
  • Знакомство с творчеством известных художников и поэтов и писателей; (Аксаков С.Г., Бажов П.П., Ростропович Л.М. и т.д).

Одним из важнейших средств воздействия на ребёнка – дошкольника при формировании нравственно – патриотических чувств является игра. Наряду с фольклорными народными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей значительное место занимают учебно-развивающие игры.

  • игровая деятельность (сюжетно – ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно печатные игры, подвижные игры: игра – занятие «Государственные символы России», развивающая игра «Наша Родина», разрезные картинки «Костюмы народов России», «Народные узоры»; игра – ходилка «Путешествие по России»
  • участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Изучать с детьми места, где ты живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как участие с детьми в праздничной демонстрации трудящихся; прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, мемориалами Славы, посещение краеведческого музея, музей изобразительных искусств и т.д.

Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины – нищий человек.

(Якуб Колас). Именно этими словами хочется закончить свой доклад, ведь каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, своё место в окружающем мире, но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...

нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста

организация активной мыслительной деятельности у дошкольников...

Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»

Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...