Природы бесценный дар
статья по теме

Кретинина Елена Константиновна

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

 

 

 

 

 

«Природа – бесценный дар, один на всех».

 

 

 

 

 

Руководители: Радцевич Т.М. – воспитатель,

                         Кретинина Е.К. – воспитатель.

 

 

 

«Природа – бесценный дар, один на всех».

Позади ХХ век. Сейчас самое время оглянуться назад и подвести  итог – к чему же мы пришли?

Силой человеческого разума создана грандиозная технократическая цивилизация, но за это пришлось заплатить дорогую цену – экосистема  Земли  находится в опасности.

Несмотря на то, что «покорён космос», изобретено радио, телевидение  и компьютер , сделаны величайшие открытия в физике, человечество так и не приобрело драгоценного покоя и счастья. Остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию подрастающего поколения . Детей надо вырастить счастливыми , гармоничными людьми, полноценными жителями нашей планеты.

Природа оказывает огромное  влияние на формирование личности ребёнка.

Ещё В.А.Сухомлинский сказал «Человек стал человеком , когда услышал  шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -услышал,  и затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет  чудесную музыку жизни.

Как же сохранить природу? Как  взамен «природопокровительства» обрести  истинную культуру мышления и сознания? Выход один – взрослые должны прозреть, а детей надо воспитывать.

Работа по экологическому воспитанию в детском саду  осуществляется  по следующим напрввлениям:

- организационное  обучение;

- совместная деятельность взрослого с ребёнком;

- самостоятельная деятельность детей.

Кроме традиционных форм и методов обучения применяем и  нетрадиционные.

Одним  из действенных способов экологического воспитания является  технология «Метод проектов». Проектное обучение  позволяет  педагогу  расширить образовательное  пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на вопросы.

Однажды осенью, являясь  ещё воспитанниками  старшей группы, мы пошли на  экскурсию к огромному дубу, растущему  на  территории музея- усадьбы  Д.Веневитинова.

Подножие дуба было усыпано желудями. Дети с радостью стали их собирать. Возникло много вопросов: « Откуда они?», «Что с ними будет на следующий год», «Для чего они нужны в таком количестве?».

И тогда мы решили совместно с детьми, родителями узнать как можно больше о дубе.

Так и появился проект «Дубочек». Проект осуществляется в течении года и предусматривал посадку семян дуба в горшочки, наблюдение и уход за ними, опыты, эксперименты ,а также ознакомление со сведениями о дубе.

Хотелось бы не только дать сведения о дереве, но и побудить к созидательной деятельности – привлечь детей к выращиванию посадочного материала.

На первом этапе проводилась диагностика детей, анкетирование родителей.

Осуществлялась поисковая работа по подбору книг, иллюстраций и другого материала.

На втором этапе проходила реализация задач проекта в организованных педагогом  совместных видах деятельности – на занятиях, в повседневной жизни(труде, играх на участке и в уголке природы), а также  в самостоятельной деятельности детей.

Перед посадкой в горшочки семян была проведена беседа «Лес в жизни человека»,

посредством  которой уточнялись  представления детей о разном значении леса  в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Особое  внимание  обращалось на то, что сейчас с неразумной  хозяйственной деятельностью человека  лесных массивов становится всё меньше. Был задан вопрос: «Как мы можем помочь Земле сохранить лес?» Детьми были высказаны разные предложения , одним из которых и была и посадка деревьев.

В один горшочек был посажен жёлудь с ростком (дети нашли его возле дуба в более влажном месте, чуть закопанным в земле). В другие два горшка –жёлуди с такого же дуба , но без ростков ,в четвёртый – жёлудь, собранный несколько лет назад.

В результате опытов и наблюдений  дети выяснили , что у дубочка с ростком через 15 дней после посадки появились два листочка, через неделю их уже было 4, высота растения 13,5 см. Жёлуди с этого же  дерева без ростка задержались в развитие  на 2 недели. А в  четвёртом горшке ничего не взошло. Дети сделали вывод: для роста растению  нужна  влага, тепло, питательные вещества. На всходы также влияет  качество посадочного материала. Поздней весной мы высадили наши дубочки в разные места площадки.

Один – на хорошо освещённое место, другой, где есть небольшая тень от деревьев, а третий – на  затенённое место. Дети обратили внимание, там  где хорошо  освещена полянка , дубочек развивается лучше. Вывод: рост растений зависит от света. А ещё мы сделали открытие. На нашем участке  посажены  дубочек и каштан детьми предыдущего выпуска. Они уже подросли. Когда весна уже была в разгаре и у них появились первые листочки , ночью грянули заморозки. Утром мы обнаружили поникшие листья дубочка, каштана это не коснулось. Вывод:  у молодого дубочка листья нежные, они боятся морозов. Дети с тревогой наблюдали  как завяли и опали  листики, тронутые морозом.

Через некоторое время, к нашей радости . стали распускаться новые почки. Кроме посадки семян в горшочки мы продолжали экспериментирование: сравнение желудей с разных дубов (они разные: у одного дерева они толстые и бокастые, у другого  как маслины, у третьего  - почти круглые, у четвёртого – как кизил. Скорлупа разного цвета – у одного ровный окрас , у другого с темноватыми линиями жилок, у третьего – почти шоколадная).Проводили опыты «Качество и свойства древесины (режется с трудом, трудно вбить гвоздь, меняет цвет под воздействием воды), «Сравнение древесины молодого и старого дуба» (у молодого дуба гладкая,  оливково- бурая, у старого – почти чёрная). Проведены  цикл бесед: «Дуб – кормилец» (кормит и друзей и врагов. Пчёлы во время цветения собирают пыльцу, лесные голуби, мыши, косули, кабаны, олени, белки – жёлуди); «Дуб место для жилья»(на его кроне , в дуплах делают гнёзда десятки птиц, летучие мыши, белки, куницы); «Друзья и враги дуба» (птицы избавляют дерево от прожорливых вредных насекомых. В добром согласии с корнями дуба живут грибы ); «Дуб – лекарь» (кора дуба применяется в стоматологии); «Дуб в жизни человека» (из древесины строят дома, корабли, делают мебель).

На протяжении всего проекта акцентировалось внимание  на разумный подход  и бережное отношение к деревьям.

В результате проделанной работы дети вырастили  собственными руками  саженцы для своего участка, узнали много  интересного  из жизни дуба, а главное, у них  заложено первоначальное понимание  аспектов взаимодействия человека с природой, желание охранять природу  и по мере возможности  восстанавливать её богатства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_bestsennyy_dar.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

«Природа – бесценный дар, один на всех».

Руководители: Радцевич Т.М. – воспитатель,

                         Кретинина Е.К. – воспитатель.


«Природа – бесценный дар, один на всех».

Позади ХХ век. Сейчас самое время оглянуться назад и подвести  итог – к чему же мы пришли?

Силой человеческого разума создана грандиозная технократическая цивилизация, но за это пришлось заплатить дорогую цену – экосистема  Земли  находится в опасности.

Несмотря на то, что «покорён космос», изобретено радио, телевидение  и компьютер , сделаны величайшие открытия в физике, человечество так и не приобрело драгоценного покоя и счастья. Остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию подрастающего поколения . Детей надо вырастить счастливыми , гармоничными людьми, полноценными жителями нашей планеты.

Природа оказывает огромное  влияние на формирование личности ребёнка.

Ещё В.А.Сухомлинский сказал «Человек стал человеком , когда услышал  шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -услышал,  и затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет  чудесную музыку жизни.

Как же сохранить природу? Как  взамен «природопокровительства» обрести  истинную культуру мышления и сознания? Выход один – взрослые должны прозреть, а детей надо воспитывать.

Работа по экологическому воспитанию в детском саду  осуществляется  по следующим напрввлениям:

- организационное  обучение;

- совместная деятельность взрослого с ребёнком;

- самостоятельная деятельность детей.

Кроме традиционных форм и методов обучения применяем и  нетрадиционные.

Одним  из действенных способов экологического воспитания является  технология «Метод проектов». Проектное обучение  позволяет  педагогу  расширить образовательное  пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на вопросы.

Однажды осенью, являясь  ещё воспитанниками  старшей группы, мы пошли на  экскурсию к огромному дубу, растущему  на  территории музея- усадьбы  Д.Веневитинова.

Подножие дуба было усыпано желудями. Дети с радостью стали их собирать. Возникло много вопросов: « Откуда они?», «Что с ними будет на следующий год», «Для чего они нужны в таком количестве?».

И тогда мы решили совместно с детьми, родителями узнать как можно больше о дубе.

Так и появился проект «Дубочек». Проект осуществляется в течении года и предусматривал посадку семян дуба в горшочки, наблюдение и уход за ними, опыты, эксперименты ,а также ознакомление со сведениями о дубе.

Хотелось бы не только дать сведения о дереве, но и побудить к созидательной деятельности – привлечь детей к выращиванию посадочного материала.

На первом этапе проводилась диагностика детей, анкетирование родителей.

Осуществлялась поисковая работа по подбору книг, иллюстраций и другого материала.

На втором этапе проходила реализация задач проекта в организованных педагогом  совместных видах деятельности – на занятиях, в повседневной жизни(труде, играх на участке и в уголке природы), а также  в самостоятельной деятельности детей.

Перед посадкой в горшочки семян была проведена беседа «Лес в жизни человека»,

посредством  которой уточнялись  представления детей о разном значении леса  в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Особое  внимание  обращалось на то, что сейчас с неразумной  хозяйственной деятельностью человека  лесных массивов становится всё меньше. Был задан вопрос: «Как мы можем помочь Земле сохранить лес?» Детьми были высказаны разные предложения , одним из которых и была и посадка деревьев.

В один горшочек был посажен жёлудь с ростком (дети нашли его возле дуба в более влажном месте, чуть закопанным в земле). В другие два горшка –жёлуди с такого же дуба , но без ростков ,в четвёртый – жёлудь, собранный несколько лет назад.

В результате опытов и наблюдений  дети выяснили , что у дубочка с ростком через 15 дней после посадки появились два листочка, через неделю их уже было 4, высота растения 13,5 см. Жёлуди с этого же  дерева без ростка задержались в развитие  на 2 недели. А в  четвёртом горшке ничего не взошло. Дети сделали вывод: для роста растению  нужна  влага, тепло, питательные вещества. На всходы также влияет  качество посадочного материала. Поздней весной мы высадили наши дубочки в разные места площадки.

Один – на хорошо освещённое место, другой, где есть небольшая тень от деревьев, а третий – на  затенённое место. Дети обратили внимание, там  где хорошо  освещена полянка , дубочек развивается лучше. Вывод: рост растений зависит от света. А ещё мы сделали открытие. На нашем участке  посажены  дубочек и каштан детьми предыдущего выпуска. Они уже подросли. Когда весна уже была в разгаре и у них появились первые листочки , ночью грянули заморозки. Утром мы обнаружили поникшие листья дубочка, каштана это не коснулось. Вывод:  у молодого дубочка листья нежные, они боятся морозов. Дети с тревогой наблюдали  как завяли и опали  листики, тронутые морозом.

Через некоторое время, к нашей радости . стали распускаться новые почки. Кроме посадки семян в горшочки мы продолжали экспериментирование: сравнение желудей с разных дубов (они разные: у одного дерева они толстые и бокастые, у другого  как маслины, у третьего  - почти круглые, у четвёртого – как кизил. Скорлупа разного цвета – у одного ровный окрас , у другого с темноватыми линиями жилок, у третьего – почти шоколадная).Проводили опыты «Качество и свойства древесины (режется с трудом, трудно вбить гвоздь, меняет цвет под воздействием воды), «Сравнение древесины молодого и старого дуба» (у молодого дуба гладкая,  оливково- бурая, у старого – почти чёрная). Проведены  цикл бесед: «Дуб – кормилец» (кормит и друзей и врагов. Пчёлы во время цветения собирают пыльцу, лесные голуби, мыши, косули, кабаны, олени, белки – жёлуди); «Дуб место для жилья»(на его кроне , в дуплах делают гнёзда десятки птиц, летучие мыши, белки, куницы); «Друзья и враги дуба» (птицы избавляют дерево от прожорливых вредных насекомых. В добром согласии с корнями дуба живут грибы ); «Дуб – лекарь» (кора дуба применяется в стоматологии); «Дуб в жизни человека» (из древесины строят дома, корабли, делают мебель).

На протяжении всего проекта акцентировалось внимание  на разумный подход  и бережное отношение к деревьям.

В результате проделанной работы дети вырастили  собственными руками  саженцы для своего участка, узнали много  интересного  из жизни дуба, а главное, у них  заложено первоначальное понимание  аспектов взаимодействия человека с природой, желание охранять природу  и по мере возможности  восстанавливать её богатства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ!

Данный проект был разработан с моим воспитатником Порхоменко Александром , которому  3,6 года МБДОУ детский сад №8  "Колосок".Данный проект вызвал у ребёнка интерес о проростании пшеницы в к...

Красота природы бесценна.

Сформировать у детей убежденние, что красота и творение природы бесценны, поэтому их необходимо беречь и охратять....

Проект «Природа - бесценный дар, один на всех»

Проект «Природа - бесценный дар, один на всех»...

Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы на тему «Красота природы бесценна»

Красота природы бесценна! Как сохранить природу родного города-живописные озера, березовую рощу, тополиные аллеи? Что значит любить природу и охранять все живое? На все эти и другие вопросы дает ответ...

Эмоционально -смысловое общение воспитателя с детьми старшей группы с ОНР на тему «Красота природы бесценна»

Воспитатель приглашает детей в лес. Дети восхищаются красотой природы, Описывают, глядя на экран природу в разное время года. Учаться слушать звуки леса, представляют себя частью природы. Вспоминают п...

Проект « Природа - бесценный дар, один на всех»

Цель проекта : привлечь взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время, обогатить и расширить знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, повадках пт...

Краткосрочный проект: "Природа - бесценный дар, один на всех"

Экологическая ситуация в современном мире сложилась таком образом, что оставаться равнодушным к проблемам экологии никак невозможно. Действительность требует активного отношения к проблемам окруж...