Развитие детского воображения
статья на тему

Кузнецова Ольга Михайловна

Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Оно тесно связано с развитием познавательных процессов и самой личности ребёнка. Эта связь взаимообусловлена.  С одной стороны,  воображение зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Воображение это – 1) построение образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределённа; 3) продуцирование образов, которые не программируют, а важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению (словарь под ред. Петровского [43]).

Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности - художественной, конструкторской, научной. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.

Дети начинают интересоваться различными вопросами ещё в раннем возрасте, и именно воображение помогает детям перемещаться в новый мир исследований.

Общие упражнения для развития воображения

    Игра «Как добраться до цели?»

    Педагог вместе с детьми рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озёра. Затем один из играющих загадывает, где спрятан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку, «высаживается на остров» и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свернуть налево? Пройти вперёд?» - и т.д. Цель – задать как можно меньше вопросов и найти «клад».

    Игра «Выкладывание фигур»

    Ребёнку предлагается из определённого числа палочек сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы.

    Если в игре принимает участие несколько человек, интереснее устроить так, чтобы они не видели фигур, создаваемых другими учащимися. Сравнивать можно как каждую фигуру, так и несколько фигур, созданных за определённое время. Детей, придумавших самые оригинальные фигуры, необходимо отметить.

Игра «Чудесный лес»

    Детям раздают листы бумаги с рисунками, на которых нужно дорисовывать то, что лишь намечено: ветки, муравьи, животные, бабочки, цветы. Каждый ребёнок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.

Если в игре принимает участие несколько человек. То можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.

    Также можно играть в игры «Чудесный дом», «Чудесное море» и т.д.

    Игра «Волшебные кляксы»

    Ребёнку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий.

Затем ребёнок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

    Хорошо, если игре предшествует подготовительная работа по созданию клякс.

          Игра «Сочиним историю»

    Взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.

Статья наактуальную тему: "Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов".Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учит...

упражнения для развития детского воображения

вооражение способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи...

"Игралочка" или помощь в развитии детской одарённости. Игры на развитие творческого воображения.

Данный материал представлен для работы в рамках развития детской креативности, творческого "Я". Применим, как для работы с детьми педагогами, так и для родителей....

Упражнения на развитие детского воображения

Без развития воображения не может быть настоящего творчества...

презентация "Развитие детского воображения по средствам нетрадиционных техник рисования"

Опыт работы свидетельствует:рисование необычными материаламии оригинальными техникамипозволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

Роль игры в развитии детского воображения

Роль игры в развитии детского воображения...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...