Идеи К.Н. Вентцеля в современной дошкольной педагогике
статья по теме

Светлана Михайловна Жижина

Цель теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл venttsel_statya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Идеи К.Н. Вентцеля в современной дошкольной педагогике

Воспитатель высшей категории

Жижина Светлана Михайловна

Стройкерамика, 2018

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования.

Стандарт определяет следующие основные принципы:

1) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей;

3) уважение личности ребенка. 

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

В рекомендованных Министерством образования и науки РФ программах  «Детский сад - дом радости» и  «Радуга» мы видим, что теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля нашла свое отражение в принципах построения этих программ.

Цель теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенком. Вытекающие их этой цели положения: о сотворчестве детей, педагогов и родителей в создании и управлении образовательным учреждением; о целостном личностном развитии ребенка; о самовоспитании, самообразовании и самореализации ребенка, - можно охарактеризовать как задачи свободного детского сада в современных условиях.

Сущность гуманистической направленности, определенная психолого-педагогическим положением К.Н. Вентцеля о детстве, как самостоятельном самоценном периоде человеческой жизни, которую ребенок должен прожить во всей радости и полноте стремлений, нашли отражение в организации жизнедеятельности детских садов, работающих по современным программам «Детский сад - дом радости» и  «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО. В этих программах отмечается, что в отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Такой процесс, как свободное воспитание нельзя построить без учёта возрастных особенностей детей. Невозможно заточить в рамки программы то настроение, те интересы, которые противоречат основным особенностям того или иного возраста. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Большое и самое главное место, учёный отводит игре, он говорит о том, что отношение в игре должны быть свободными, причём в них должно происходить освобождение творческих сил, которые будут использоваться ребёнком по отношению к другим видам деятельности. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке. В «Доме свободного ребенка» К.Н. Вентцеля были созданы реальные условия для развития сознательной творческой деятельности детей, для их активного соприкосновения с жизнью, природой и людьми. К.Н. Вентцель глубоко осознавал и пропагандировал мысль о том, что в жизни ребенка игра занимает такое же серьезное место, как труд в жизни взрослого, поэтому в идеальном детском саду игра являлась поприщем свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни, одной из форм упражнения творческих способностей ребенка. Эта идея нашла свое отражение и заняла важное место в программах «Детский сад - дом радости» и  «Радуга». В рекомендациях к этим программам сказано: нужно создать такие условия для игровой деятельности, чтобы дети стремились в детский сад, ждали встречи со своим игровым уголком, с товарищами по игре. Необходимо предоставить им право свободно пользоваться любым игровым оборудованием, не выносить ребенку порицание за разобранную игрушку, разрешить детям приносить в группу свои любимые игрушки и не расставаться с ними весь день, даже на время еды и сна. Это чрезвычайно важный момент в обеспечении их психологического комфорта в детском саду, так как игрушка является близким, понимающим его существом, частью родного дома. Необходимо с помощью игры увлечь ребенка, используя ее в качестве эффективного средства для установления дружеских и доброжелательных отношений между детьми и воспитателями.

Важно также обратить внимание на положение К.Н. Вентцеля о роли воспитателя как помощника ребенка, создающего соответствующую атмосферу для реализации метода «освобождения творческих сил в ребенке». Деятельность воспитателей детского сада ученый видел в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования.  К.Н. Вентцель предлагал использовать метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метод приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имело место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети, по мнению К.Н. Вентцеля,  «должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения». Воспитатель, не давая ребёнку полного ответа на его вопрос, даёт ему гораздо больше возможности самому большими усилиями добиться ответа. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления. «Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей. Воспитателю следует выявить потребности и интересы ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда ему удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Следует помнить, что ребёнку нужны только те знания, которыми он может воспользоваться в ближайшем будущем, а не те, которые понадобятся ему когда-то. Таким образом, всё  то, о чём дети узнали в детском саду, все те знания, которые они получили, не будут оторваны от их жизни, а будут им нужны. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети».  Разве ни на это нацеливают  современных педагогов ФГОС ДО и Закон об образовании.    

Список литературы и интернет – источников

  1. Богуславский М.Константин Вентцель: Подвижник свободного воспитания (1857-1947 гг.)/М. Богуславский// Лидеры образования -2002. -N 9.- С. 60-62
  2. Богуславский М.В. Константин Николаевич Вентцель: защитник прав свободного ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusameeduforum.com/content/ru/?article=1000928&iid=13&task=art
  3. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. Изд. 2-е. — М.: Земля и фабрика, 1923. — 149с. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 3). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dates.gnpbu.ru/27/Ventsel/Ventzel_Novye_puti_vospitaniya_i_obrazovaniya_detey.pdf
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие здорового образа жизни в современной дошкольной педагогике

Здоровье - это физическая. Гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни ...

Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на ос...

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СЛОВАКИИ

Публикации в международном журнале «Наука и Мир» (№ 11 (27), ноябрь) http://scienceph.ru/d/413259/d/scienceandworldno11(27)novembervol.ii_0.pdf Аннотация: mетодологические основы педагогики ...

Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.    Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но его  надо научить ориентироваться в    ...

Современная дошкольная педагогика- как область научного знания.

Научная статья: "Современная дошкольная педагогика- как область научного знания."...

Проектная деятельность – перспективный метод современной дошкольной педагогики

Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной и интересной для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соот...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...